Файл: Социология курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Социологический взгляд на общество

1.2. Объект и предмет социологии

1.3. Социология в системе наук

1.4. Уровни социологического анализа

1.5. Структура социологического знания

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов социологии

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования

2.4. Количественные методы сбора социологической информации

2.5. Методы анализа и интерпретации данных

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

3.4. Классический период развития социологии

3.5. Развитие социологии в России

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Понятие общества

4.2. Понятие культуры

4.3. Ценности

4.4. Нормы

4.5. Символы и язык

4.6. Виды культуры

4.7. Восприятие культуры членами общества

4.8. Динамика культуры

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Понятие личности

5.2. Основы социализации

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл

5.4. Виды и агенты социализации

5.5. Социальный статус и социальная роль

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе

6.3. Критерии социальной стратификации

6.4. Социальная мобильность и маргинальность

6.5. Бедность и неравенство

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп

7.2. Массовые общности

7.3. Социальные движения

7.4. Социальные группы

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

7.6. Целевые общности (социальные организации)

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

8.1. Виды социальных связей

8.2. Формы социальных связей

8.3. Сущность социальных институтов

8.4. Типология социальных институтов

8.5. Институт семьи

8.6. Институт религии

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие девиации в социологии

9.2. Общая характеристика социальных отклонений

9.3. Делинквентное и криминальное поведение

9.4. Социальные эффекты девиации

9.5. Социологические теории девиации

9.6. Социальный контроль и социальные санкции

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1

10.1. Подходы к изучению социальных изменений

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология

10.3. Эволюция идеи прогресса

10.4. Классические теории социальных изменений

10.5. Глобализация человеческого общества

10.6. Агенты социальных изменений

Литература

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии

ориентациях протестантизма в отличие от католичества, которое более склонно к коллективизму, солидарности. Будучи мобилизованными для деятельности и успеха, которые призваны служить знаками спасения и благодати, люди начинают сравнивать свои достижения. Конкуренция становится образом жизни. Не потребление, а накопление капитала, не использование прибыли, а ее вложение в развитие, — такова единственно рациональная стратегия для того, чтобы гарантировать успех в конкуренции на рынке предпринимательства. В этот момент система начинает действовать сама по себе, воспроизводиться без поддержки со стороны религии. Это происходит, когда в обществе распространяются сильные мирские (секуляризующие) тенденции. Система, которая появилась как историческая случайность на северо-западе Европы, набирает силу для того, чтобы охватить большую часть земного шара.

Позже Вебер признал, что протестантизм следует рассматривать не как единственную причину, а как фактор, который на определенном витке развития капитализма был способен освободить массовые мотивации для мирской активности (перевести ее из «монашества» в иной мир) и мобилизовать предпринимателей и рабочих на интенсивное приложение усилий.

Великие личности как агенты изменений. Личности, как агенты социальных изменений, подразделяются на три различных типа.

  • Первый тип составляют обычные люди, занятые нормальной, повседневной деятельностью. Они работают и отдыхают, едят и спят, путешествуют и гуляют, разговаривают и пишут, смеются и ссорятся.

  • Второй - это исключительные люди, которые благодаря особым личным качествам (знаниям, компетенции, таланту, мастерству, силе, хитрости и даже «харизме») действуют во имя или в интересах других, либо манипулируют другими, подавляют их. Это лидеры, пророки, идеологи, государственные деятели, диктаторы, тираны и т.д.

  • К третьему типу относятся те, кто занимает позиции, обеспечивающие особые полномочия (при этом вовсе не обязательно, чтобы они обладали исключительными личными качествами). Роль таких людей требует действий, определяющих судьбу других. Мы имеем в виду правителей, законодателей, менеджеров, администраторов, полицейских и т.д.

В отличие от обычных людей, вклад каждого из которых ничтожен
, но в совокупности они могут дать мощный импульс социальным изменениям, выдающиеся личности оказывают на ход истории значительное влияние.

Все "великие люди" различаются по ряду критериев.

1. Время. Великих людей подразделяют их на тех, кто оставил долгий след в истории (Иисус, Будда, Цезарь, Наполеон, Сталин, Гитлер, Коперник, Эдисон), и временным, на смену которым приходят другие (люди из мира моды и шоу-бизнеса: Пьер Карден, Джанни Версаче, Элвис Пресли, Мадонна).

