Файл: В пособии рассмотрены основные требования к эксплуатационным материалам, производимым за рубежом и широко поставляемым в Россию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел

Таблица 2.4

Классы вязкости моторных масел

Глава 3

Трансмиссионные масла

3.1. Способы передачи крутящего момента

Продолжение табл. 3.3

Окончание табл. 3.3

Глава 5

Специальные жидкости

5.1. Охлаждающие жидкости

Таблица 5.10

Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей

6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода ГСМ

Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.

6.2. Потери топлива

6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов

6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта

6.5. Экономия ГСМ

6.6.1. Влияние ГСМ на природу и человека

6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел

6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники



Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряжённое состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъёмности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учётом условий эксплуатации АТС.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах;

для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), – в литрах сжиженного газа (из расчёта 1 л бензина соответствует 1,32 л СНГ);

для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ), – в нормальных метрах кубических СПГ (из расчёта 1 л бензина соответствует 1 куб. м СПГ);

для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в кубических метрах, рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Учёт условий эксплуатации производится с помощью ряда поправочных коэффициентов ( % - ного увеличения или снижения норм).

Нормы расхода топлива повышают при следующих условиях:

– работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5% до 20%. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении 2. Например, Новгородская область отнесена к 27 региону, где 5 месяцев (01.XI по 31.III) можно применять надбавку до 10%. Республика Саха – 7 месяцев, до 20%, а Дагестан (31-й регион), Чечня (32-й регион) и Ингушетия (34-й регион) – 3 месяца, до 5% и т. д.

– работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II, и III категорий) в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 метров – до 5% (нижегорье);

от 801 до 2000 метров – до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 метров – до 15% (высокогорье);

свыше 3000 метров – до 20% (высокогорье).

– работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II, и III категорий) вне пределов городов и пригородных зон, при наличии не менее 500 поворотов на 100 км пути (сложный план дорог) – до 10%.

– Работа автотранспорта в городах с населением:


а) свыше 3,0 млн. человек – до 25%;

б) от 1,0 до 3,0 млн. человек – до 20%;

в) от 250 тыс. до 1 млн. человек – до 15%;

г) от 100 тыс. до 250 тыс. человек – до 10%;

д) до 100 тыс. человек (города и посёлки городского типа, при наличии светофоров и дорожных знаков) – до 5%.

– работа, требующая частых технологических остановок – более, чем 1 остановка на 1 км пробега (автобусы, инкассация, очистка почтовых ящиков и т. д.) – до 10%.

– перевозка нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, движение в колонне, сопровождение при пониженных скоростях движения:

а) до 20–30 км/час – до 15%;

б) до 10 км/час – до 35%.

– при пробеге первой тысячи километров новыми или капитально отремонтированными автомобилями и при перегонке таких автомобилей одиночным порядком – до 10%, в спарке – до 15%, в строенном состоянии – до 20%.

– для автомобилей, эксплуатируемых:

а) более 5 лет – до 5%;

б) 8 лет – до 10%.

– при работе грузовых автомобилей, фургонов и т. п. без учёта массы перевозимого груза и технического транспорта внутри предприятия – до 10%.

– при работе специальных автомобилей с повышенным маневрированием (ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т. п.) – до 20%.

– при движении по бездорожью:

а) без груза – до 20%;

б) с полной или частичной загрузкой – до 40%;

– при чрезвычайных климатических условиях по дорогам I и III категорий – до 35%, IV и V категорий – до 50%.

– при учебной езде – до 20%.

– при работе климатических установок в движении – до 7%.

– при работе климатических установок на стоянке по норме 10 км пробега за час.

– при простое с обязательно работающим двигателем – до 10%.

Допускается на основании распоряжения местной администрации или приказа руководителя предприятия:

– на внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, приработки двигателей и т. п.) – увеличить расход горючего предприятием до 1% от общего значения.

– для модификаций, отличающихся по массе (установка фургонов, кунгов и т. д.):

а) на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля – увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км бензина, до 1,3 л/100 км дизельного топлива, до 2,64 л/100 км СНГ и до 2,0 куб. м/100 км СПГ; при газодизельном процессе – до 1,2 куб. м СПГ и до 0,25 л/100 км дизельного топлива;

б) по расчёту – в соответствии с программой-методикой ФГУП НИИАТ.

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий – до 15%.


В пригородной зоне городские коэффициенты не применяются.

При условиях применения нескольких надбавок определяют их алгебраическую сумму.

