Файл: Лекция 1 Вопросы Сущность и базовые понятия архитектуры предприятия Предприятие как объект изучения.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Архитектура предприятия в различных аспектах
1. Сущность и базовые понятия архитектуры предприятия 1.1. Предприятие как объект изучения
Предприятие как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Ссылка на видеоролик «Архитектура предприятия?»
1.3. Значение архитектуры предприятия в современных условиях
− выявление бизнес-процессов, требующих первоочередной автоматизации;
− выявление первоочередных направлений совершенствования каналов связи;
− анализ альтернативных вариантов совершенствования ИТ-инфраструктуры;
− выявление бизнес-процессов, требующих совершенствования;
− избавление от дублирующих действий в различных системах;
− анализ альтернативных вариантов совершенствования бизнес-процессов;
Рассматриваемая в статике архитектура предприятия состоит из следующих элементов:
1) миссии и стратегии, стратегических целей и задач;
Видеоролик «Бизнес-архитектура предприятия»
При этом желательно устанавливать цели для каждого направления деятельности предприятия.
Помимо стратегического планирования выделяют тактическое и оперативное планирование.
входящие процессы — процессы, ссылающиеся на данный процесс;
исходящие процессы — процессы, на которые ссылается данный процесс;
функции — составляющие процесса (шаг) — четырех видов:
В системную архитектуру включены следующие основные элементы:
Примерами преимуществ от использования ИТ являются:
- Учет в системной архитектуре — это совокупность информационных систем, баз данных и справочников, реализующих ведение бухгалтерского учета и отчетности по РПБУ и МСФО, ведение баланса предприятия. Данный класс систем часто реализует также налоговый учет. Формирование проводок бухгалтерского учета происходит на основании журнала операций бэк-офиса путем разнесения операций в соответствии со справочником котировок.
- Информационное хранилище в системной архитектуре представляет собой совокупность информационных систем, баз данных и справочников, реализующих функциональность по описанию метаданных, сбору, очистке, обогащению, консолидации первичной информации из транзакционных систем, а также построению витрин данных.
- сформулированными миссией и стратегией предприятия, стратегическими целями и задачами;
- бизнес-архитектурой в текущем (AS-IS — как есть) и планируемом (TO-BE — как должно быть) состоянии;
- системной архитектурой в текущем (AS-IS) и планируемом (TO-BE) состоянии;
- планами мероприятий и проектов по переходу из текущего состояния в планируемое (планами миграции). Иногда модели AS-IS и ТО-ВЕ различаются очень сильно, так что переход от начального к конечному состоянию становится неочевидным. В этом случае необходима третья модель, описывающая процесс перехода от начального состояния системы к конечному, поскольку такой переход — это тоже бизнес-процесс
- определение проекта как совокупности задач и работ;
- фазы и сроки реализации проекта в целом и составляющих проект задач и работ;
- анализ конкурентной среды и рисков, связанных с реализацией проекта;
- состав статей расхода бюджета проекта;
- критерии успешности реализации проекта и ожидаемый экономический эффект.
Рис. 1.5. Циклическое развитие архитектуры предприятия
Связь понятий бизнес-архитектуры, системной архитектуры и архитектуры предприятия показана на рис. 1.6.
Эволюция представлений об архитектуре предприятия и получаемая на каждом этапе расширения соответствующих представлений дополнительная ценность показаны на рис. 1.7.
Концепция архитектуры предприятия явилась результатом поиска некоторого целостного подхода, обеспечивающего «взгляд на организацию в целом» с учетом всех возможных измерений, хотя такой учет предполагает и усложнение представлений об архитектуре.Рис. 1.6. Позиционирование понятия «архитектура предприятия»
Рис. 1.7. Расширение представлений об архитектуре предприятия
и дополнительные преимущества
- Миссия формулируется, как правило, в двух вариантах:
- короткий вариант миссии представляет собой «брендовый слоган» организации (1–2 коротких предложения), направленный, прежде всего, на формирование имиджа организации в обществе;
- расширенный вариант миссии предназначен для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии:
- цель функционирования организации;
- область деятельности организации;
- философию организации;
- методы достижения поставленных целей;
- методы взаимодействия организации с обществом (социальную политику организации).
. Недостижимые или достижимые лишь частично цели приводят к негативным последствиям: блокированию стремления работников эффективно хозяйствовать, снижению уровня их мотивации, ухудшению показателей инновационной, производственной и социальной деятельности предприятия, снижению конкурентоспособности его продукции на рынке; 4) взаимосогласованность и поддерживаемость множественных целей предприятия, т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не могут препятствовать реализации других целей. Иное может привести к возникновению конфликтной ситуации между подразделениями предприятия (фирмы), ответственными за достижение различных целей. Стратегия как модель организации бизнес-процессов предприятия для достижения долгосрочных целей формулирует общие направления развития деятельности предприятия, в первую очередь касающиеся производимой продукции и каналов ее продвижения. При этом стратегия должна обеспечить концентрацию усилий в той области, где будут иметь место устойчивые конкурентные преимущества. Разработка корпоративной стратегии позволяет перейти от управления организацией, зависящего от воздействия случайно возникающих внешних и внутренних факторов, к планомерной деятельности по достижению определенных результатов с возможностью оценки их достижимости по определенным критериям и применения адекватных управляющих воздействий. На рис. 1.8 отражены главные направления деятельности предприятия, которые могут декларироваться стратегией предприятия. Стратегия как модель организации бизнес-процессов предприятия для достижения долгосрочных целей формулирует общие направления развития деятельности предприятия, в первую очередь касающиеся производимой продукции и каналов ее продвижения. При этом стратегия должна обеспечить концентрацию усилий в той области, где будут иметь место устойчивые конкурентные преимущества. Разработка корпоративной стратегии позволяет перейти от управления организацией, зависящего от воздействия случайно возникающих внешних и внутренних факторов, к планомерной деятельности по достижению определенных результатов с возможностью оценки их достижимости по определенным критериям и применения адекватных управляющих воздействий. На рис. 1.8 отражены главные направления деятельности предприятия, которые могут декларироваться стратегией предприятия.
По своему содержанию стратегия является долгосрочным плановым документом, результатом стратегического планирования. Основные этапы стратегического планирования показаны на рис. 1.9.
Рис. 1.8. Главные взаимосогласованные направления деятельности предприятия
Рис. 1.9. Основные этапы стратегического планирования
- конкретности формулировки целей и их измеряемости;
- четкой ориентированности целей во времени;
- достижимости, сбалансированности и ресурсной обеспеченности;
- однонаправленности и взаимосоответствия целей.