2. Пространственные масштабы. У кого-то масштабы влияния локально ограничены (Пол Пот, Пиночет, Саддам Хусейн), а у кого-то распространяются на весь земной шар (Гитлер, Ленин).

3. Результаты деятельности. На одном полюсе — «лидеры действия»: полководцы, политики, диктаторы, на другом — «лидеры мысли»: пророки, философы, ученые, мыслители.

4. Способ деятельности. Люди могут оставить свой след в истории как непреднамеренно, так и намеренно.

Джеймс Ватт и Нильс Бор не могли предусмотреть, что их открытия приведут к технической революции (изобретению парового двигателя и ядерной бомбы). Роза Парке, негритянка из Монтгомери штата Алабама, отказавшаяся занять в автобусе «место для черных», не преследовала цель начать мощное движение за гражданские права негров, впоследствии изменившее лицо Америки. С другой стороны, многие деятели сознательно пытаются играть великую роль, преобразовать мир. Наполеон и Маркс, Робеспьер и Ленин, Горбачев и Рейган — вот лишь некоторые примеры.

И, наконец, по всем трем осям существует огромное разнообразие конкретных случаев, различающихся по временной протяженности, пространственным масштабам и сфере влияния.

"Великие люди" - почти всегда обладатели харизмы (от греч. charisma- божественный дар, милость). Харизматические личности развивают в себе определенные черты, помогающие им усиливать свой образ посланцев Бога, воплощения судьбы, предвестников истории, вождей и т.д.

Для того чтобы харизматичность и героизм были реализованы, должны быть соблюдены некоторые условия:

1. Фактор ситуации. Должна сложиться социальная, политическая, экономическая ситуация, в которой отдельные решения обретают вес. Для того чтобы иметь шанс сыграть подлинно историческую роль, великая личность должна жить в исключительное время.

2. Фактор власти. Выдающаяся личность должна обладать прерогативами власти или влияния. Следовательно, великая личность должна не только жить в нужное время, но и оказаться в нужном месте.


3. Фактор масс. Подлинно исторические изменения возможны только тогда, когда в них включены большие массы людей. Никто в одиночку, лишь собственными руками, не в состоянии изменить историю.

Следует учитывать также неравное представительство великих личностей среди мужчин и женщин, различных рас и этнических сообществ.

Подавляющее большинство политических лидеров, монархов, президентов, военных героев - мужчины. Та же картина среди достигших вершины славы в науке и искусстве. Нобелевские премии по литературе получили 86 мужчин и лишь 7 женщин, по химии - 97 мужчин и лишь 4 женщины. Нет никаких оснований говорить о врожденном генетическом превосходстве мужчин с точки зрения склонности к творчеству, новациям. Единственное объяснение — укоренившиеся социальные предрассудки и дискриминация, неодинаковое распределение ресурсов (обучение, свободное время и т.д.) и внимания к действительному успеху (доступ к публикациям, средствам формирования мнений, общественной известности и т.д.).

Социальные движения в ряду других агентов изменений. Социальные движения — это, пожалуй, наиболее мощные силы, вызывающие социальные изменения. Люди сплачиваются и организуются для того, чтобы произвести изменения в обществе.

Социальные движения являются одновременно продуктом и производителем социальных процессов. С одной стороны, они могут рассматриваться как конечная причина последних, т. е. как условия, необходимые и достаточные для их совершения. Но социальные движения могут рассматриваться и просто как симптомы, эпифеномены, сопровождающие процессы, которые раскрываются по своим собственным законам (например, сопровождение прогресса модернизации, урбанизации неожиданными экономическими кризисами).

Классики XIX столетия выделили несколько причин, обусловливающих особую важность и значение социальных движений в современный период.

1. Первую можно назвать «темой Дюркгейма». Речь идет о простом физическом соединении больших масс людей в ограниченном районе, что происходит при индустриализации и урбанизации, приводящим к высокой «моральной плотности» населения.

2. Следующая типичная черта современности, которую можно назвать
«темой Тенниса», - это изоляция индивидов в деперсонифицированном обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе».

