Файл: Целью работы является анализ активных методов обучения в процессе подготовке менеджеров по продажам на занятиях междисциплинарного курса в условиях среднего профессионального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Характеристика, сущность, особенности и описание активных методов обучения



Использование активных методов обучения позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся. В центре такого процесса обучения стоит обучающийся, обучение максимально практико-ориентированное и позволяет не просто получать знания, а, главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения.

Методика активного обучения – это подготовка учебного процесса, при которой нет возможности не участвовать в познавательном процессе: или каждый ученик имеет свое ролевое задание, о котором он должен предоставить отчет, или от его действий зависит результат задачи, поставленный перед группой. Важная часть методики активного обучения состоит из методов активного обучения. Активные методы обучения – методы, активизирующие познавательную деятельность учеников. Состоят в основном из диалога, подразумевающего не ограниченный обмен мнениями о способах решения той или иной проблемы. Методы активного обучения определяются высоким уровнем активности учеников. Отличительной чертой методов активного обучения являются:

- вынужденная активизация мышления, когда ученик обязан быть активным в независимости от его желания;

- необходимое по длительности время вовлечения учащихся в учебный процесс, т.к. их активность не может быть кратковременной и эпизодической, а должна быть в большей степени стабильной и длительной (т.е. на протяжении всего занятия);

- самостоятельное принятие решений, высокая степень мотивации и эмоциональности учеников.

Важным методом активного обучения является мозговой штурм (метод мозговой атаки), дающий возможность подготовить процесс коллективного обдумывания для поиска не банальных способов решения проблем. Применение этого метода в процессе обучения позволяет решить следующие задачи:

- творческое усвоение учебного материала;


- синергия теории и практики;

- усиление учебно-познавательной деятельности учеников;

- вырабатывание умения концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- создание опыта коллективной интеллектуальной деятельности.

Метод групповой полемики дает возможность организовать работу коллектива учащихся для решения конкретных задач. Это метод, позволяет в процессе общения делать логические выводы, воздействовать на мнения, роли и установки участников полемики. На занятиях методика используется в виде беседы, которая формируется педагогом с учетом знаний и мнений учеников в каком-либо вопросе [6, с. 45].

Не банальным и действенным является метод театрализации – театральные постановки различных жанров по учебной программе во внеклассное время с большим числом участников, длительные по времени, с декорациями и другими необходимыми реквизитами. Данный метод требует серьезной подготовки, но это, несомненно, стоит того: эмоционально насыщенные, красочные и запоминающиеся мероприятия остаются в памяти детей. Драматизация – это метод изображения, разыгрывания по ролям содержания учебного материала на уроках. Героями могут выступать не только одушевленные персонажи, но и любые неживые предметы, и феномены из области технологии.

Применение методов технологии активного обучения дает возможность заменить пассивный монолог (который так не любят ученики) на активный взаимообмен мнениями всех участников образовательного процесса, вынуждая учеников и педагогов из пассивных слушателей преобразоваться в энергичных, целеустремленных, творческих игроков. Эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, раскрывая скрытый при традиционном подходе потенциал участников. На таких уроках обучающиеся увлечены, их работоспособность, и отдача в разы повышается, эффективность урока возрастает [12, с. 45].

Способность анализировать, сопоставлять, выделять главное, стремление к самосовершенствованию и желание дать адекватную самооценку, быть ответственным, самоорганизованным, обладать способностью творить и взаимодействовать – вот с какими навыками выпускник должен закончить школу. И задача педагога так организовать процесс обучения, чтобы была возможность раскрыться духовным силам его учащихся. А этому способствуют применение активных методов обучения, и вследствие чего их следует максимально использовать в педагогическом процессе.




1.3 Условия реализации предлагаемой методики активных методов обучения



В связи с изменением и пересмотром ценностей и целей общего и профессионального образования в современных условиях развитие личности в процессе обучения предполагает формирование творчески активной и социально зрелой личности, отмечает Л.М. Фридман [8].

Личность, отмечает Г.С. Костюк, развивается в связи с возникшими в ее жизни внутренними противоречиями; будучи преодолены, одни противоречия сменяются другими. Личность в своем развитии обнаруживает способность «подчинять ближайшие, личные побуждения к действиям более отдаленным, общественным мотивам, осознаваемым как нечто необходимое должное» [2].

Активные методы обучения (АМО) – «это социокультурная технология уменьшения риска для популяции» [1, с. 12]. А.М. Смолкин рассматривает активные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [7, с. 30].

Применение на практике проблемного и развивающего обучения привело к возникновению методов получивших название «активные». В основе их лежит диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов.

Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения сыграли работы М.М. Бирштейна, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Рабальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова и т.д.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения, что затруднило внедрение активных методов в вузе, так как требовалась определенная адаптация для теории активных методов к вузовскому дидактическому процессу. В связи с этим проводилась дискуссия, в частности, журналом "Вестник высшей школы", велись и специальные исследования, раскрывающие специфику проблемного обучения в вузе. А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках "субъект - субъектных" – отношений [3].


Успешность образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагает опору на ряд принципов:

Принцип индивидуализации – предполагает организацию многоуровневой системы воспитания и обучения детей, на основании учета их индивидуальных особенностей.

Принцип гибкости – предусматривает вариативность обучения на основании учета пожеланий и запросов со стороны учащихся, непосредственно в процессе проведения учебного занятия [7, с. 30].

Принцип сотрудничества – предполагает равные и доверительные взаимоотношения, основанные на взаимопомощи и взаимной ответственности педагога и учащихся [15, с. 88].

Активные методы обучения имеют ряд отличительных признаков:

Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно знаний. Имеет базис, на основании которого они начнут решение проблемы, а для ее конечного разрешения самостоятельно и активно будут формировать новые знания. Задача педагога оказать консультативную и направляющую помощь [9, с. 42].

Адекватность учебно-познавательной деятельности – предусматривает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемых ими знаний, умений и навыков [3, с. 24].

Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленные на самостоятельный поиск учебной информации и получение знаний [8, с. 42].

Индивидуализация – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности на основании учета индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося [10, с. 25].

Исследование изучаемых проблем и явлений – предполагает формирование фундаментальных навыков, необходимых для последующего успешного самообучения и самообразования [12, с. 45].

Непосредственность, самостоятельность – направлены на взаимодействие учащихся с учебной информацией и материалами. Отличие от традиционного обучения состоит в том, что между учебной информацией и учащимся, не стоит транслятор в виде педагога.

Мотивация – активность обучения предполагает обязательное наличие системы мотивации у учащихся [7, с. 22].

Таким образом, активные методы обучения являются специфической группой методов