Файл: Ответы на экзамен АП.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Типы архитектур предприятия – описание моделей togaf и Захмана – их соответствия и различия.

В модели Захмана выделяются следующие перспективы:

8. Эволюция представлений об архитектуре предприятия.

9. Контекст Архитектуры предприятия.

Эффективная архитектура предприятия должна обеспечивать целостный и всеобъемлющий взгляд на следующие аспекты:

10.Интегрированная концепция архитектуры предприятия

11.Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия

12.Архитектура и управление ит-портфелем

13. Домены (предметные области) описания архитектуры предприятия. Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия.

14. Бизнес-архитектура. Основные элементы, модели и инструменты описания бизнес-архитектуры.

15. Элементы бизнес архитектуры предприятия. Описание подхода Gartner к построению бизнес архитектуры.

16.Элементы бизнес архитектуры предприятия. Основные модели описания бизнес-архитектуры. Подход декомпозиции.

17.Архитектура информации. Основные элементы, модели и инструменты описания архитектуры информации.

18.Архитектура информации – для чего служит, какие задачи решает, какие используются принципы, модели и стандарты.

В Архитектуре приложений, как правило, выделяют две основные области:

Модели и инструменты

Смотри вопрос 19!!!!

22. Роль технологической архитектуры предприятия. Описание Gartner в технологической архитектуре.

23. Роль технологической архитектуры предприятия. Подход п. Кина в описании технологической архитектуры.

24. Адаптивная технологическая инфраструктура. Использование.

25. Модель Захмана. Структура и модель описания ит-архитектуры Gartner.

26. Методики разработки архитектуры предприятия «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

34. Определение понятии функция и бизнес-процесс.

1. Предприятие, его характеристика.

 Статья 132 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) определяет предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В то же время предприятие — это не только имущественный комплекс, т.е. совокупность производственных зданий, оборудования, технологических процессов, но и определенное социальное единство, формируемое организационно-техническими процессами и экономическими отношениями, складывающимися внутри предприятия

1. Производственно-техническое единство, которое определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Производственно-техническое единство предполагает тесную технологическую связь цехов, участков, агрегатов и рабочих мест.  2. Организационно-административная самостоятельность. 3. Экономическая самостоятельность, которая предполагает наличие у предприятия обособленного имущества, самостоятельность в выборе вида деятельности, поставщиков и потребителей, в определении продажной цены на свою продукцию, во взаимоотношениях с государством, финансово-кредитными учреждениями, в планировании своей деятельности и т.п.  4. Обладание правами юридического лица — предполагает наличие самостоятельного баланса или сметы, собственного названия, юридического адреса, печати, расчетных счетов в банках. Юридическое лицо может выступать истцом или ответчиком в суде. Оно подлежит государственной регистрации и действует на основании устава, либо учредительного договора.

Признак

Централизованно- управляемая экономика

Рыночная экономика

1

Форма собственности

Почти полностью государственная

Преимущественно

частная

2

Основная цель деятельности

Выполнение плана по объему продукции

Получение прибыли

3

Степень самостоятельности

Полная подчиненность вышестоящему государственному органу

Автономность

4

Система ценообразования

Цены устанавливаются

централизованно

государством

Цены в основном формируются рынком

5

Ситуация с трудовыми ресурсами

Дефицит

Избыток

6

Ситуация с убыточными предприятиями

Функционируют в обычном режиме

Как правило банкротятся, ликвидируются или реорганизуются

7

Конкурентная

среда

Отсутствует

Присутствует


2. Типы архитектур предприятия – описание моделей togaf и Захмана – их соответствия и различия.

Один из наиболее популярных и развитых фреймвоков описания архитектуры принадлежит международному консорциуму The Open Group и так и называется: The Open Group Architecture Framework (TOGAF), то есть «Архитектурный фреймвок, созданный The Open Group». TOGAF является промышленным стандартом описания архитектуры предприятия, который может бесплатно использоваться любой организацией, разрабатывающей собственную архитектуру. TOGAF постоянно развивается с середины 90-х годов, в настоящее время актуальна его 9-я версия (9.2. с апреля 2018 года).

