Файл: Социология курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Социологический взгляд на общество

1.2. Объект и предмет социологии

1.3. Социология в системе наук

1.4. Уровни социологического анализа

1.5. Структура социологического знания

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Общая характеристика методов социологии

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования

2.4. Количественные методы сбора социологической информации

2.5. Методы анализа и интерпретации данных

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в.

3.3. О. Конт – родоначальник социологии

3.4. Классический период развития социологии

3.5. Развитие социологии в России

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

4.1. Понятие общества

4.2. Понятие культуры

4.3. Ценности

4.4. Нормы

4.5. Символы и язык

4.6. Виды культуры

4.7. Восприятие культуры членами общества

4.8. Динамика культуры

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

5.1. Понятие личности

5.2. Основы социализации

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл

5.4. Виды и агенты социализации

5.5. Социальный статус и социальная роль

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

6.1. Исторически сложившиеся системы социальнойстратификации

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе

6.3. Критерии социальной стратификации

6.4. Социальная мобильность и маргинальность

6.5. Бедность и неравенство

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп

7.2. Массовые общности

7.3. Социальные движения

7.4. Социальные группы

7.5. Социально-психологические особенности малых групп

7.6. Целевые общности (социальные организации)

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

8.1. Виды социальных связей

8.2. Формы социальных связей

8.3. Сущность социальных институтов

8.4. Типология социальных институтов

8.5. Институт семьи

8.6. Институт религии

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

9.1. Понятие девиации в социологии

9.2. Общая характеристика социальных отклонений

9.3. Делинквентное и криминальное поведение

9.4. Социальные эффекты девиации

9.5. Социологические теории девиации

9.6. Социальный контроль и социальные санкции

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ1

10.1. Подходы к изучению социальных изменений

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология

10.3. Эволюция идеи прогресса

10.4. Классические теории социальных изменений

10.5. Глобализация человеческого общества

10.6. Агенты социальных изменений

Литература

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии




Федеральное агентство по образованию

Смоленский государственный университет

М.А. Захаров




СОЦИОЛОГИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ




Учебное пособие



УДК 316 (075,8)

ББК 60,5

З38

Рецензенты:

А.Г. Егоров, доктор философских наук, профессор

Е.E. Сухова, кандидат социологических наук
Пособие разработано в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. В его основе - курс лекций, которые автор читает в СмолГУ, СГАФКСТ, других вузах.

Предназначено для студентов, изучающих социологию в качестве обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплины. Написано с опорой на лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии и ставит целью помочь читателю в освоении дисциплины. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы.


З
З 38
ахаров, М.А.


Социология: курс лекций / М.А. Захаров. - Смоленск: СмолГУ, 2007. – 168с.


УДК 316 (075,8)

