Файл: Лекция 1 Вопросы Сущность и базовые понятия архитектуры предприятия Предприятие как объект изучения.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Архитектура предприятия в различных аспектах

Лекция №1

1. Сущность и базовые понятия архитектуры предприятия 1.1. Предприятие как объект изучения

Предприятие в соответствии со ст. 132 Гражданского кодекса РФ— это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Ссылка на видеоролик «Архитектура предприятия?»

https://youtu.be/MuIxTIr9AFY

1.3. Значение архитектуры предприятия в современных условиях

− выявление бизнес-процессов, требующих первоочередной автоматизации;

− выявление первоочередных направлений совершенствования каналов связи;

− анализ ИТ-систем и их взаимодействия, оценку степени покрытия бизнес-процессов и информационных потоков существующими системами;

− оптимизацию обработки информации во взаимодействующих системах (избавление от дублирующих систем и данных, согласование справочников и классификаторов, используемых в различных системах, и т.п.);

− анализ альтернативных вариантов совершенствования ИТ-инфраструктуры;

− выявление бизнес-процессов, требующих совершенствования;

− избавление от дублирующих действий в различных системах;

− анализ альтернативных вариантов совершенствования бизнес-процессов;

2. Статический и динамический аспекты архитектуры предприятия 2.1. Основные элементы и слои архитектуры предприятия

Рассматриваемая в статике архитектура предприятия состоит из следующих элементов:

1) миссии и стратегии, стратегических целей и задач;

2) бизнес-архитектуры;

3) системной архитектуры.

Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные ученые давали различные формулировки миссии, но в целом можно выделить два подхода к пониманию миссии:

Четкое определение миссии, стратегии и бизнес-целей предприятия позволяет сформулировать основные направления его развития и поставить долгосрочные цели и задачи.

Видеоролик «Бизнес-архитектура предприятия»

Представление архитектуры предприятия в статическом аспекте как совокупности трех основных элементов определяет позиционирование слоев архитектуры.

Связь понятий бизнес-архитектуры, системной архитектуры и архитектуры предприятия показана на рис. 1.6.

Эволюция представлений об архитектуре предприятия и получаемая на каждом этапе расширения соответствующих представлений дополнительная ценность показаны на рис. 1.7.

По своему содержанию стратегия является долгосрочным плановым документом, результатом стратегического планирования. Основные этапы стратегического планирования показаны на рис. 1.9.

При этом желательно устанавливать цели для каждого направления деятельности предприятия.

Помимо стратегического планирования выделяют тактическое и оперативное планирование.

2.3. Бизнес-архитектура

Экономичность. Данная структура, в отличие от других, исключает дублирование функций в подразделениях организации.

входящие процессы — процессы, ссылающиеся на данный процесс;

исходящие процессы — процессы, на которые ссылается данный процесс;

функции — составляющие процесса (шаг) — четырех видов:

2.4. Системная архитектура

В системную архитектуру включены следующие основные элементы:

1) архитектура информации:

В результате такой оценки прикладные системы относят к одной из четырех возможных категорий (рис. 1.16):

Примерами преимуществ от использования ИТ являются:

Задание для самостоятельной работы

1. Ответить на вопросы для самоконтроля в формате MS Word :

Ссылка на видеоролик «Архитектура предприятия?»

