ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 и 2. Антидемократические политические режимы.
7.Государственный орган: понятие, признаки, виды.
14.Материалистическая теория происхождения государства
15.Многоплановость понятия государства.
16.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды
18.Нетрадиционные формы правления.
19.Общенаучная методология теории государства и права.
21. Территория государства. Понятие, структура и виды.
22.Суверенитет как признак государства
23.Патриархальная теория происхождения государства.
24.Государственный (политический) режим: понятие и виды
25.Общая характеристика науки «Теория государства и права».
26.Понятие формы государства, ее элементы
27.Методология теории государства и права : понятие, классификация.
28.Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.
30.Понятие типа государства. Типология государства.
31.Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства
32. Понятие формы государства, ее элементы
35. Предмет и объект науки тгп (их соотношение)
36. Принципы организации и функционирования механизма государства. Структура механизма государства.
37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
39.Психологическая теория происхождения государства.
40.Органическая теория происхождения государства
41.Республиканская форма правления, ее разновидности.
42.«Теория государства и права в системе научного знания»
43.Соотношение элементов формы государства.
44.Методы теории государства и права: всеобщие, общенаучные, частнонаучные (специальные).
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая —только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема —это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей —войско, полиция.
К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
Структура механизма государства включает в себя:
1)государственные органы,которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2)государственные организации —это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы,
службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3)государственные учреждения —это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
4) государственные предприятия —это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих(чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства,а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности,
территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей,включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
37. Концепции происхождения государства. Причины их многообразия.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием регионов мира, идеологическими взглядами авторов. К наиболее известным относятся:1.Теологическая (божественная теория). Объясняет возникновение государства и права божественной волей. Представители-Ф.Аквинский, А.Августин.Эта теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. В тоже время она отстаивает идеи вечности государства, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь.2.Естественно-правовая теория. Представители Гоббс, Локк, Гроций. До появления государства люди находились в естественном состоянии-свобода и равенство всех членов общества(Дж.Локк), война всех против всех(Т.Гоббс),всеобщее благоденствие(Ж.Ж.Руссо).В большинство концепций входит идея естественного права. Однако в процессе развития человечества права одних людей противоречат правам других, нарушается порядок, возникает насилие.Это происходит потому,что в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому,чтобы защитить человека, гарантировать себе нормальную жизнь,люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.3.Органическая теория. Представитель-Спенсер.Эта теория сравнивает государство с живым организмом, состоящим из клеток и имеющим волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства. Воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с руками и ногами, а движения и связи – с нервами.4.Патриархальная теория-государство возникает из разрастающейся семьи. Разрастание семьи приводит к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства-монархом. Его власть-продолжение власти отца и он является отцом всех подданных.Люди обязаны подчиняться гос.власти и ее законам.5.Теория насилия. Основоположник-Дюринг,Гумплович.Выделяют теорию внутреннего и внешнего насилия.Государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Возникновение государства и права также связано с завоеванием одним племенем другого.Для подавления порабощенного племени и создавался гос.аппарат,принимались нужные законы.Возникшие государства рассматривались как реализациязакономерности подчинения слабого сильному.6.Марксистская теория. Основоположники - Маркс, Энгельс, Ленин. Государство возникло как результат естественного развития первобытного общества,развития
прежде всего экономики,которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.7. Психологическая теория.Основоположники-Тард,Петражицкий. Эта теория обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права. Психика людей – фактор, определяющий возникновение государства и права. Понятие и сущность права выводятся через правовые эмоции людей.
Одни авторы утверждают, что государство существовало вечно, другие опираются на данные исторических и этнографических наук, дают все новые знания о причинах возникновения государства и права.
Основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет.
Нормы первобытного общества – это естественно сложившиеся правила поведения, отвечающие интересам всех членов первобытного общества, выполнение которых обеспечивается привычкой людей, а так же авторитетом и силой общества.
Право складывалось путем перерастания обычаев в правовой обычай - обычное право, из которого формировались нормы права и форма права.
Выделяют 2 пути возникновения государства:
восточный (плавный переход первобытного общества в государство, форма правления абсолютная монархия, власть – деспотичный характер);
западный (классовое разделение общества, интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов).
Теории происхождения государства:
(мнемоправило - Бог Отец Договорился до Насилия над Психикой Класса)
теологическая (государство это божественное установление, воплощение божественной воли: вся власть от бога);
патриархальная (государство возникает из разросшейся семьи);
договорная (государство - результат взаимного договора людей);
насилия (государство возникает в результате внешнего насилия - завоевание одного народа другим, и внутреннего насилия – экономического и политического господства одних членов над другими);
психологическая (появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать);