ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Типы архитектур предприятия – описание моделей togaf и Захмана – их соответствия и различия.
В модели Захмана выделяются следующие перспективы:
8. Эволюция представлений об архитектуре предприятия.
9. Контекст Архитектуры предприятия.
10.Интегрированная концепция архитектуры предприятия
11.Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия
12.Архитектура и управление ит-портфелем
14. Бизнес-архитектура. Основные элементы, модели и инструменты описания бизнес-архитектуры.
17.Архитектура информации. Основные элементы, модели и инструменты описания архитектуры информации.
В Архитектуре приложений, как правило, выделяют две основные области:
22. Роль технологической архитектуры предприятия. Описание Gartner в технологической архитектуре.
24. Адаптивная технологическая инфраструктура. Использование.
25. Модель Захмана. Структура и модель описания ит-архитектуры Gartner.
26. Методики разработки архитектуры предприятия «сверху-вниз» и «снизу-вверх».
23. Роль технологической архитектуры предприятия. Подход п. Кина в описании технологической архитектуры.
Роль: ТА обеспечивает надежные ИТ-сервисы, предоставляемые в рамках всего предприятия в целом и координируемые централизованно, как правило, департаментами ИТ. + определяет актуальный набор аппаратного, системного, программного обеспечения, сетей и коммуникаций, необходимых для создания среды работы приложений, которые обеспечивают работу по управлению данными и обеспечивают бизнес-функции.
← Оценка состояния технологической инфраструктуры предприятия на основе подхода, предложенного Питером Кином, основана на критериях:
-
Функциональные возможности: возможности по выполнению бизнес- активностей, начиная с простых, таких как пересылка информации (сообщений), до выполнения сложных транзакций, которые могут производиться совместно сотрудниками, а также поставщиками и клиентами;
-
Охват: физические места расположения и группы людей, которые инфраструктура способна объединить, начиная от отдельного подразделения и до уровня отдельного сотрудника, где бы он ни находился.
На рисунке приведен вариант матрицы, которая использует эти два критерия. Чем шире функциональные возможности и охват инфраструктуры, тем более сложные, одновременно совершаемые в разных системах транзакции, может выполнять организация в различных местах расположения бизнеса. Например, точка "A" на рисунке означает возможность обеспечить, например, прием заказа и его обработку, включая информацию о складе, планах производства, выставление счетов во всех соответствующих системах и подразделениях независимо от местоположения. В то же время точка "B" соответствует ограниченным функциональным возможностям и широте охвата инфраструктуры, которая обеспечивает возможности по пересылке электронных сообщений в рамках отдельных подразделений.
24. Адаптивная технологическая инфраструктура. Использование.
В настоящее время адаптивность технологической инфраструктуры рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития ИТ. В данном случае адаптивность следует понимать как способность технологической инфраструктуры подстраиваться под требования бизнес-процессов в определенных пределах. При этом процесс подстраивания может осуществляться в автоматическом или полуавтоматическом режимах.
Чтобы быть адаптивной, технологическая инфраструктура должна обладать следующими основными характеристиками:
-
самоконфигурирования (организация в соответствии с текущими требованиями);
-
самозащиты (предотвращение сбоев в результате нарушения конфигурации отдельных компонентов или потери целостности данных);
-
самовосстановления (диагностика неисправностей, локализация ошибок и устранение их последствий);
-
самооптимизации (наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов без вмешательства человека).
Основные идеи адаптивной технологической инфраструктуры сводятся к следующему:
-
все ИТ-ресурсы являются общими и разделяемыми;
-
выделение ресурсов конкретным приложениям производится автоматически в соответствии с организационными требованиями;
-
качество обслуживания является предсказуемым и стабильным, несмотря на непредсказуемый спрос на ресурсы.
25. Модель Захмана. Структура и модель описания ит-архитектуры Gartner.
Модель Захмана – одна из первых попыток создать систематизированный подход к построению архитектуры предприятия, на котором информационные технологии являются лишь набором отдельных разрозненных элементов.
Исторически модель Захмана впервые была создана именно для ИТ-систем. Этот подход в последующей работе был обобщен для рассмотрения не только ИТ-систем, но и для описания предприятия в целом, так что предложенная модель, вообще говоря, может использоваться как средство для описания архитектур сложных производственных систем любого типа.
