Файл: Социология курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Социологический взгляд на общество

1.2. Объект и предмет социологии

1.3. Социология в системе наук

1.4. Уровни социологического анализа

1.5. Структура социологического знания

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов социологии

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования

2.4. Количественные методы сбора социологической информации

2.5. Методы анализа и интерпретации данных

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

3.4. Классический период развития социологии

3.5. Развитие социологии в России

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Понятие общества

4.2. Понятие культуры

4.3. Ценности

4.4. Нормы

4.5. Символы и язык

4.6. Виды культуры

4.7. Восприятие культуры членами общества

4.8. Динамика культуры

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Понятие личности

5.2. Основы социализации

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл

5.4. Виды и агенты социализации

5.5. Социальный статус и социальная роль

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе

6.3. Критерии социальной стратификации

6.4. Социальная мобильность и маргинальность

6.5. Бедность и неравенство

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп

7.2. Массовые общности

7.3. Социальные движения

7.4. Социальные группы

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

7.6. Целевые общности (социальные организации)

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

8.1. Виды социальных связей

8.2. Формы социальных связей

8.3. Сущность социальных институтов

8.4. Типология социальных институтов

8.5. Институт семьи

8.6. Институт религии

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие девиации в социологии

9.2. Общая характеристика социальных отклонений

9.3. Делинквентное и криминальное поведение

9.4. Социальные эффекты девиации

9.5. Социологические теории девиации

9.6. Социальный контроль и социальные санкции

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1

10.1. Подходы к изучению социальных изменений

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология

10.3. Эволюция идеи прогресса

10.4. Классические теории социальных изменений

10.5. Глобализация человеческого общества

10.6. Агенты социальных изменений

Литература

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии



Первая современная теория революции предложена в 1925 г. Питиримом Сорокиным. Он делал свои выводы, исходя прежде всего из опыта русской революции 1917 г., в которой принимал участие. Его теорию можно считать бихевиористской, поскольку он сосредоточился на причинах, «порождающих революционные отклонения в поведении людей», и искал причины этого «отклонения» в области основных, базовых потребностей и инстинктов человека.

Сорокин прослеживает и документирует подобные изменения в разных областях человеческой жизни и поведения. К таким изменениям относятся: «подавление собственнического инстинкта масс», «подавление полового рефлекса», «подавление импульса к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта», «извращение религиозных, моральных, эстетических и других приобретенных форм поведения». Все это «приводит к дисфункции условных инстинктов, нарушает послушание, дисциплину, порядок и прочие цивилизованные формы поведения и обращает людей в беснующиеся орды сумасшедших».

Психологические теории оставляют область поведенческих рефлексов или базовых (фундаментальных) инстинктов и концентрируются на проблеме комплексных мотивационных ориентаций.

Самая влиятельная предложена Джеймсом Дэвисом и Тедом Гурром под названием теории «относительной депривации». Революции вызываются болезненным синдромом сознания, распространяющимся среди населения. «Нищета несет переворот», или, точнее, нищета, которую люди осознают и которую они определяют как несправедливость, толкает их на бунт.

По утверждению У. Дж. Рунсимэна, степень относительной депривации есть мера различия между желаемой ситуацией и тем, как человек ее себе представляет. Это воспринимаемая разница между ценностными ожиданиями (вещами и условиями жизни, которых, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и ценностными возможностями (вещами и условиями, которые они в действительности могут получить).

Если люди даже крайне нищи, но воспринимают это как должное, как предписание судьбы, провидения или как соответствие предопределенному социальному статусу, то революционного брожения не возникает. Лишь когда они начинают задаваться вопросом о том, что они должны иметь по справедливости, и ощущать разницу между тем, что есть и что могло бы быть, тогда и появляется чувство относительной депривации. Это
ощущение тесно связано с чувством несправедливости, возникающим из сравнения того, что люди имеют в действительности, и чего уже достигли другие, похожие на них.

Следовательно, революции возникают тогда, когда становится невыносимым разрыв между тем, что, как считают люди, они заслуживают, и тем, что они имеют в действительности.

Сторонники политических теорий рассматривают революцию как политический феномен как результат нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Так, по мнению Чарльза Тилли, революции — это не экстраординарные, исключительные, отклоняющиеся явления, а скорее, продолжение политики другими средствами, т. е. разновидность нормального политического процесса, в котором различные группы стремятся реализовать свои цели путем завоевания власти.

Литература





  1. Аверьянов, Л.Я. В поисках своей идеи: статьи и очерки / Л.Я. Аверьянов. - М., 2000. – 215 с.

