ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 и 2. Антидемократические политические режимы.
7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.
14.Материалистическая теория происхождения государства
15.Многоплановость понятия государства.
16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды
18.Нетрадиционные формы правления.
19.Общенаучная методология теории государства и права.
21. Территория государства. Понятие, структура и виды.
22.Суверенитет как признак государства
23.Патриархальная теория происхождения государства.
24.Государственный (политический) режим: понятие и виды
25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».
26.Понятие формы государства, ее элементы
27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.
28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.
30.Понятие типа государства. Типология государства.
31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
32. Понятие формы государства, ее элементы
35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)
36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.
37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
39.Психологическая теория происхождения государства.
40.Органическая теория происхождения государства
41.Республиканская форма правления, ее разновидности.
42.«Теория государства и права в системе научного знания»
43.Соотношение элементов формы государства.
44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).
Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524 г.), а с 1643 г. протекторат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахией после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и др.
Под унией
понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются конфедерации, федерации, объединение монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации, империи. К униям также можно отнести и
такие формы государственного устройства, как содружество и кондоминиум.
Рассмотрим данные формы.
Объединения монархических государств существуют в форме личной персональной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Личная унияимеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах для различных порядков наследования престола. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837.
Реальная униявозникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815 г.), Австро-Венгрия.
Империя– насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит своё спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.
Степень зависимости составных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса.
Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи (Римское государство, Великобритания, Россия и др.).
Фузия(слияние государств) и инкорпорация
(внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) представляют большой интерес. Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, – присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.
Кондоминиум– совместное впадение (от лат. con (cun) – вместе и dominium – впадение), совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами. Так, в период 1899 – 1951 г.г. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана.
Данная классификация форм государственного устройства ярко свидетельствует о многоаспектности и сложности данной проблемы, о том, что нет единых рецептов для разрешения проблем, возникающих между государствами. Но вместе с тем предложенная классификация – яркое доказательство существования выхода из любых тупиковых ситуации.
Словом, межгосударственные формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного общежития, объединения. В перспективе интеграционные связи между государствами будут все более и более возрастать. И XXI век обещает быть веком без войн. Все цивилизованные государства в настоящее время должны прилагать и прилагают к этому немалые усилия.
64. Характеристика экономики и социальной структуры первобытного общества.
Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homosapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?
Экономикаэтого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.
В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.
Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).
Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.
Структура первобытного общества.Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам
Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.
65. Цивилизационный подход к типологии государств.
Впервые данный подход был сформулирован и всесторонне обоснован русским мыслителем Н.Я. Данилевским. В дальнейшем он получил развитие в трудах немецкого философа О. Шпенглер, английского историка А. Тойнби и др. Э
Цивилизационный подход отказывается от абсолютизации экономических факторов и определяет тип государства через духовно-культурные факторы
.
Подход базируется на утвердившимся еще в эпоху Просвещения понятии «цивилизация».
Цивилизация - это локальная общественная система, обладающая общностью культурных, нравственных, религиозных, пространственно-географических и ряда других характеристик.
Таким образом, в отличие от формационного подхода цивилизационная теория доказывает зависимость развития государства от культурно-духовных факторов, таких как стереотипы поведения, менталитет, нормы морали, религия и т. п.
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.
1. Сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентации, сложившегося мировоззрения, символики и т. д.
3. Разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
В цивилизационном подходе выделяют локально-цивилизационный и стадиально-цивилизационный.
-
Стадиально-цивилизационный подход
Понятие цивилизации как состояние общества, воплощающее в себе его вершинные достижения, появилось ещё в античную эпоху, когда этим понятием пользовались для определения качественного отличия античного общества от варварского окружения.
Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., понятие цивилизации стало рассматриваться как универсальная высшая стадия в историческом развитии всех человеческих обществ согласно утвердившейся в то время в науке трехзвенной периодизации мировой истории, предполагающей последовательную смену трех стадий: «дикости», «варварства», «цивилизации».
Концепция восходящего движения общества от одной стадии к другой означает поступательное наращивание им своих достижений в сфере хозяйства, социальной самоорганизации и духовной культуры. В этой связи необходимо кратко рассмотреть основные содержательные характеристики этих стадий, отражающих хозяйственную, социальную и духовную эволюцию общества.
Признаки стадии «дикости».
- Хозяйство присваивающего типа