Файл: Диагностика и коррекция социальнопсихологического.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которая повышает уровень компетентности, развитие у подчиненных творческих способностей.

И в-шестых, можно порекомендовать развивать дополнительные направления по поддержанию командного духа коллектива: развитие корпоративной культуры, организация корпоративных мероприятий, коллективного отдыха и т.п.

Результаты коррекционной работы оценивались также по методике известного западного специалиста по управлению персоналом Ф. Фидлера, которая используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Эта методика допускает анонимное обследование, что повышает достоверность его результатов.

В качестве респондентов была выбрана та же группа сотрудников в следующем составе: члены высшего руководства – 25%, младшие менеджеры – 50%, обслуживающий персонал – 25%. Сотрудникам организации была предложена таблица, в которой приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в коллективе.

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре поставлен знак «*», тем более выражен этот признак в коллективе. Чем левее расположен знак, тем ниже балл, тем, по мнению отвечающего, благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе.

Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 (положительная оценка) до 80 (отрицательная оценка). На основании индивидуальных показателей путем подсчета среднего арифметического был создан средний профиль, представленный в таблице 5. Он характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Таблица 7

Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений

в коллективе ООО «ПромСтрой»







1

2

3

4

5

6

7

8




1

Дружелюбие

*






















Враждебность

2

Согласие




*



















Несогласие

3

Удовлетворенность







*
















Неудовлетворенность

4

Продуктивность













*










Непродуктивность

5

Теплота







*
















Холодность

6

Сотрудничество




*



















Рассогласованность

7

Взаимоподдержка







*
















Недоброжелательность

8

Увлеченность













*










Равнодушие

9

Занимательность













*










Скука

10

Успешность










*













Безуспешность


Для обоснования достоверного различия эффективности работы в конце работы, провели расчеты при помощи Т-критерия Вилкоксона.

Подсчет Т-критерия Вилкоксона:

1) Составили список испытуемых.

2) Вычислили разность между индивидуальными значениями в первом и втором замерах. Определили, что будет считаться «типичным» сдвигом. «Типичный сдвиг» - все положительные значения.

3) Перевели разности в абсолютные величины и записали их.

4) Проранжировали абсолютные величины разностей, начислили меньшему значению меньший ранг. Проверили совпадение полученной суммы рангов с расчетной. Совпали (40=40).

5) Необходимо отметить какими-либо знаками ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении (таковых нет).

6) Подсчитали сумму этих рангов по формуле:

Т=∑Rr, где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

Тэмп =0

7) Определили критические значения Т для данного n.

Если Тэмп. меньше или равен Ткр., сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

Ткр(0,05) =10

Ткр(0,01) =5

Тэмп меньше Ткр, следовательно, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

Расчеты отразили в таблице 8.

Таблица 8

Результаты статистического анализа динамики психологического климата и расчета критерия Вилкоксона

N

«До»

«После»

Сдвиг (tпосле - tдо)

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига

1

2

1

-1

1

6.5

2

2

2

0

0

3

3

5

3

-2

2

9

4

7

5

-2

2

9

5

3

3

0

0

3

6

2

2

0

0

3

7

3

3

0

0

3

8

5

5

0

0

3

9

6

5

-1

1

6.5

10

6

4

-2

2

9

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

40



Показатель благоприятности психологической атмосферы и межличностных отношений в ООО «ПромСтрой» равен 33.

В целом это хороший уровень психологического климата в коллективе. В сравнении с предыдущими результатами исследования данный показатель уменьшился на 8.



Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня социально-психологического климата в ООО «ПромСтрой»

Анализируя данные таблицы 5 можно сделать вывод, что такие показатели как дружелюбие, согласие, теплота, сотрудничество и взаимоподдержка были оценены сотрудниками достаточно высоко, как и ранее.

Данные показатели характеризуют, прежде всего, межличностные отношения в коллективе и способность его членов работать в слаженной команде.