  1. Американская социологическая мысль: тексты / Под В.И. Добренькова. - М., 1994. – 496 с.

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1999. - 375с.

  1. Асп, Э.К. Введение в социологию. Пер. с финск. Под общ. ред. А.О. Бороноева / Э.К. Асп. - М., 2000. – 248 с.

  1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Мн., 2003 – 416 с.

  1. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб. для высш. учеб. заведений / Г.С. Батыгин. - М.,1995. – 286 с.

  1. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 - 2. М., 2001.

  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – М., 2003. - 512с.

  1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М., 1998. – 244 с.

  1. Гидденс, Э. Социология: учебник для вузов / Э. Гидденс. - М., 1999. - 703с.

  1. Горшков, М.К. Прикладная социология: учебное пособие для вузов / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2003. – 312 с.

  1. Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие для вузов / А.С. Готлиб. - 2-е изд. - М., 2005. – 384 с.

  1. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие для вузов / А.Б. Гоффман. - 5-е изд. - М., 2001. – 216 с.

  1. Григорьев, С.И. Основы современной социологии / С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. - М., 2001. – 252 с.

  1. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург, 1998. – 208 с.

  1. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова / Э. Дюркгейм. - М., 1994. – 399 с.

  1. Клямкин, И.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование / И.М. Клямин, Л.М. Тимофеев. - М., 2000. – 595 с.

  1. Кравченко, А.И. Социология: общий курс: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М., 2002.– 640 с.

  1. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. - СПб., 2003. – 432 с.

  1. Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. - 9-е изд. - СПб., 2004. – 752 с.

  1. Медков, В.М. Демография: учебное пособие / В.М. Медков. - Ростов-на-Дону, 2002. – 448 с.

  1. Миллс, Ч.Р. Социологическое воображение / пер. с англ. О.А. Оберемко. Под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина / Ч.Р. Миллз. - М., 2001. - 264 с.

  1. Морено, Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе: пер. с англ. / Я.Л. Морено. - М., 2004. – 320 с.

  1. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. - М.- Воронеж, 2000. - 464 с.

  1. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. - 5-е изд. - СПб., 2002. – 688 с.

  1. Рывкина, Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: курс лекций / Р.В. Рывкина. - М., 2004. – 440 с.

  1. Семенова, В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. – М., 1998. – 292 с.

  1. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ./ Н. Смелзер. - М., 1994. – 688 с.

  1. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: пер. с англ. / П.А. Сорокин. - М., 1992. – 543 с.

  1. Социология в России / под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М., 1998. – 696 с.

  1. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Гришанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн., 2003. – 1312 с.

  1. Теоретическая социология: антология: в 2 ч. / пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. - М., 2002. - Ч. 1. – 424 с.

  1. Теоретическая социология: антология: в 2 ч. / пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. - М., 2002. - Ч. 2. – 428 с.

  1. Теория общества. Сборник / пер. с нем., англ. - М., 1999. – 416 с.

  1. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2001. – 511 с.

  1. Фролов, С.С. Социология: учебник для высш. учеб. заведений / С.С. Фролов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. – 318 с.

  1. Шалак, В.И. Контент-анализ: приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики и рекламы / В.И. Шалак. - М., 2004. – 272 с.

  1. Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В.А. Ядова / П. Штомпка. - М., 1996. – 416 с.

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии





  1. Социология как наука. Ее объект, предмет, функции и место в системе наук.

  2. Структура социологии. Уровни социологического знания.

  3. Социально-философские предпосылки возникновения социологии.

  4. Объективные причины быстрого развития социальных учений и возникновения социологии в ХIХ веке.

  5. Становление социологии как науки. Идеи О. Конта.

  6. Классический период развития социологии. Основные идеи, выдвинутые К. Марксом, Г. Спенсером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом.

  7. Судьба социологии в России в XIX - ХХвв.

  8. Общество как главная категория социологии. Гражданское общество и государство.

  9. Культура как система ценностей, норм, смыслов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения.

  10. Виды культуры. Восприятие культуры членами общества.

  11. Динамика культуры: виды социокультурных изменений в обществе.

  12. Личность – субъект и продукт социальных отношений.

  13. Современные представления о процессе формирования личности. Идеи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида и З. Фрейда.

  14. Процесс социализации личности. Агенты социализации.

  15. Социальный статус и социальная роль. Взгляды Т. Парсонса и Р. Мертона.

  16. Социальный класс и социальная страта. Основные положения классового анализа К. Маркса и М. Вебера.

