Файл: Социология курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Социологический взгляд на общество

1.2. Объект и предмет социологии

1.3. Социология в системе наук

1.4. Уровни социологического анализа

1.5. Структура социологического знания

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов социологии

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования

2.4. Количественные методы сбора социологической информации

2.5. Методы анализа и интерпретации данных

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

3.4. Классический период развития социологии

3.5. Развитие социологии в России

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Понятие общества

4.2. Понятие культуры

4.3. Ценности

4.4. Нормы

4.5. Символы и язык

4.6. Виды культуры

4.7. Восприятие культуры членами общества

4.8. Динамика культуры

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Понятие личности

5.2. Основы социализации

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл

5.4. Виды и агенты социализации

5.5. Социальный статус и социальная роль

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе

6.3. Критерии социальной стратификации

6.4. Социальная мобильность и маргинальность

6.5. Бедность и неравенство

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп

7.2. Массовые общности

7.3. Социальные движения

7.4. Социальные группы

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

7.6. Целевые общности (социальные организации)

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

8.1. Виды социальных связей

8.2. Формы социальных связей

8.3. Сущность социальных институтов

8.4. Типология социальных институтов

8.5. Институт семьи

8.6. Институт религии

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие девиации в социологии

9.2. Общая характеристика социальных отклонений

9.3. Делинквентное и криминальное поведение

9.4. Социальные эффекты девиации

9.5. Социологические теории девиации

9.6. Социальный контроль и социальные санкции

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1

10.1. Подходы к изучению социальных изменений

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология

10.3. Эволюция идеи прогресса

10.4. Классические теории социальных изменений

10.5. Глобализация человеческого общества

10.6. Агенты социальных изменений

Литература

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии

социальная общность — это «отно­сительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или неко­торых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общнос­тью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совмест­ной жизнедеятельности людей, формы человеческого об­щежития».

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

В социологии и социальной психологии общности делят на условные и реальные (Рис. 7). Условные общности в прямом смысле нельзя назвать общностями, так как в них отсутствуют обязательные и тем более непосредственные связи. Некоторые виды условных общностей в обыденной жизни называются группами, хотя в научном понимании группами не являются.

Так, мужчины, выпускники школ, физики, старики, курильщики представляются нам группой. Очень часто можно услышать слова о "возрастной группе молодежи от 18 до 22 лет".

Такое понимание также не является научным. Любое множество, выделение которого осуществляет­ся на основе обладания всеми определенной чертой, со­ставляет социальную категорию.

Множество людей, имеющих одну и ту же специаль­ность, будет называться профессиональной категорией. Множество людей одного и того же возраста (например: 60-75 лет) будет возрастной категорией. Множество людей одного пола — категорией пола.

Поэтому следует говорить не о «группе блондинок», а о «категории блондинок», не о «возрастной группе молодежи от 18 до 25 лет», а о «возрастной категории молодежи от 18 до 25 лет» и т.д. Такие социальные категории будут являться чисто услов­ными.

Зачастую категории – не более, чем статистические группировки. Однако информация о таких группировках может иметь важное значение.


Рис. 7. Виды социальных общностей



Иногда термин «груп­па» часто употребляют для обозначения некоторых инди­видов, которые пространственно и физически находятся в каком-то определенном месте. В данном случае разделе­ние осуществляется только пространственно с помощью физического определения границ (например, индивиды, находящиеся в одно и то же время на одной улице, едущие в одном вагоне электрички и т.д.). В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация (от лат.aggregatio — присоединение, накопление) - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Следует отметить, что некоторые условные общности очень близки к реальным общностям, то есть им бывают свойственны сплоченность и контактность. Если же при­знак, по которому происходит деление множества людей, существенный (например, пол, возраст, профессия, раз­мер дохода, тип поселения и т.п.), то такие общности приближаются к большим, но реальным группам типа класса и нации, которые образуются не по одному, а на основе совокупности существенных признаков.

Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массо­вые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие «социаль­ная группа», «группа».

7.2. Массовые общности



Массовые общности имеют следующие, свойственные для них, общие характеристики:

  • это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие совокупности;

  • существуют достаточно кратковременно;

  • объединены сходным поведением ее членов.

Некоторые социологи и социальные психологи называют их форма­ми коллективного поведения общности, а точнее, массо­вого поведения.

Толпа. Одним из первых серьезных исследований действий толпы была книга Гюстава Лебона (1841 – 1931) “Толпа”, опубликованная в 1895 году. Этот труд был результатом исследования революционных формирований времен Французской революции. С точки зрения Лебона, действия человека, зараженного коллективной эмоцией толпы, существенно отличаются от его действий в малых группах.

Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. В толпе пространственное объединение приво­дит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных.

Известный американский социолог Герберт Блумер (1900 – 1987) выделяет четыре типа толпы: случайную толпу, обусловленную толпу, действующую толпу и экспрессивную толпу.

Случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак) — обладает наименее неопределенной струк­турой. К образованию случайной толпы на улице могут привести дорожно-транспортное происшествие, по­имка правонарушителя, появление знаменитости, недо­вольство действиями проходящего человека и т.д. Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное (на стадионе, в театре). Экспрессивная толпа - организуется в целях личностного удовольствия ее членов (например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.). Действующая толпа - это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения.

Современные социологи выделяют также паническую (убегающую, спасающуюся) толпу — это тип толпы, спасающейся от реального или воображаемого ис­точника опасности, направляемый страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре). Паника не возникает только в том случае, когда есть достаточно надежные выходы из создавшейся кризисной ситуации или выхода нет вообще.


Российские социологи приводят и другие клас­сификации толпы в зависимости от способа их образования и характера поведения. Однако все они весьма условны. Между этими видами толпы нет непреодолимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга. Толпы часто имеют определенные общие характеристики: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.

Согласно точке зрения Лебона, люди, вовлеченные в состояние возбуждения, генерируемого толпой, временно утрачивают способность критического рассудочного мышления, обычного для них в условиях повседневной жизни. Они становятся чрезвычайно внушаемы и восприимчивы к агитации различных вожаков и демагогов. Под влиянием толпы индивиды регрессируют в направлении к "примитивному" типу реакций.

Как писал Лебон, "Будучи изолированным, индивид может оказаться весьма культурной личностью, в толпе же он варвар, то есть существо, ведомое инстинктом. Он обладает непредсказуемостью, жестокостью, грубостью, а также энтузиазмом и героизмом примитивного создания".

Способы воздействия, реализуемые в стихийных мас­совых общностях, достаточно традиционны. Охарактеризуем их:

1. Зара­жение - особый способ воздействия, ведущий к интеграции больших масс людей. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали
«появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.

2. Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием.

3. Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстри­руемого поведения. В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Габриэля Тарда (1848 – 1904), которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.

Публика – это кратковре­менное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собра­нием людей.

Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведе­ние индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в те­атре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

Публика может быть собранной и несобранной. Разновидностью собранной публики является аудитория.

Аудитория – это со­циальная общность людей, объединенная взаимодействи­ем с коммуникатором — индивидом или группой, владе­ющими информацией и доводящими ее до этой общнос­ти.