Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство

, складывающихся между ними и обществом. Под формами государства понимаются формы правления, формы государственного устройства и политический (государственный) режим. В истории развития государств наблюдаются разнообразные формы монархии и республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические режимы и их различные виды.

Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.

Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил. Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократических режимов. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведет к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в XX в. военные перевороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давлением последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима.

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.


Теория государства и права как наука характеризуется не только предметом исследования, но и методами исследования ее предмета.

Методология представляет собой совокупность методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

Метод- это совокупность средств, приемов и способов познания. Если предмет отвечает на вопрос: «что наука изучает?», то метод «как, каким образом она это делает».

Выделяют три группы методов исследования предмета ТГП:

1. Общенаучные методы – это те методы, которые используют всеми науками.

  • Общефилософский метод познания характеризуется всеобщностью, т.е. философские методы используются во всех конкретных науках, на всех этапах научного познания. В данном методе познания выделяют метафизический, диалектический, материалистический и иные философские подходы. В частности метафизика исходит из высших, сверхчувственных, неизменных и постигаемых лишь умозрительно начал всего существующего в мире. Агностицизм отвергает саму возможность познания всего сущего. Идеализм объясняет существование явлений объективным разумом, чем то наподобие божественной силы.

  • Средства и приемы логики: - Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. - Синтез – соединение элементов в единое целое. - Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. - Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). - Дедукция – умозаключение от общего к частному (фактам).- Аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения. - Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях. - Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.


2. Специальные методы исследования – применяются в ряде наук.

  • Системно-структурный – в его основе лежит рассмотрение объектов как систем; он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину (например, с помощью данного метода можно раскрыть систему права, структуру механизма государства).

  • Сравнительный – это общий метод по отношению к сравнительному правоведению – это метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, ступени и тенденции их развития. (сравнение различных явлений между собой).сравнить можно все что угодно, например, государство и право между собой.

  • Функциональный – метод исследования, позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения его функций. (функции государства, функции права).

  • Статистический – состоит в получении, обработке, анализе и публикации информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества. Он применяется главным образом для характеристики массовых явлений, результатов выборов, уровень преступности.

  • Математический – состоит в систематизации и использовании статистических данных для научных и практических выводов.

  • Метод конкретно-социологических исследований – состоит в исследовании права и государства на основе фактических данных: опрос; анкетирование; интервьюирование; наблюдение, а также рассмотрение материалов судебной практики, изучение общественного мнения по работе правоохранительных органов.

3. Частно-научные методы – используются ТГП.

  • Метод сравнительного правоведения – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов. Изучаются романо-германская, англо-саксонская и иные правовые семьи.

  • Правовой эксперимент – это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах

  • Правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

  • Формально-юридический – метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.). он основан на различных классификациях, на формулировании юридических понятий, категорий, на установлении приемов толкования.


28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.


Механизм государства - это система государственных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих задачи и функции государства.

Признаки механизма государства:

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

В структуре механизма государства различают:

а) государственные органы;

б) государственные предприятия, учреждения, организации

Механизм государства = государственный аппарат + государственные учреждения + материальные средства.

Структурными элементами механизма государства являются

- Орган государства,

- Государственное учреждение,

- Материальные средства.

Основным элементом механизма государства является орган государства.

Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству.

Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.). Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента).


В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и материальных средств.

Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.

Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства.

Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;

3. размеры территории;

4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5. географическое положение страны (например, в РФ существует Госкомитет по Крайнему Северу, что обусловлено ее географическими особенностями);

6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей (так, в начале века не было всемирных компьютерных сетей, информатики).

29. Понятие политической системы общества.

Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим. При тоталитаризме увеличивается репрессивная часть механизма государства и т. п.

Политическая система общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.