Файл: Конспект лекций по дисциплине устройство и функционирование информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Раздел 1. Общие сведения об ИС

Тема 1.1. Общая характеристика ИС

Лекция 1. Основные понятия ИС

Лекция 2. Задачи и функции ИС. Этапы развития ИС.

Лекция 3. Состав и структура АИС

Лекция 4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Тема 1.2. Использование ИС в реинжиниринге бизнес-процессов

Лекция 5. Общая характеристика реинжиниринга бизнес-процессов

Лекция 6. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами

Лекция 7. Использование информационных технологий в реинжиниринге

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС

Тема 2.1. Жизненный цикл ИС

Лекция 8. Понятие ЖЦ ИС. Процессы ЖЦ ИС

Лекция 9. Основные, вспомогательные, организационные процессы ЖЦ. Взаимосвязь между процессами ЖЦ.

Какие действия охватывает каждый из процессов ЖЦ?

Лекция 10. Структура ЖЦ ИС. Стадии ЖЦ ИС

Лекция 11. Модели ЖЦ ИС

Тема 2.2. Основные понятия технологии проектирования ИС

Лекция 12. Технологии проектирования: характеристика, выбор, основные компоненты

Что такое технология проектирования?

Какие виды методик проектирования Вам известны?

Какова цель функциональной методики проектирования?

Дайте определения основных понятий функциональной методики IDEF0.

Лекция 13. Моделирование бизнес-процессов с помощью AllFusion Process Modeler (BPWin 7.x)

Лекция 14. Стандарты оценки качества ИС и процесса ее разработки

Тема 2.3. Организация труда при разработке ИС и оценка необходимых ресурсов для реализации проекта

Лекция 15. Виды работ при разработке ИС. Методы планирования и выполнения проектных и иных работ. Организационные формы управления проектированием

Литература


Применение современных ИТ в менеджменте обусловливают трансформацию предприятий с позиций организационной структуры, организации процессов, управления и межорганизационного взаимодействия (таблица 2).
Таблица 2 – Трансформация предприятий

Класс характеристик

Традиционные решения

Решения на основе информационных технологий

Структура

Физические компоненты.

Иерархия управления

Виртуальные компоненты.

Матричная структура

Процессы

Ручные операции.

Физические коммуникации

Автоматизация операций

Электронные рабочие потоки

Управление

Бумажная отчетность для контроля

Координационные совещания

Электронный обмен сообщениями.

Теле и видео-конференции

Межорганизационные взаимодействия

Переговоры, тендеры

Электронный обмен информацией


Вопросы для самоконтроля:

  1. Приведите примеры использования информационных технологий в реинжиниринге БП.

  2. Как влияет применение современных информационных технологий на структуру предприятия, организацию процессов, организацию управления и межорганизационные взаимодействия?

Раздел 2. Теоретические основы проектирования ИС

Тема 2.1. Жизненный цикл ИС




Лекция 8. Понятие ЖЦ ИС. Процессы ЖЦ ИС


План:

  1. Жизненный цикл ИС

  2. Структура ЖЦ


Жизненный цикл (ЖЦ) - это модель создания и использования АИС, отражающая непрерывный процесс, который начинается с мо­мента принятия решения о необходимости создания ИС и заканчи­вается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Основным нормативным документом, регламентирующим жизнен­ный цикл, является международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO -International Organization of Standardization - Международная орга­низация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике).

Структура жизненного цикла АИС по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов:

1. Основные процессы жизненного цикла, являющиеся ключевы­ми процессами при использовании АИС в организации:

  • процесс приобретения;

  • процесс поставки;

  • процесс разработки;

  • процесс функционирования;

  • процесс сопровождения.

2. Вспомогательные процессы ЖЦ, являющиеся процессами экс­плуатации и сопровождения АИС, способствующими поддержанию нормального функционирования АИС организации и соответствия ее параметров требова­ниям, предъявляемым современными условиями:

  • процесс решения проблем;

  • процесс документирования;

  • процесс управления конфигурацией;

  • процесс обеспечения качества;

  • процесс верификации;

  • процесс аттестации;

  • процесс совместной оценки;

  • процесс аудита.

3. Организационные процессы ЖЦ, обеспечивающие организацию деятельности по созданию, эксплуатации и сопровождению АИС:

  • управление проектом;

  • процесс создания инфраструктуры проекта АИС;

  • процесс усовершенствования АИС;

  • процесс обучения персонала.


Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое ЖЦ ИС?


  2. Поясните структуру жизненного цикла АИС по стандарту ISO/IEC 12207

  3. Какие процессы ЖЦ входят в группу основных процессов? Дайте их краткую характеристику.