А показатели удовлетворенности, продуктивности, увлеченности, занимательности и успешности существенно изменились в лучшую сторону. Эти показатели указывают в первую очередь на уровень организации процесса рабочей деятельности, на получение определенного результата от этой деятельности. Это означает, что коррекционная работа улучшила социально-психологический климат ООО «ПромСтрой».
Выводы по второй главе
Коррекционная программа базировалась на следующих предложениях, сформулированных для ООО «ПромСтрой»:

- процесс обогащения трудового процесса; - постановка трудовых целей;

- ротация.

Все эти мероприятия в конечном итоге дают результаты в разрезе следующих проблем:

- повышение производительности

- повышение удовлетворенности

- снижение производственной «апатии»

- существенное снижение брака продукции

- снижение конфликтности, по принципу «мы работаем больше, а получаем меньше».

Также по результатам анализа общей деятельности фирмы, предложены руководству ООО «ПромСтрой» некоторые рекомендации по повышению социально-психологического климата коллектива.

Во-первых, досконально подходить к формированию коллектива с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого сотрудника.

Во-вторых, улучшить условия труда работников, максимально удобно обустроить рабочие места с тем, чтобы каждый сотрудник имел своё личное пространство и чувствовал себя комфортно в организации.


В-третьих, повысить уровень дисциплины и организации посредством таких социально-психологических методов как командование и требование, не нарушая сложившихся партнерских отношений с подчиненными.

В-четвертых, разработать программу психологического планирования.

Его цель — формирование эффективного психологического состояния работников предприятия и трудового коллектива в целом.

Оно включает постановку целей развития и критериев его эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Для реализации данного предложения нужно создать на предприятии дополнительное подразделение – психологическую службу персонала.

В-пятых, разработать перечень мер по повышению заинтересованности сотрудников в процессе рабочей деятельности с целью ликвидации низкого уровня заинтересованности, увлеченности и успешности коллектива.

Это может быть делегирование подчиненным дополнительных прав и полномочий, обеспечение обучением и переподготовкой, которая повышает уровень компетентности, развитие у подчиненных творческих способностей.

И в-шестых, можно порекомендовать развивать дополнительные направления по поддержанию командного духа коллектива: развитие корпоративной культуры, организация корпоративных мероприятий, коллективного отдыха и т.п.

Результаты проведенной коррекционной работы повторно исследовались по методике известного западного специалиста по управлению персоналом Ф. Фидлера, которая используется для оценки психологической атмосферы в коллективе.

Повторное исследования показало снижение общего показателя благоприятности психологической атмосферы и межличностных отношений с 41 до 33, что положительно характеризует представленную коррекционную программу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Для интегральной характеристики социальной организации часто используются понятия: «социально-психологический климат», «морально - психологический климат» и т.п. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о «производственном» или «организационном» климате.

В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях.

В литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов. Конкретных разработок, направленных на совершенствование климата трудовых коллективов гораздо меньше.

Самым общим образом социально-психологический климат можно определить как состояние членов организации, обусловленное особенностями ее жизнедеятельности.

Данное состояние представляет собой своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов организации. Все это - это элементы социально - психологического климата.

Необходимо четко разграничивать элементы социально - психологического климата и факторы, влияющие на него.

К примеру, особенности организации труда не являются элементами социально-психологического климата, хотя их влияние на формирование того или иного климата, несомненно.

Социально-психологический климат - это всегда отраженное, субъективное образование в отличии от отражаемого - объективной жизнедеятельности данной организации и условий, в которых она протекает.

Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны.

Наличие тесной связи между социально-психологическим климатом коллектива и поведением его членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи.

Так, характер взаимоотношений в коллективе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат.

В то же время восприятие этих взаимоотношений его членами (отраженное) представляет собой элемент климата.

Исходя из этого, можно сказать, что социально-психологический климат - это отражение состояния отношений и общения между отдельными членами и структурными подразделениями социальной организации в виде соответствующего настроения, психоэмоционального состояния, уровней воззрений, что влияет на результативность деятельности, дисциплину и другие показатели.