ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
химических элементов в земной коре
Особенности распределения химических
2.3. Биологический круговорот химических
2.4. Природные вариации концентраций
химических элементов в организмах
БИОГЕОХИМИЯ ГАЗОВОЙ ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
3.1. Биогеохимическая эволюция состава
организмов в массообмене газов
3.2. Геохимия и биогеохимия аэрозолей
3.3. Значение атмосферного массопереноса
водорастворимых форм химических
4.1. Состав Мирового океана — результат
4.3. Трансформация геохимического состава
природных растворов на контакте речных и
5.1. Планетарное значение педосферы
5.2. Органическое вещество педосферы
5.3. Роль почвы в регулировании
углерод-кислородного массообмена
5.4. Биогеохимическая трансформация
минерального вещества педосферы
5.5. Проблема возникновения почв и
эволюция почвообразования в истории
5.6. Распределение рассеянных элементов
биогеохимических циклов тяжелых
ГЛОБАЛЬНЫЕ БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
7.2. Влияние живого вещества на
геохимию кислорода и водорода в биосфере
7.5. Общие черты циклов и распределения
В БИОСФЕРУ В РЕЗУЛЬТАТЕ МОБИЛИЗАЦИИ ИЗ ЗЕМНОЙ КОРЫ
8.5. Общие черты циклов и распределения
9.3. Общие черты циклов и распределения
масс тяжелых металлов в биосфере
10.1. Биогеохимическая зональность
10.2. Геохимическая неоднородность
10.3. Элементарный ландшафт (элементарная
хорологическая единица биосферы Мировой
11.1. Биогеохимия арктических ландшафтов
12.1. Биологический круговорот элементов
12.3. Водная миграция элементов в зоне
бореальных и суббореальных лесов
13.1. Биологический круговорот элементов
в аридных растительных сообществах
13.2. Особенности биологического
круговорота в экстрааридных пустынях
13.3. Биогеохимические особенности
13.4. Взаимосвязь биогеохимических
процессов с водной и атмосферной
миграцией элементов в аридных условиях
БИОГЕОХИМИЯ ТРОПИЧЕСКОГО ПОЯСА
14.1. Биологический круговорот химических
элементов в распространенных тропических
14.2. Биогеохимические особенности
15.2. Поступление тяжелых металлов
в экогеосистемы островов из атмосферы
биогеохимических циклов хозяйственной
деятельностью человеческого общества
16.2. Локальные (импактные) антропогенные биогеохимические аномалии тяжелых металлов
Тема для самостоятельной работы
Определите ориентировочную массу цинка, поступающего из океана на протяжении года на сушу, если среднее содержание металла в дождевой воде над океаном около 5 — 6 мкг/л.
Глава 16
ИНВАЙРОНМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И БИОГЕОХИМИЯ
Ход событий поставил человечество в XX в. перед проблемами, с которыми оно никогда раньше не сталкивалось. Производственная деятельность достигла такого уровня, что стала сказываться на геохимическом состоянии окружающей среды. Загрязнение атмосферы, природных вод, почвенного покрова и растительности производственными и бытовыми отходами стало ощутимым фактором воздействия на глобальную систему биосферы. На отдельных территориях загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на биоразнообразии, разрушает биоценозы, создает угрозу для здоровья населения. По этой причине проблемы загрязнения окружающей среды надо рассматривать также с позиций биогеохимии.
16.1. Деформация природных
биогеохимических циклов хозяйственной
деятельностью человеческого общества
На протяжении последних тысячелетий естественное развитие биогеохимических циклов массообмена испытывает растущее воздействие хозяйственной деятельности человеческого общества.
Появление первых этносов и цивилизаций сопровождалось началом изменений в структуре и динамике живого вещества в ареале распространения каждой цивилизации. Кочевые цивилизации оказывали сравнительно медленное воздействие на природные системы массообмена, но охватывали большие территории. Земледельческие цивилизации, наоборот, полностью изменяли природную систему массообмена, но на ограниченной площади (долины Нила, великих рек Восточной и Юго-Восточной Азии, междуречье Тигра и Евфрата). Если к результатам хозяйственной деятельности людей добавить так называемые непредвиденные последствия этой деятельности — эрозию почв, опустынивание, лесные пожары и др., то очевидно, что человеческое общество с момента его появления стало важным фактором изменения биосферы.