ББК 60,5

© Захаров М.А., 2007

© СмолГУ, 2007

Оглавление


Предисловие 5

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ 7

1.1. Социологический взгляд на общество 7

1.2. Объект и предмет социологии 8

1.3. Социология в системе наук 11

1.4. Уровни социологического анализа 12

1.5. Структура социологического знания 14

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 16

2.1. Общая характеристика методов социологии 16

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования 20

2.4. Количественные методы сбора социологической информации 22

2.5. Методы анализа и интерпретации данных 26

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях 28

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 31

3.1. Исследование социальной сферы в античности и эпохе Возрождения 31

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения социологии в XIX в. 33

3.3. О. Конт – родоначальник социологии 35

3.4. Классический период развития социологии 36

3.5. Развитие социологии в России 40

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА 44

4.1. Понятие общества 44

4.2. Понятие культуры 45

4.3. Ценности 47

4.4. Нормы 48

4.5. Символы и язык 51

4.6. Виды культуры 51

4.7. Восприятие культуры членами общества 53

4.8. Динамика культуры 55

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ 59

5.1. Понятие личности 59

5.2. Основы социализации 61

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл 65

5.4. Виды и агенты социализации 70

5.5. Социальный статус и социальная роль 71

Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 75

6.1. Исторически сложившиеся системы социальной стратификации 75

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе 77

6.3. Критерии социальной стратификации 79

6.4. Социальная мобильность и маргинальность 81

6.5. Бедность и неравенство 84

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ 89

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп 89

7.2. Массовые общности 91

7.3. Социальные движения 95

7.4. Социальные группы 97

7.5. Социально-психологические особенности малых групп 101

7.6. Целевые общности (социальные организации) 105

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 109

8.1. Виды социальных связей 109

8.2. Формы социальных связей 112

8.3. Сущность социальных институтов 116

8.4. Типология социальных институтов 119

8.5. Институт семьи 121

8.6. Институт религии 124

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 129

9.1. Понятие девиации в социологии 129

9.2. Общая характеристика социальных отклонений 129

9.3. Делинквентное и криминальное поведение 132

9.4. Социальные эффекты девиации 135

9.5. Социологические теории девиации 137

9.6. Социальный контроль и социальные санкции 141

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 145

10.1. Подходы к изучению социальных изменений 145

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология 146

10.3. Эволюция идеи прогресса 149

10.4. Классические теории социальных изменений 154

10.5. Глобализация человеческого общества 159

10.6. Агенты социальных изменений 161

Литература 168

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии 170

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии 172



Предисловие


Социология – это научная дисциплина, которая изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе. Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Социология объясняет социальное неравенство, конфликты и антагонизмы между различными социальными группами, что особенно актуально в период бурных экономических преобразований российского общества. С момента своего рождения человек живет в мире себе подобных, а значит не остаются без внимания социологов и проблемы личности, закономерности ее формирования в процессе уникального группового опыта. Таким образом, исследовательское поле социологии чрезвычайно обширно. В мире социальных отношений фактически не существует явлений, которые не подверглись бы пристальному социологическому анализу. Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир.

Современная социология не замыкается в рамках узкодисциплинарной области, она предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. При этом она является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей. Изучая молодежную тусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и падения промышленных корпораций, закат целых цивилизаций и крушение политических режимов, социология прибегает к самым разнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательским техникам.


На сегодняшний день социология является обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплиной в системе высшего образования России.

Курс социологии ставит своей целью:

  • дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

  • помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций;

  • способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию актуальных социальных проблем, ознакомить их с методикой проведения социологических исследований.

Данное учебное пособие призвано оказать помощь студенту в овладении курсом социологии. Большинство ключевых тем курса излагаются в простой, наглядной и предельно сжатой форме. Освещение важнейших теоретических подходов соседствует с обширным фактологическим материалом. Это позволит студенту не только лучше подготовиться к зачету (экзамену), но и сформировать образ социологии как важной и интересной научной дисциплины. Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в ней проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Тем не менее, студенту не следует пренебрегать посещением библиотеки и использованием других учебников, хрестоматий и научной периодики в процессе освоения курса.

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ




1.1. Социологический взгляд на общество



С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым разнообразным проблемам.

Социологиче­ские службы парламента, Президента, различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».


Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социоло­гия — наука об обществе. Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое словосочетание «социология» для обозначения высшей науки об обществе.

Как любая научная дисциплина, социология выполняет две основных функции: эвристическую (познавательную) и праксеологическую (прикладную). Эвристическая (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) функция социологии заключается в том, что эта наука формирует в будущем специалисте новый, профессиональный взгляд на мир человеческих отношений. Корпус социологического знания включает в себя различные предметные области, стили мышления и идеологии. Многие из них несопоставимы друг с другом. В конгломерате, объединенном общим наименованием «социология», сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Логика социологического мышления показывает, что социальное поведение, действия человека являются элементами более широких структур – групп, общностей, социальных институтов, в которых люди связаны различными сетями и нитями взаимной зависимости.

Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.

Эвристическая сущность социологии точно отражена в понятии «социологическое воображение», предложенном Чарльзом Р. Миллсом (1916 – 1962). Оно позволяет социологу: 1) рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные желания); 2) понимать скрытые структурные параметры всех социальных явлений; 3) вскрывать воздействие традиций и исторического прошлого на нашу современность; 4) принимать во внимание динамику,