Основная идея заключается в том, чтобы обеспечить возможность последовательного описания каждого отдельного аспекта системы в координации со всеми остальными.
Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей шесть строк и шесть столбцов, которая приведена на рисунке ←.
Столбцы таблицы описывают основные аспекты, отражающие все сферы деятельности организации, отвечающие на простые вопросы: что, как, где, кто, когда, почему.
-
Данные (DATA) - что? Уровень описывает любые формы предоставления информации необходимой для эффективного функционирования предприятия.
-
Функции (FUNCTION) – как? Описывает набор бизнес-процессов, обеспечивающих функционирование предприятия.
-
Место (NETWORK) – где? Определяет географическое расположение объектов и сетевую организацию предприятия.
-
Люди (PEOPLE) - кто? Определяет участников процесса, описывает распределение ответственности и функции работников.
-
Время (TIME) - когда? Описывает временные характеристики. Время может быть абсолютным или относительным, отражать взаимосвязь процессов.
-
Мотивация (MOTIVATION) - почему? Определяет направление развития бизнес-цели и стратегии.
Строки таблицы:
-
Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом (бизнес-модель). На этом уровне вводятся достаточно общие основные понятия, определяющие бизнес (продукты, услуги, клиенты), а также формулируется бизнес-стратегия. Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.
-
Вторая строка (концептуальная модель) предназначена для определения в терминах бизнеса структуры организации, ключевых и вспомогательных бизнес-процессов.
-
Третий уровень (логическая модель) соответствует рассмотрению с точки зрения системного архитектора. Здесь бизнес-процессы описываются уже в терминах информационных систем, включая различные типы данных, правила их преобразования и обработки для выполнения определенных на уровне бизнес-функций
-
На четвертом уровне — технологической или физической модели — осуществляется привязка данных и операций над ними к выбранным технологиям реализации.
-
Пятый уровень соответствует детальной реализации системы, включая конкретные модели оборудования, топологию сети, производителя и версию СУБД, средства разработки и собственно готовый программный код. Многие из работ на данном уровне часто выполняются субподрядчиками.
-
Шестой уровень описывает работающую систему. На этом уровне могут быть введены такие объекты, как инструкции для работы c системой, фактические базы данных и т.д.. Надо заметить, что в исходной работе Захмана содержание этого уровня не детализируется.
Gartner
В 2002 году Gartner сформулировала новую концепцию архитектуры предприятия, которая стала определенным обобщением модели ИТ-архитектуры на уровень Бизнес-архитектуры. То есть концепция Gartner стала косвенным отражением растущей важности вопросов взаимодействия предприятий между собой, влияния концепций сервис-ориентированной архитектуры, осознания того факта, что существуют различные стили архитектуры ИС, соответствующие различным стилям бизнес-процессов. Типичными стилями бизнес-процессов являются массовая обработка транзакций, операции в реальном времени, аналитические процессы и бизнес-анализ, совместная работа.
Модель Gartner 2002 года сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней.
← УРОВНИ
При этом уровни ИТ-архитектуры соответствуют различным уровням выполнения операций реального бизнеса так, как показано на следующем рисунке ↓:
В этой схеме верхние два уровня ориентированы на совместное обсуждение с бизнес-руководителями и ИТ-специалистами и в какой-то степени соответствуют бизнес-архитектуре, а нижние два уровня входят во внутреннюю компетенцию ИТ-службы:
-
верхний уровень Среды бизнес-взаимодействия описывает новую модель "виртуального" бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнесом B2B. Этот уровень получил развитие в связи с распространением Интернет как среды взаимодействия.
-
второй уровень Стили бизнес-процессов описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, т.е. включает в себя бизнес-процессы предприятия, такие как обработка заказа, мониторинг производственных процессов, анализ использования критически важных ресурсов, совместная работа с информацией;
-
следующий уровень Шаблоны описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных задач на предприятии.
-
нижний уровень Строительные блоки (Bricks) соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных, сами данные и пр.
Данный подход Gartner представляет собой пример реализации методологии достаточно высокого уровня. Что касается разработки архитектуры, то в данном подходе сформулированы важные и полезные рекомендации в виде последовательности шагов и задач участников, которые, однако, не детализированы до уровня моделей процесса разработки архитектуры.