ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 и 2. Антидемократические политические режимы.
7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.
14.Материалистическая теория происхождения государства
15.Многоплановость понятия государства.
16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды
18.Нетрадиционные формы правления.
19.Общенаучная методология теории государства и права.
21. Территория государства. Понятие, структура и виды.
22.Суверенитет как признак государства
23.Патриархальная теория происхождения государства.
24.Государственный (политический) режим: понятие и виды
25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».
26.Понятие формы государства, ее элементы
27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.
28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.
30.Понятие типа государства. Типология государства.
31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
32. Понятие формы государства, ее элементы
35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)
36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.
37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
39.Психологическая теория происхождения государства.
40.Органическая теория происхождения государства
41.Республиканская форма правления, ее разновидности.
42.«Теория государства и права в системе научного знания»
43.Соотношение элементов формы государства.
44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).
Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:
- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;
- необходимость единого, централизованного руководства этими массами.
Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.
7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.
Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Признаки:
-
Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами; -
Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей; -
Государственный орган состоит из государственных служащих; ФЗ
«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.
-
Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов; -
Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. -
Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения. -
Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета. -
Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).
Виды государственных органов
I. По способу возникновения:
-
Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент); -
Производные (назначаемые)государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);
II. По объему властных полномочий или по предмету ведения:
-
Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ); -
Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.
Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.
III. По широте компетенции:
-
Государственные органы общей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ); -
Государственные органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).
IV. По способу принятия решений или осуществления компетенции:
-
Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ); -
Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);
V. По правовым формам деятельности:
1. Правотворческие (Парламент);
2. Правоприменительные (Суд);
3. Правоохранительные(Прокуратура);
VI. По принципу разделения властей:
-
Законодательные (Федеральное Собрание РФ); -
Исполнительные (Правительство РФ); -
Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);
3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата.
Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.
-
Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.
Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.
В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.
Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.
Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.
По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.
Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.
Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.
Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.
Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).
Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.
Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.
На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.
3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства,