Файл: Социология курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 379

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Социологический взгляд на общество

1.2. Объект и предмет социологии

1.3. Социология в системе наук

1.4. Уровни социологического анализа

1.5. Структура социологического знания

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов социологии

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования

2.4. Количественные методы сбора социологической информации

2.5. Методы анализа и интерпретации данных

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

3.4. Классический период развития социологии

3.5. Развитие социологии в России

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Понятие общества

4.2. Понятие культуры

4.3. Ценности

4.4. Нормы

4.5. Символы и язык

4.6. Виды культуры

4.7. Восприятие культуры членами общества

4.8. Динамика культуры

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Понятие личности

5.2. Основы социализации

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл

5.4. Виды и агенты социализации

5.5. Социальный статус и социальная роль

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе

6.3. Критерии социальной стратификации

6.4. Социальная мобильность и маргинальность

6.5. Бедность и неравенство

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп

7.2. Массовые общности

7.3. Социальные движения

7.4. Социальные группы

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

7.6. Целевые общности (социальные организации)

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

8.1. Виды социальных связей

8.2. Формы социальных связей

8.3. Сущность социальных институтов

8.4. Типология социальных институтов

8.5. Институт семьи

8.6. Институт религии

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие девиации в социологии

9.2. Общая характеристика социальных отклонений

9.3. Делинквентное и криминальное поведение

9.4. Социальные эффекты девиации

9.5. Социологические теории девиации

9.6. Социальный контроль и социальные санкции

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1

10.1. Подходы к изучению социальных изменений

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология

10.3. Эволюция идеи прогресса

10.4. Классические теории социальных изменений

10.5. Глобализация человеческого общества

10.6. Агенты социальных изменений

Литература

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии


+

Рис. 9. Континуум форм взаимодействия индивида в обществе

по Р. Кевен



Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Формальные стандарты, доминирующие в этой зоне – это социальные нормы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума называется конформным. Оно вполне регулируется и управляется соответствующими социальными институтами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля.

Те люди, чье поведение попадает в зону B – «недокомформисты». Они вечно спорят, конфликтуют и враждуют с родителями, учителями и полицией. Однако общество не пытается их изолировать и всячески старается исправить их неправильный образ жизни. Те, кто попадает в группу F, являются «сверхконформистами». Молодежь из этой зоны расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Им свойственно заниматься самокопанием и критикой. Взрослые пытаются убедить их быть более непринужденными, веселыми и непосредственными. Людей, чье поведение находится в зоне B или F можно квалифицировать как маргинальных индивидов. Окружающие люди либо с удовольствием принимают их в свой круг, либо отталкивают.

Самые экстремальные зоны – A и G – это больше, чем просто отклонение от принятых норм. Это область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но она образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. Мальчиков из зоны G обзывают «очкариками», «любимчиками учителей», «рохлями» и т.п. Мальчиков из зоны А называют иначе: «трудновоспитуемые», «хулиганы» и т.п.
Таким образом, в зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно расположить вдоль некоторого континуума. На одном его полюсе разместится категория лиц, проявляющих максимально осуждаемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом – категория с максимально одобряемыми отклонениями от нормы: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. По результатам статистических подсчетов в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих категорий пришлось бы примерно по 10 – 15% общей численности населения, и порядка 70% пришлось бы на «твердых середняков».



9.3. Делинквентное и криминальное поведение



Под делинквентным поведением (от лат. delinquens - совершающий проступок) понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как правонарушения, за которые наступает административная ответственность. Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обсчет продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы в неположенном месте и др. К числу делинквентных поступков школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие поступки: невозвращение ночью домой, употребление алкоголя, незаконное хранение оружия, прогулы школьных занятий и т.д.

Нарушения молодежью социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Случается, что принятие в стране определенных законодательных актов приводит к тому, что девиантное поведение начинает квалифицироваться как делинквентное.