В дополнение к нормированному расходу газа для газобаллонных автомобилей допускается расход бензина или дизельного топлива:

– заезд в ремонтную зону и выезд из неё – до 5 л на один автомобиль;

– для запуска двигателя при температуре окружающей среды ниже 0 С – до 10 л в месяц на один автомобиль;

– на маршрутах протяжённостью, не обеспечиваемой одной заправкой, – до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Нормы расхода бензина или дизельного топлива для газобаллонных автомобилей, в указанных случаях, определяют по расходу для базовой марки.

Возможна корректировка существующих или введение новых поправочных коэффициентов при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).

Ниже приведены нормы расхода для наиболее часто используемых марок автотранспортных средств. Для АТС одной марки, с незначительными конструктивными особенностями, дан диапазон расхода для этих модификаций.

Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
Легковые автомобили


ВАЗ-1111 – 6,5

ВАЗ-210 – 8,5

ВАЗ-21043 – 8,3

ВАЗ-21033, 21035 – 8,5

  1. – 8,5

ВАЗ-2106 – 8,5

ВАЗ-2107 – 8,6

ВАЗ-2108, 2109 – 8,0

ВАЗ-21093, 21099 – 7,5

ВАЗ-2110 1.5i – 7,4

ВАЗ-2121, 21211 – 12,0

ВАЗ-21213 – 11,5

ВАЗ-2302 «Бизон» – 11,5

ГАЗ-14 – 22,0

ГАЗ-24 – 13,0

ГАЗ-24-01 – 13,5

ГАЗ-24-07 – 16,5 снг ГАЗ-3102 с двигателем 2104 ВАЗ-ЗМЗ-4022.10 – 13,0

ГАЗ-3105 – 13,7

ЗАЗ-968, 969 – 7,0-8,0

ЗАЗ-1102 – 7,0

ЗИЛ-41047 – 26,5

ИЖ-2125, 21251 – 10,0

Москвич (кроме указанного ниже ) – 10,0

Москвич-21412-01 – 8,5

Москвич-214145 «Святогор» – 8,8

УАЗ-469 – 16,0

УАЗ-31517 (с двигателем HR 492 НТА фирмы «VM») – 11,0 д



Легковые автомобили зарубежные




Alfa Romeo 166 2/5 v6 244 – 13,1

Audi 80 1.6 – 8,5

Audi 100 2.3 – 10,1

Audi A6 2.5 TDI – 6,9д

BMW MЗ (6L-3,201-321-5м) – 11,0

BMW 725 TDS –10,1д

Daewoo Espero 2.0 CD – 8,7

Dodge Caravan 3.8 v6 – 13,9

Fiat Marea 1.6 – 8,5

Ford Focus 2.0 – 8,5

Ford Focus 1.6 16v – 8,1

Ford Mondeo 2.0i CLX – 8,8

Ford Mondeo 1.8 – 8,2

Ford Mondeo 2.0 – 10,7

Ford Scorpio 2.0 – 8,2

Honda Civic 1.5i – 6,8

Jeep Cherokee 4.0 (брон., 6L-3) – 15,5

Jaguar Magestic 4.0 – 13,3

Land Rover Discovery v8i – 15,5

Land Rover Discovery 2.5D – 9,4д

Mazda 626NB 1.9 Comfort – 8,2

Mercedes-Benz E 200 – 9,5

Mercedes-Benz S 600 – 16,8

Mercedes-Benz S 600 (брон.) – 17,7


Mercedes-Benz Vito 110D – 9,бд

Автобусы
АКА-5225 «Россиянин» – 44,4 д

«Газель» с 4 и 5 ступенчатой

коробкой передач – 15,2–18

IKARUS – 27–46 д

КАвЗ – 26–32,5

ЛАЗ-695 – 41

ЛАЗ-695 НГ – 43 спг (41)

ЛАЗ-695 П – 51 снг

ЛАЗ-4202 – 35 д

ЛиАЗ-677 – 54

ЛиАЗ-677 Г – 67 снг

Лиаз-5256 – 22,5–37,4 д

Merсedes-Benz – 25–32 д

ПАЗ – 31,13–36

ПАЗ-3205-70 – 20,86 д

РАФ – 14,5–15

РАФ-220302 – 18 снг

УАЗ – 17–17,5

УАЗ-220602 – 22 снг

ЯАЗ-6211 – 50,6 д
Бортовые грузовые автомобили
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, нормы на 100 тонно-км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

бензин – до 2 л; дизельное топливо – до 1,3 л; сжиженный нефтяной газ (снг) – до 2,64 л; сжатый природный газ (спг) – до 2 куб. м; при газодизельном питании – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива. Эти нормы необходимо умножить на объём транспортной работы, который определяется как произведение массы груза и пробега с грузом. Полученное значение суммируется с базовой нормой, и к сумме применяются надбавки по условиям эксплуатации.