3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социального неравенства. Эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей.

4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразования политической системы, открывающие поле для коллективных действий большим массам людей.

5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на завоевании, контроле, господстве над реальностью и манипулировании ею - вначале природой, а постепенно и человеческим обществом.

6. Современное общество переживает культурный и образовательный подъем, рост которого, сопровождая распространение капитализма и демократии, увеличивает резерв потенциальных участников социальных движений.

7. Последняя черта современного общества, способствующая формированию социальных движений, - возникновение и распространение средств массовой информации.

Итак, социальные движения являются важнейшими компонентами социальных изменений. Их изучение оказывает мощную поддержку теории социального становления.

Революции – пик социальных изменений. Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Концепция революции в ее современном смысле относительно молода.

Сам термин появился уже в XIV в. и означал вращательное движение, хождение по кругу. Николай Коперник озаглавил свою знаменитую работу «О вращении небесных тел»: «On the Revolutions of Celestial Bodies» (1543). В XVII в. термин был заимствован политической философией и стал обозначать циклическую смену правителей или всей политической элиты в возникающих государствах. Лишь в XVIII в., с Великой французской революции (1789) как прототипа, складывается современная концепция революции. Она начинает использоваться в описании эпохальных прорывов, фундаментального «преобразования общества обществом». XIX век с его бесконечным динамизмом — индустриализацией, урбанизацией, развитием капитализма — был также «золотым веком» для идеи революции, которая проникла в повседневное мышление, равно как в политические и социальные теории.

От других форм социальных изменений революции имеют следующие четыре особенности.

  1. Революции относятся к фундаментальным, всеобъемлющим многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.

  2. Революции вовлекают большие массы людей, мобилизуемых и действующих внутри революционного движения.

  3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.

  4. Революции почти всегда сопровождаются насилием и принуждением. Это единственный спорный пункт, поскольку существуют исторические примеры принципиально ненасильственных, но удивительно эффективных и далеко идущих «революционных» движений, подобных гандизму в Индии или недавним социальным движениям в Восточной и Центральной Европе («мирная революция» польской «Солидарности», «бархатная революция» в Чехословакии).


В общественном сознании, указывает П. Штомпка, революции как правило вызывают следующие два вопроса, остающиеся без ответа по сей день:

Во-первых, почему эти революции никогда не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры? Более того, они часто завершаются прямо противоположным, выливаясь в еще большую несправедливость, неравенство, эксплуатацию, подавление и угнетение.

Во-вторых, почему разум в ходе революций заменяется силой, давлением, бессмысленным уничтожением? Почему их движут агрессивные, иррациональные, террористически настроенные толпы? В большинстве своем люди уже не мечтают о революциях, а боятся их.

Перечислим другие коллективные действия, отличные от революций, но нередко ошибочно отождествляемые с ними.

Coup d'etat, или «государственный переворот», — это внезапная, незаконная смена власти, правительства или персонала политических институтов без какого-либо изменения политического режима, экономической организации или культурной системы.

«Бунт», «восстание» или «неповиновение» - это массовые насильственные действия, направленные против собственных узурпаторов или иноземных завоевателей, в результате чего происходят некоторые изменения или реформы, но не революционные преобразования.

«Путч» (от нем. putsch - переворот) - это ситуация, когда группа, находящаяся в подчинении, отказывается подчиняться, но при этом не преследует четкой цели изменить что-либо. «Путч» означает насильственное свержение правительства армией (или ее частью), либо группой офицеров.

«Гражданская война» представляет собой вооруженный конфликт в обществе, который чаще всего вызывается религиозными или этническими противоречиями.

«Война за независимость» — это борьба зависимых, колониальных или находящихся под гнетом чужеземных завоевателей обществ, против навязанной им извне власти.

Наконец, под «волнениями», «беспорядками» и «социальным напряжением» понимаются стихийные выражения недовольства, тревоги, раздражения, которые не направлены против кого-то конкретно и не стремятся к каким-либо изменениям.

Как видим, коллективное поведение и коллективные действия принимают различные формы, но революции явно стоят особняком: все другие могут в конкретных исторических ситуациях сопутствовать революциям, предшествовать им или следовать за ними, но это не революции.