Фреймвок TOGAF в качестве основных компонентов архитектуры предприятия рассматривает уже знакомые нам четыре типа архитектуры: архитектуру бизнеса, архитектуру данных, архитектуру приложений и технологическую архитектуру. Архитектура данных и архитектура приложений объединены в архитектуру ИС. И этап разработки модели ИС состоит из 2-х частей: разработки модели архитектуры данных и модели архитектуры приложения.

Основное отличие TOGAF от других архитектурных фреймвоков заключается в том, что он фокусируется на процессе разработки архитектуры, и кроме информационной базы стандартных архитектурных моделей, его основу составляет подробно описанный пошаговый итеративный метод разработки архитектуры, который называется Architecture Development Method (ADM).

Самой популярной архитектурной моделью, которая активно используется при описании не только архитектуры предприятия, но и архитектуры других систем, является модель Захмана.

Он предложил отображать архитектуру предприятия в виде матрицы, строки которой отражают взгляд на предприятие различных групп его сотрудников, а также тех, кто использует результаты его деятельности: от инвесторов и высшего руководства до рядовых сотрудников. Так как владелец компании и рядовой сотрудник видят её с разной степенью детальности, можно сказать, что это взгляд на организацию с разной высоты (Захман назвал эти строки перспективами). 

В модели Захмана выделяются следующие перспективы:

  1. Хозяин или планировщик (Planner) — тот, кто устанавливает направление развития организации: прогнозирует изменения внешней среды, область функционирования организации, цели её деятельности. Это могут быть инвесторы или собрание акционеров компании.

  2. Руководитель (Owner) — тот, кто отвечает за функционирование предприятия: производство продуктов и/или предоставление услуг, управление затратами, выполнение персоналом своих обязанностей. Это топ-менеджер компании и владелец процессов. Руководитель должен понимать все основные компоненты предприятия как сложной системы, например: внешнюю среду, технологии, культуру, поставщиков, клиентов, законы, конкурентов, возможности, риски, деньги и т. д.

  3. Проектировщик (Designer) — конструктор или системный архитектор, который является промежуточным звеном между желаемым состоянием организации (с точки зрения «владельца») и технически/физически возможным. Сюда относятся аналитики и проектировщики. Применительно к ИТ, это постановщики задач и бизнес-аналитики.

  4. Подрядчик (Builder) — генеральный подрядчик, который обеспечивает производство конечного продукта или услуги. В рамках проекта — это руководитель проекта или системный аналитик. 

  5. Субподрядчик (Subconstructor) — тот, кто отвечает за построение и компоновку части конечного продукта или услуги, проектировщик и разработчик части конечного продукта или услуги. Например, это внешние компании, которые поставляют оборудование или программное обеспечение, или разрабатывают подсистему.

  6. Пользователь — тот, кто использует продукты или услуги работающего предприятия. Применительно к ИТ — это рядовые сотрудники компании.


Столбцы же матрицы отражают различные стороны (или аспекты) деятельности системы, или в конкретном случае, предприятия, которые сгруппированы по ответам на вопросы: Кто, Что, Где, Когда, Как, и Почему.

3. Цели и задачи процесса разработки архитектурного процесса.

Первоочередными задачами такого проекта являются:

  • организация необходимых структур с привлечением руководства предприятия, бизнес-подразделений и планирование работ;

  • понимание стратегии развития бизнеса организации;

  • формирование общих для бизнеса и ИТ требований к целевой архитектуре;

  • разработка концептуальной архитектуры в виде согласованного и полного набора принципов, в соответствии с которыми будет проводиться разработка архитектуры отдельных доменов (предметных областей или частных архитектур).

 При всех расхождениях в деталях проект работы над созданием архитектуры обычно включает решение следующих задач:

  1. Определение и обоснование цели – ответы на вопросы Почему? и Что?

  2. Выполнение ряда шагов, связанных с инициацией процесса разработки архитектуры (см. ниже).

  3. Определение существующего состояния архитектуры ( "as is") для каждой выбранной области (домена) – отправная точка ответа на вопрос Где?

  4. Определение целевой архитектуры – конечная точка ответа на вопрос Где?

  5. Анализ расхождений между текущим и желаемым состоянием.

  6. Разработка плана перехода – ответы на вопросы Когда? и Как?

  7. Подтверждение (проверка) достижимости – можно ли на самом деле достичь конечного состояния из данного начального состояния с учетом существующих ограничений?