  4. Какие процессы ЖЦ входят в группу вспомогательных процессов? Дайте их краткую характеристику.

  5. Какие процессы ЖЦ входят в группу организационных процессов? Дайте их краткую характеристику.

Лекция 9. Основные, вспомогательные, организационные процессы ЖЦ. Взаимосвязь между процессами ЖЦ.


План:

  1. Основные процессы ЖЦ

  2. Вспомогательные процессы ЖЦ

  3. Организационные процессы ЖЦ

  4. Взаимосвязь между процессами ЖЦ


Основные процессы ЖЦ

Процесс приобретения - действия и задачи заказчика, приобретающего ПО. Охватывает следующие действия:

  1. Инициирование приобретения.

  2. Подготовку заявочных предложений.

  3. Подготовку и корректировку договора.

  4. Надзор за деятельностью поставщика.

  5. Приемку и завершение работ.

Процесс поставки - действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Включает следующие действия:

  1. Инициирование поставки.

  2. Подготовку ответа на заявочные предложения.

  3. Подготовку договора.

  4. Планирование.

  5. Выполнение и контроль.

  6. Проверку и оценку.

  7. Поставку и завершение работ.

Процесс разработки - действия и задачи, выполняемые разработчиком, и работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации; подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов; материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т.д. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Анализ требований к системе.

  3. Проектирование архитектуры системы.

  4. Анализ требований к ПО.

  5. Проектирование архитектуры ПО.

  6. Детальное проектирование ПО.

  7. Кодирование и тестирование ПО.

  8. Интеграцию ПО.

  9. Квалификационное тестирование ПО.

  10. Интеграцию системы.

  11. Квалификационное тестирование системы.

  12. Установку ПО.

  13. Приемку ПО.

Процесс эксплуатации - действия и задачи оператора – организации, эксплуатирующей систему. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Эксплуатационное тестирование.

  3. Эксплуатацию системы.

  4. Поддержку пользователей.

Процесс сопровождения - действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией. Охватывает следующие действия:


  1. Подготовительную работу.

  2. Анализ проблем и запросов на модификацию ПО.

  3. Модификацию ПО.

  4. Проверку и приемку.

  5. Перенос ПО в другую среду.

  6. Снятие ПО с эксплуатации.

Вспомогательные процессы ЖЦ

Процесс документирования. Он предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Проектирование и разработку.

  3. Выпуск документации.

  4. Сопровождение.

Процесс управления конфигурацией. Он предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО в системе, управления модификациями ПО, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПО и запросов на модификацию, обеспечения полноты, совместимости и корректности компонентов ПО, управления хранением и поставкой ПО. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Идентификацию конфигурации.

  3. Контроль конфигурации.

  4. Учет состояния конфигурации.

  5. Оценку конфигурации.

  6. Управление выпуском и поставку.

Процесс обеспечения качества. Он обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Под качеством ПО понимается совокупность свойств, которые характеризуют способность ПО удовлетворять заданным требованиям.

Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Обеспечение качества продукта.

  3. Обеспечение качества процесса.

  4. Обеспечение прочих показателей качества системы.

Процесс верификации. Он состоит в определении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (верификация в узком смысле означает формальное доказательство правильности ПО). Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Верификацию.

Процесс аттестации. Он предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению. Под
аттестацией обычно понимается подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ПО. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Аттестацию.

Процесс совместной оценки. Он предназначен для оценки состояния работ по проекту и ПО, создаваемого при выполнении данных работ (действий). Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Оценку управления проектом.

  3. Техническую оценку.

Процесс аудита. Он представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона проверяет другую.

Аудит – это ревизия (проверка), проводимая компетентным органом (лицом) в целях обеспечения независимой оценки степени соответствия ПО или процессов установленным требованиям. Аудит служит для установления соответствия реальных работ и отчетов требованиям, планам и контракту. Аудиторы (ревизоры) не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ПО. Они определяют состояние работ, использование ресурсов, соответствие документации спецификациям и стандартам, корректность тестирования. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Аудит.

Процесс разрешения проблем. Он предусматривает анализ и решение проблем (включая обнаруженные несоответствия) независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов. Включает следующие действия:

  1. Подготовительную работу.

  2. Разрешение проблем.


Организационные процессы ЖЦ

Процесс управления. Он состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, управление проектом и управление задачами соответствующих процессов, таких, как приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др. Включает следующие действия:

  1. Инициирование и определение области управления.

  2. Планирование.

  3. Выполнение и контроль.

  4. Проверку и оценку.

  5. Завершение.