Так, в 2004 году во Франции был принят закон, запрещающий ношение студентами национально-религиозной одежды и атрибутики в светских учебных заведениях. За это студентов могут не допустить к занятиям и даже привлечь к административной ответственности. Пример трансформации делинквентного поведения в девиантное – легализация проституции в Париже и Амстердаме.

Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется еще и законом, - делинквентным. Возможность применения наказания проводит границу между делинквентным и преступным поведением.

Профессиональная преступность. Когда мы вступаем в сферу криминального поведения, то речь, как правило, идет о профессиональной преступности. Под профессиональной преступностью понимается совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения основного или дополнительного дохода. Профессиональная преступность представляет собой относительно замкнутую общественно опасную систему, обладающую рядом признаков и характеристик,
способную к самовоспроизводству криминальной деятельности.

Данные социологических исследований позволяют охарактеризовать профессиональную преступность следующим образом:

  • Совершение преступлений является одним из основных или основным способом добычи средств к существованию.

  • Совершение преступлений включает предварительную подготовку, обучение, овладение профессиональными навыками и секретами.

  • Профессиональный преступник выбирает преступную карьеру в качестве жизненной цели.

  • В рамках профессиональной преступности существует четкая иерархическая внутриклановая градация.

  • Профессиональной преступности свойственны свои традиции, обычаи, жаргон и другие элементы преступной контркультуры.

  • Профессиональные преступники способны готовить криминальную смену, передавать навыки и приемы совершения противоправных деяний начинающим преступникам.

Характерной чертой роста криминального профессионализма является появление активно действующих организованных преступных сообществ. Организованная преступность обладает следующими признаками:

  • Наличие двух или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направленности.

  • Внутри группы имеется иерархия и действуют определенные нормы поведения, чаще всего жесткие. Отдельные элементы структуры выполняют охранительные функции, функции разведки и контрразведки с тем, чтобы эта структура могла выжить.

  • Имеется своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, средства связи, вооружение.

  • Существуют каналы для «отмывания» денег.

  • Наличие признаков коррупции, связей с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки.

  • Раздел сфер влияния между отдельными группировками либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

На высшей стадии своего развития организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления. Это еще более опасно для стабильного существования социума.


Разновидностью организованной преступности считается рэкет (от англ. racket - шумиха). Рэкет – это организованная деятельность, направленная на понуждения лица к выполнению действий имущественного характера в интересах криминальных объединений. Рэкет имеет следующие характерные черты:

  • Рэкетиры действует не от своего имени, а от имени какой-то преступной организации.

  • Рэкету присущ фактор организованности, парализующий волю человека – жертвы посягательства. Именно этот фактор заставляет жертву уступить притязаниям рэкетиров.

  • Как социальный феномен он возникает тогда, когда складываются отношения между «данниками» и теми, кто взимает эту дань.

  • В отличие от простых вымогателей рэкетиры имитируют продажу некой услуги, в качестве которой обычно представляется покровительство, защита, и своего рода налог на то, чтобы заниматься определенной деятельностью.

Рэкет как масштабное явление возникает, когда государство не обеспечивает функций социального контроля за различными видами отклоняющегося поведения.

Должностные, хозяйственные и финансовые преступления наносят существенный ущерб экономике страны. Они включают в себя: систематические уклонения от уплаты налогов, крупномасштабные банковские аферы, создание «финансовых пирамид», хищения, взяточничество и т.д.

Политическая преступность – это злоупотребления властей или политических соперников влияющие на расстановку политических сил в стране или политические настроения в обществе. Против политических противников организуются террористические акты, заказные убийства, иные насильственные посягательства. Самым страшным для общества проявлением политической преступности выступает сращивание государственного аппарата с организованной преступностью.

Процесс профессионализации и интеллектуализации преступности в России объясняется тем обстоятельством, что ряды преступного мира стали пополняться за счет квалифицированных специалистов из госсектора, оказавшиеся вследствие падения уровня жизни и растущей безработицы на «социальном дне». В криминальной среде появились хозяйственные руководители, офицеры, специалисты по технологиям, анализу информации, владеющие оружием и т.д.