https://youtu.be/MuIxTIr9AFY

  • структуру бизнеса;
  • информацию, необходимую для ведения бизнеса;
  • технологии, применяемые для поддержания бизнес-операций;
  • процессы преобразования, развития и перехода, необходимые для реализации новых технологий в ответ на изменение/появление новых бизнес-потребностей.
  • архитектура предприятия определяет общую структуру и функции систем в рамках всей организации в целом и обеспечивает общую рамочную модель, стандарты и руководства для архитектуры уровня отдельных проектов. Общее видение создает возможность единого проектирования систем, адекватных с точки зрения удовлетворения потребностей организации и способных к взаимодействию и интеграции там, где это необходимо;
  • архитектура уровня отдельных проектов определяет структуру и функции систем на уровне проектов и программ, но в контексте организации в целом, т. е. не индивидуальных изолированных систем;
  • архитектура прикладных систем определяет структуру и функции приложений, которые разрабатываются с целью обеспечения требуемой функциональности. Некоторые элементы этой архитектуры могут быть определены на уровне архитектуры предприятия или архитектуры отдельных проектов (в форме стандартов и руководств) с целью использования лучшего опыта и соответствия принципам всей архитектуры в целом.

Рис.1.3. Уровни архитектуры предприятия
Стандарт IEEE 1471, разработанный Institute of Electrical and Electronics Engineers (Институт инженеров-электриков и электронщиков — международная организация, занимающаяся в частности изданием рекомендаций (международных стандартов). Член организаций ANSI и ISO), предоставляет метамодель для определения архитектуры предприятия (рис. 1.4) — Conceptual Framework. Стандарт определяет такие абстрактные элементы архитектуры, как представления, системы, среды, обоснования, заинтересованные стороны и т. д. В соответствии со стандартом система обладает некоторой архитектурой, которая может быть определенным образом описана с различных точек зрения в зависимости от интереса участников процесса анализа и построения архитектуры системы. Каждой точке зрения соответствует определенное представление, основу которого составляет некоторый набор моделей. Однако стандарт IEEE 1471 не определяет структуру собственно архитектуры предприятия. Например, в стандарте указывается на необходимость иметь различные представления архитектуры, но при этом не указывается, какие именно.. Стандарт IEEE 1471, разработанный Institute of Electrical and Electronics Engineers (Институт инженеров-электриков и электронщиков — международная организация, занимающаяся в частности изданием рекомендаций (международных стандартов). Член организаций ANSI и ISO), предоставляет метамодель для определения архитектуры предприятия (рис. 1.4) —
Conceptual Framework. Стандарт определяет такие абстрактные элементы архитектуры, как представления, системы, среды, обоснования, заинтересованные стороны и т. д. В соответствии со стандартом система обладает некоторой архитектурой, которая может быть определенным образом описана с различных точек зрения в зависимости от интереса участников процесса анализа и построения архитектуры системы. Каждой точке зрения соответствует определенное представление, основу которого составляет некоторый набор моделей. Однако стандарт IEEE 1471 не определяет структуру собственно архитектуры предприятия. Например, в стандарте указывается на необходимость иметь различные представления архитектуры, но при этом не указывается, какие именно..
Рис. 1.4. Метамодель для определения архитектуры предприятия стандарта IEEE 1471

1.3. Значение архитектуры предприятия в современных условиях

В современных условиях возникает необходимость изыскания возможностей эффективного использования существующих технологий организации бизнес-процессов предприятия и внедрения новых, что может быть обеспечено в рамках построения архитектуры предприятия. Таким образом, построение архитектуры предприятия является одним из главных средств управления изменениями, направленными на реализацию следующих возможностей:
  • оказание помощи менеджерам при анализе потенциальных изменений и их реализации;
  • предоставление основы для совместной работы бизнесменеджеров и ИТ-менеджеров над целями, бизнес-процессами и системной организацией;
  • предоставление единого хранилища всей информации о предприятии;
  • обеспечение менеджерам поддержки в принятии решений.
Построение эффективной архитектуры позволяет предприятию снизить риски и увеличить отдачу от инвестиций в информационные технологии, что достигается посредством четкого определения структуры существующих и вновь проектируемых автоматизированных информационных систем. Наличие обоснованных стратегий позволяет упростить и ускорить выполнение бизнес-процессов посредством проведения их реинжиниринга во взаимосвязи с используемыми ИТ.