При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива на пробег (л/100 км ) автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного газа – до 2,64 л; природного газа – до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
Avia A-20H, 21K, 21N – 11д

Avia A-30N; 31 L, N, P – 13д

ГАЗ-53 А – 25

ГАЗ-53-07 – 37 снг

ГАЗ-53-27 – 25,5 спг (25)

ГАЗ-66 – 28

«ГАЗЕЛЬ» – 16–16,85 (17д)

ЗИЛ-130 – 31

ЗИЛ-131 – 41

ЗИЛ-133 – 38

ЗИЛ-133 ГЯ – 25 д

ЗИЛ-138 – 42 снг

ЗИЛ-138 А, 138 АГ – 32 спг (31)

ЗИЛ-4314 – 31

ЗИЛ-4331 – 25 д

ЗИЛ-43317 (с двигателем

КамАЗ-740) – 27 д

ЗИЛ-4334 – 25,3 д

IFA W50L – 20 д

КамАЗ-4310, 43105 – 31 д

КамАЗ-5320 – 25 д

КамАЗ-53208 – 22,5 спг плюс 6,5д (26д)

КрАЗ-255 Б – 42 д

МАЗ-5334 – 23 д

МАЗ-53366 (ЯМЗ-238 МГ) – 25,5 д

Magirus 232 D 19L – 24 д

Magirus 290 D 26L – 34 д

Tatra 111R – 33 д

Урал-355 – 30

Урал-375 – 50

Урал-4320 – 32 д

УАЗ-452 – 16

УАЗ-3303 – 16,5
Тягачи
Volvo F 8932 – 24 д

ЗИЛ-130 В – 31

ЗИЛ-131 В – 41

ЗИЛ-131 НВ (с двигателем ЗИЛ-375) – 43,5

ЗИЛ-138 В1 – 41 снг

ЗИЛ-441510 (с двигателем ЗИЛ-375) – 42

КамАЗ-5410 – 25 д

КамАЗ-54118 – 23,5 спг плюс 6,5 д (26 д)

КрАЗ-255 В – 40 д

МАЗ-5432 – 26 д


МАЗ-7310 – 98 д

МАЗ-7916 – 138 д

Mercedes-Benz-1735 LS – 18,7 д

Mercedes-Benz-2232 S – 27 д
Самосвалы
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
,
где – норма расхода топлива самосвального автопоезда

, л/100 км;

– базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учётом транспортной работы, л/100 км;

– пробег автомобиля или автопоезда, км;

– норма расхода топлива на транспортную работу и на дополни-тельную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 км;

– дополнительная норма расхода топлива на каждую поездку с грузом автомобиля-самосвала, л;

– количество поездок с грузом за смену;

– собственная масса прицепа, полуприцепа, т;

– грузоподъёмность прицепа, т;

– поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в процентах.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива ( ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

до 0,25 л жидкого топлива (до 0,25 куб. м природного газа и до 0,66 снг) на каждую единицу подвижного самосвального состава;

до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.

Для самосвалов БелАЗ – 1 л дизтоплива на каждую поездку с грузом.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъёмности: бензина – до 2 л, дизтоплива – до 1,3 л, сжиженного газа – до 2,64 л, природного газа – до 2 куб. м.

При работе автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 (почти всё время с грузом) допускается нормировать расход топлива также как и для бортовых автомобилей. При этом берут норму базового бортового автомобиля, скорректированную, исходя из разницы собственной массы этих автомобилей.
БелАЗ – 135–270 д

БелАЗ-548 ГД – 200 снг

ГАЗ-САЗ-53 Б – 28

ГАЗ-САЗ-3509 – 27 спг (28)

ГАЗ-САЗ-4509 – 17,0 д

ЗИЛ-ММЗ-554, 555, 4502 – 37

ЗИЛ-ММЗ-585 – 36

ЗИЛ-ММЗ-45023 – 50 снг

ЗИЛ -ММЗ-45054, 138 АБ – 37,5 спг (37)

IFA-W 50/А – 19 д

КамАЗ-55102 – 32 д

КамАЗ-55111 – 36,5 д

КамАЗ-55118 – 31 спг плюс 9,0 д (35 д)

КрАЗ-256 – 48 д