Вначале деятельность людей затрагивала живое вещество суши и биокосную систему почвы. Вырубая и сжигая леса, распахивая степи, заменяя природную растительность сельскохозяйственными культурами, люди вносили определенные изменения в биогеохимическую структуру экосистем суши. Глубокие преобразования в хозяйственной деятельности наметились в XIX в., когда начала бурно развиваться индустрия. В сферу промышленного производства стали вовлекаться в значительном количестве массы химических элементов, извлекаемые из земных недр. В настоящее время во всем мире ежегодно добывается более 100×10
9т минеральных ископаемых, включая строительные материалы, балласт для дорог и др. Если это количество отнести ко всей Мировой суше, то окажется, что с 1 км2 суши ежегодно извлекается около 700 т. Воздействие общественного производства распространяется не только на наружную часть земной коры, но также на природные воды ц атмосферу. На производственные и бытовые нужды расходуется примерно 4103 км3 воды в год, т.е. 10% объема речного стока. Из атмосферы извлекается молекулярный азот и переводится в реакционноспособные формы.
Одновременно в окружающую среду выбрасываются промышленными предприятиями сотни миллионов тонн газов и пыли, в поверхностные воды поступают десятки миллионов тонн бытовых, промышленных и сельскохозяйственных стоков.
Приведенные примеры показывают, что человеческое общество в процессе производственной деятельности выступает как мощный геохимический фактор, изменяющий и перераспределяющий миграцию огромных масс химических элементов. Производственная деятельность человечества оказывает важное влияние как на глобальные биогеохимические циклы, так и на биогеохимические процессы, совершающиеся на небольших территориях.
Начиная с середины XX в. для обеспечения индустриального производства некоторые химические элементы использовались в таком количестве, которое сопоставимо с массами, мигрирующими в глобальных биогеохимических циклах. Главная черта современной индустриальной технологии — низкая экономичность, обусловленная огромным количеством отходов. Обильные отходы не утилизируются в смежных производствах, а выбрасываются в окружающую среду. Массы загрязняющих отходов столь велики, что поражают воображение.
Проблемы загрязнения окружающей среды, остро обозначившиеся во второй половине XX в., волнуют широкие круги мировой общественности. По этому поводу высказано множество суждений — научно обоснованных, фантастических и явно спекулятивных. С позиций биогеохимии любые варианты решения рассматриваемой проблемы должны базироваться на изучении влияния техногенных масс на биогеохимические циклы массообмена разных рангов, благодаря которым существует система биосферы. Если техногенное воздействие нарушает функционирование глобальных циклов массообмена, изменяет направленность отдельных потоков миграции элементов, то несомненно возникает опасность для планетарного механизма, обеспечивающего существование биосферы. Если этого не происходит, то необходимо установить, для каких звеньев глобальных циклов и конкретных эко-геосистем такая опасность существует.
Глобальные биогеохимические проблемы. В зависимости от особенностей циклов массообмена загрязняющий компонент может распространяться на всю биосферу, на значительную территорию или иметь локальный характер. Одной из проблем, имеющих глобальное значение, является предполагаемое возрастание углекислого газа в атмосфере в связи с промышленным производством.