  • рост масштаба и сложности информационных технологий, увеличение их стоимости и повышение степени риска в проектах их создания и внедрения;
  • включение ИТ в основную деятельность, рост требований к эффективности инвестиций в ИТ;
  • переход к процессному подходу, интегрирующему деятельность подразделений, рост требований к эффективному взаимодействию ИТ-систем между собой.
  • информационная поддержка работ по сопровождению и развитию ИТ-инфраструктуры, которая включает:
  • 1   2   3   4   5   6   7   8

− выявление бизнес-процессов, требующих первоочередной автоматизации;

− выявление первоочередных направлений совершенствования каналов связи;

− анализ ИТ-систем и их взаимодействия, оценку степени покрытия бизнес-процессов и информационных потоков существующими системами;

− оптимизацию обработки информации во взаимодействующих системах (избавление от дублирующих систем и данных, согласование справочников и классификаторов, используемых в различных системах, и т.п.);

− выявление, согласование, формализацию и документирование требований к перспективным ИТ-системам, контроль внедрения новых систем на предмет соответствия согласованным требованиям в части покрытия информационных потоков;

− анализ альтернативных вариантов совершенствования ИТ-инфраструктуры;

  • информационная поддержка работ по совершенствованию бизнес-процессов предприятия, позволяющая осуществлять:
  • − выявление бизнес-процессов, требующих совершенствования;

    − избавление от дублирующих действий в различных системах;

    − анализ альтернативных вариантов совершенствования бизнес-процессов;

    информационная поддержка всех заинтересованных лиц, включая сотрудников предприятия, использующих ИТ-системы в силу своих должностных обязанностей, а также разработчиков и лиц, сопровождающих используемые на предприятии системы. При этом все заинтересованные лица обеспечиваются единым языком базовых представлений.
    • продолжение

    2. Статический и динамический аспекты архитектуры предприятия 2.1. Основные элементы и слои архитектуры предприятия

    Рассматриваемая в статике архитектура предприятия состоит из следующих элементов:

    1) миссии и стратегии, стратегических целей и задач;


    2) бизнес-архитектуры;

    3) системной архитектуры.

    Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные ученые давали различные формулировки миссии, но в целом можно выделить два подхода к пониманию миссии:

    1) в широком смысле миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. 2) в узком понимании миссия — это определение целей и причин существования организации, т. е. миссия в таком понимании должна раскрывать смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

    Четкое определение миссии, стратегии и бизнес-целей предприятия позволяет сформулировать основные направления его развития и поставить долгосрочные цели и задачи.

    Видеоролик «Бизнес-архитектура предприятия»

    • https://youtu.be/hXNt_-j-6zo?list=PLoi3EglG5oUoAAQZ975PPRiiv9HvhRKw0

    Представление архитектуры предприятия в статическом аспекте как совокупности трех основных элементов определяет позиционирование слоев архитектуры.

    • фронт-офис (Front-Office);
    • мидл-офис (Middle-office);
    • бэк-офис (Back-office);
    • учет (Accounting);
    • информационное хранилище (Data Warehouse); 6) отчетность (Reporting).
    • Первые четыре присутствуют как в бизнес-архитектуре, так и в системной архитектуре. Два последних слоя относятся только к системной архитектуре (табл. 1.1).

    • получение и ввод для последующей обработки первичных документов;
    • печать и предоставление клиенту информации и документов;
    • рассылку клиентам информационных сообщений;
    • «обзвон» клиентов;
    • прием входящих телефонных звонков клиентов;
    • прием запросов и предоставление информации.
    • Примеры подразделений фронт-офиса: Call-центр, подразделение операционного обслуживания, касса (отдельные бизнес-процессы).

    Мидл-офис в бизнес-архитектуре — это совокупность бизнес-процессов, процедур, нормативных документов (регламентов), справочников, печатных форм, организационно-штатных подразделений, обеспечивающих подготовку и принятие решений. Примеры подразделений мидл-офиса: подразделение проверки заемщиков в службе безопасности, подразделение управления рисками.