Файл: 1 и Антидемократические политические режимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 и 2. Антидемократические политические режимы.

4.Виды органов государства

5.Виды федераций

7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Виды государственных органов

13.Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты; империя и уния – как виды государственного устройства

14.Материалистическая теория происхождения государства

15.Многоплановость понятия государства.

16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды

17.Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

18.Нетрадиционные формы правления.

19.Общенаучная методология теории государства и права.

20.Признаки государства.

21. Территория государства. Понятие, структура и виды.

22.Суверенитет как признак государства

23.Патриархальная теория происхождения государства.

24.Государственный (политический) режим: понятие и виды

25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».

26.Понятие формы государства, ее элементы

27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.

28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

30.Понятие типа государства. Типология государства.

1. Формационный подход

2. Цивилизационный подход

31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства

32. Понятие формы государства, ее элементы

35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)

36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.

37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.

39.Психологическая теория происхождения государства.

40.Органическая теория происхождения государства

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.

42.«Теория государства и права в системе научного знания»

43.Соотношение элементов формы государства.

44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).

Буржуазное (капиталистическое) государство



- афинская - государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;

- римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, и на развалинах возникает государство;

- германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Отличительные признаки государства:

- организация публичной власти;

- организация всеобщего властвования на определенной территории;

- организация принудительного насилия;

- организация, существующая за счет налогов;

- суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты).

39.Психологическая теория происхождения государства.


Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители –Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов).

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвования у одних, и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицам в обществе
, потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

40.Органическая теория происхождения государства


Развитие в XIX столетии естественных наук предопределило разработку английским мыслителем Г. Спенсером (1820-1903)в работе «Основание социологии»органической теории происхождения государства, получившей одобрение в работахшвейцарского юриста И. Блунчли (1808-1881) и французского социолога Р. Вормса (1869-1926).

На основе биологического фактора сопоставлению подлежала организация и функционирование общества и биологических организмов. В процессе выявления сходных и отличительных признаков были установлены следующие закономерности.

Общество и биологическихорганизм объединяет эволюционная трансформация, последовательное развитие от простых к сложным формам.

Человеческий организм представляет собой совокупность органов, между которыми существует взаимодействие, обеспечивающее функционирование и жизнедеятельность организма в целом. Нарушение функции одного органа закономерно влечет общее нарушение жизнедеятельности человека.

Общество функционирует подобно человеческому организму. В процессе эволюции индивидумы объединяются в различные формы организации - племя, союз племен, государства.

Государство как политическая организация представляет собой совокупность органов, учреждений, осуществляющих конкретно-определенные функции, связанные с реализацией властных полномочий, основанных на подчинении и принуждении.

Таким образом, согласно органической теории, государство представляет собой сложный организм, имеющий внутреннюю структуру, составляющие элементы которого реализуют функциями, обеспечивающие его жизнедеятельность.

41.Республиканская форма правления, ее разновидности.


Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления
, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

- существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

- имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.


Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.