Основания для беспокойства имеются. С изобретением паровой машины в качестве топлива стал широко использоваться каменный уголь, с появлением двигателей внутреннего сгорания — нефть и ее производные. Сжигание угля быстро возрастало. В начале XIX в. угля добывали около 30106 т/год, в 1900 г. — 700106, в 1913 г. — 1340106, в 1951 — 1918106, а к 1970 г. добыча угля превысила 3000106 т/год. Эксплуатация нефти началась в 1856 г. В 1900 г. во всем мире добывали менее 30 млн т нефти, а в настоящее время из недр извлекается более 2109 т. К этому добавилась разработка залежей природного газа, которая также развивалась очень быстро. В 1937 г. было добыто 7409 м3 газа, а через 30 лет добыча возросла в 10 раз. Таким образом, использование природных соединений углерода происходит в столь значительном количестве, что это можно сравнить с крупным природным процессом. Все виды минерального топлива, сгорая, превращаются в углекислый газ. Возникает вопрос: какова его дальнейшая судьба?
По данным SKOPE (1979), концентрация СО2 в атмосфере до 1850 г. была около 29010-4 % объема, через 100 лет — 31310-4 %, в 1978 г. — 33010-4 %. Предполагается, что в атмосферу путем сжигания минерального топлива до 1980 г. было выделено углерода в составе СО2 около 140109 т. Наблюдения за концентрацией СО2 показали, что его масса в атмосфере за последние годы возрастает на 2,2109 т/год. Суммарное поступление в атмосферу углерода в составе углекислого газа из индустриальных источников в настоящее время оценивается в 5109 т/год. Это количество примерно в 15 раз меньше, чем ассимиляция углерода при фотосинтезе растительности Мировой суши.
При сжигании дров, лесных пожарах в атмосферу выделяется еще 4,8109 т СО2 в год, но половина этой массы вновь захватывается растительностью. Б. Болин и другие ученые предполагают, что содержание СО2 в атмосфере будет ежегодно увеличиваться примерно на половину количества СО2, образующегося при сжигании минерального топлива. Если его потребление будет по-прежнему возрастать на 4 % в год, то, по мнению ученых, концентрация СО
2 в атмосфере к началу 2010 г. превысит 38010-4 % объема.
Рост концентрации СО2 сам по себе опасности не представляет, но повышение содержания молекул СО2 может вызвать повышение температуры воздуха благодаря парниковому эффекту (см. разд. 3.1), что может иметь катастрофические последствия.
Метеорологи считают, что сейчас в Северном полушарии температура приземного слоя тропосферы на 0,4 °С выше, чем в 1950— 1980 гг. Предполагается, что к 2050 г. температура повысится на 3 — 4° С. Потепление климата должно отразиться на биосфере в целом, вызвать повышение почти на 0,5 м уровня Мирового океана за счет таяния 30106 км3 ледников и примерно такого же количества морских льдов. Затопление густонаселенных береговых территорий повлечет за собой сложные ситуации в экономике и организации мирового хозяйства. Теоретическая проблема раз-балансирования глобального цикла массообмена углерода приобретает экономические, социальные, а следовательно, и политические аспекты.
Проблема настолько серьезная, что Всемирная метеорологическая организация (ВМО) совместно с руководством Программы по окружающей среде ООН (ЮНЕП) начиная с 1976 г. провела серию международных совещаний. Международная научная общественность считает, что важной общемировой задачей является уменьшение выбросов СО2 в атмосферу. На конференции в Торонто (1988) было внесено предложение о сокращении выбросов СО2 на 20 % к 2005 г., на конференции в Гамбурге (1989) обосновывалась необходимость сокращения выбросов на 30 %. ВМО и ЮНЕП учредили в 1988 г. специальный межправительственный совет по этой проблеме, в который вошли представители более 40 государств.
Следует заметить, что опасения по поводу климатических последствий повышения концентрации СО2 в атмосфере заслонили другую, на наш взгляд, не менее важную проблему. Сжигание огромных масс каменных углей, нефти и газа сопровождается расходованием еще больших масс кислорода. В разд. 7.1, 7.2 показано, что свободный кислород накопился в атмосфере только благодаря захоронению органического углерода, в том числе того, из которого состоят каменные угли и газ. Усиленное сжигание минерального топлива, несомненно, способствует связыванию огромного количества кислорода в СО2. Если во всем мире сжигается в составе минерального топлива 5109 т углерода, то на это расходуется более 1310