  8. Выполнение намеченного плана.

4. Общая схема архитектурного процесса.

5. Изменение роли ИТ в бизнесе и обществе.

К числу характерных изменений бизнеса, которые оказывают существенное влияние на использование информационных технологий, относятся


    • глобализация бизнеса, связанная с необходимостью объединения различных национальных процессов, данных и персонала; 

    • динамика слияний и поглощений, приводящая к объективно необходимой интеграции различных информационных систем, объединению ИТ-служб и, что является наиболее сложным, интеграции различных корпоративных культур;

    • появление адаптивного стиля бизнеса - переход от модели, основанной на имеющейся линейке продуктов, к модели, основанной на гибком реагировании на потребности рынка. Этот стиль связан с признанием неизбежности и непредсказуемости изменений во внешней среде. Компании, принявшие такую модель, связывают достижение успеха с осуществлением таких преобразований в бизнес-процессах и организационной структуре, которые могли бы оперативно и адекватно подстраиваться под происходящие изменения; 

    • Сокращение длительности бизнес-процессов и виртуализация бизнеса.

6. Бизнес-стратегия и информационные технологии.

7. Архитектура предприятия: основные определения.

Архитектура ИТ и архитектура предприятия в целом как раз и является основным механизмом интерпретации и реализации целей организации через адекватные ИТ-инфраструктуру и системы. Это достигается через создание определенного количества взаимосвязанных архитектурных представлений (далее они будут называться доменами архитектуры). Имеется множество методик описания архитектуры (см. подробнее далее), и все они таким или иным образом разбивают ее на различное количество моделей и определений, которые относятся к таким областям, как бизнес, информация (данные), прикладные системы, технологическая инфраструктура.

Бизнес-модели описывают стратегию организации, структуры управления, требования, ограничения и правила, а также основные бизнес-процессы, включая взаимосвязи и зависимости между ними. Т.е. бизнес-архитектура описывает на уровне предприятия в целом то, как реализуются основные функции организации, включая организационные и функциональные структуры, роли и ответственности.

Архитектура информации определяет ключевые активы, связанные со структурированной и неструктурированной информацией, требующейся для бизнеса, включая расположение, время, типы файлов и баз данных и других информационных хранилищ.


Архитектура прикладных систем описывает те системы, которые и обеспечивают необходимый функционал для реализации логики бизнес-процессов организации.

8. Эволюция представлений об архитектуре предприятия.

В ранних работах ИТ-архитектура понималась в основном как Технологическая архитектура или архитектура, определяющая инфраструктуру информационной системы. Работы по описанию архитектуры были сосредоточены на формировании технологических стандартов и принципов, включая проведение инвентаризации различных технологий, используемых в организации. Такой подход позволяет добиться определенных частных выгод, связанных прежде всего с уменьшением стоимости закупок и эксплуатации информационных систем и уменьшением затрат на разработку приложений и обучение персонала. Однако он является заведомо ограниченным, так как не подразумевает ориентацию на решение бизнес-задач, таких как, например, формирование единых в масштабе компании данных по клиентам.

Следующей ступенью явилось понятие Корпоративной информационно-технологической архитектуры масштаба предприятия (EWITA – Enterprise-wide information technology architecture). Стало понятно, что усилия по описанию архитектуры предприятия должны включать в себя описание архитектуры информации и архитектуры прикладных систем, а не только технологический уровень. Основное направление работ при этом состоит в совместном использовании общих данных, исключении дублирования бизнес-функций, координации управления пользователями, ресурсами, информационной безопасностью за счет улучшений в управлении портфелем прикладных систем.

Корпоративная информационно-технологическая архитектура масштаба предприятия описывает то, как компоненты информационной системы связаны между собой; точно так же бизнес-архитектура описывает то, как элементы бизнеса связаны между собой.

Такой подход обеспечивает более эффективное взаимодействие различных структурных подразделений организации:

  • совместный доступ к информации различных подразделений, а также внешних организаций (клиентов, партнеров, поставщиков);

  • уменьшение дублирования с точки зрения параллельной реализации близких по функционалу прикладных систем для различных бизнес-подразделений;

  • решение проблем, которые затрагивают интересы нескольких подразделений, например, интеграция и взаимодействие информационных систем