  17. Исторически сложившиеся формы социальной стратификации.

  18. Социальная стратификация и мобильность. Идеи П. Сорокина.

  19. Бедность и неравенство. Виды бедности.

  20. Социальное расслоение общества в современной России.

  21. Социальные общности как форма социальной организации индивидов. Виды общностей.

  22. Социальные группы. Виды социальных групп.

  23. Групповая динамика: лидерство, конформизм, групповая сплоченность.

  24. Социальные движения как источники социальных изменений. Жизненный цикл социальных движений.

  25. Массовое сознание и массовое действие. Идеи Г. Тарда и Г. Лебона.

  26. Феномен общественного мнения: понятие, функции, проблемы изучения.

  27. Основные подходы к понятию социальной организации. Типы организаций.

  28. Бюрократия в организациях. Теории бюрократии М. Вебера и Р. Мертона.

  29. Понятие социального действия. Теория социального действия в работах М. Вебера и П. Сорокина.

  30. Социальное взаимодействие в повседневной жизни. Взгляды Дж. Хомманса, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля.

  31. Социальные конфликты: стадии протекания и способы разрешения.

  32. Социальные институты: признаки, типология, функции.

  33. Семья как социальный институт. Социальные функции семьи.

  34. Брак и семья в мире и в современной России. Альтернативные жизненные стили.

  35. Образование как социальный институт. Система образования в России.

  36. Здравоохранение как социальный институт. Здоровье населения России.

  37. Религия как социальный институт. Виды и функции религии.

  38. Роль и место религии в обществе: социологические теории.

  39. Понятие девиации в социологии. Виды девиантного поведения.

  40. Делинквентное и криминальное поведение: формы проявления и характерные черты.

  41. Социологические теории девиации. Понятие аномии.

  42. Социальный контроль и социальные санкции.

  43. Социальные изменения: теории эволюционизма, модернизации и исторических циклов.

  44. Прогресс как фактор социальных изменений. Критика идеи прогресса.

  45. Агенты социальных изменений.

  46. Понятие глобализации. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.

  47. Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования.

  48. Количественная и качественная методологии в социологических исследованиях.

  49. Этапы и виды социологического исследования.

  50. Программа и инструментарий социологического исследования.



Примерный перечень вопросов к зачету по социологии





  1. Социология как наука. Ее объект, предмет и место в системе наук.

  2. Объективные причины быстрого развития социальных учений и возникновения социологии в ХIХ веке.

  3. Становление социологии как науки. Идеи О. Конта.

  4. Классический период развития социологии. Основные идеи, выдвинутые К. Марксом, Г. Спенсером, М. Вебером, Э. Дюркгеймом.

  5. Культура как система ценностей, норм, смыслов. Влияние культуры на социальные и экономические отношения.

  6. Виды культуры. Восприятие культуры членами общества.

  7. Личность – субъект и продукт социальных отношений.

  8. Современные представления о процессе формирования личности. Идеи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида и З. Фрейда.

  9. Стадии социализации личности. Агенты социализации.

  10. Социальный статус и социальная роль. Взгляды Т. Парсонса и Р. Мертона.

  11. Социальный класс и социальная страта. Основные положения классового анализа К. Маркса и М. Вебера.

  12. Исторически сложившиеся формы социальной стратификации.

  13. Бедность и неравенство. Виды бедности.

  14. Социальные общности как форма социальной организации индивидов. Виды общностей.

  15. Социальные группы. Виды социальных групп.

  16. Групповая динамика: лидерство, конформизм, групповая сплоченность.

  17. Социальные движения как источники социальных изменений. Жизненный цикл социальных движений.

  18. Основные подходы к понятию социальной организации. Типы организаций.

  19. Понятие социального действия. Теория социального действия в работах М. Вебера и П. Сорокина.

  20. Социальное взаимодействие в повседневной жизни. Взгляды Дж. Хомманса, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля.

  21. Социальные институты: признаки и типология.

  22. Семья как социальный институт. Социальные функции семьи.

  23. Религия как социальный институт. Социальные функции религии.

  24. Понятие девиации в социологии. Виды девиантного поведения.

  25. Социологические теории девиации.

  26. Социальный контроль и социальные санкции.

  27. Социальные изменения. Теории эволюционизма, модернизации и исторических циклов.

  28. Агенты социальных изменений.

  29. Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования.

  30. Программа и инструментарий социологического исследования.



1 В основу лекции положена книга Петера Штомпки «Социология социальных изменений» (1993).