Файл: Дипломный проект Тема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нежелательно, так как это в условиях переменных нагрузок приводит к работе двигателя с частыми значительными перегрузками, которые создают нестабильность работы двигателя, ведут к быстрому износу его деталей, приводят к снижению производительности агрегата за счет снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Машинно-тракторные агрегаты комплектуют с учетом следующих факторов:

  • подбор машин - в соответствии с требованиями агротехники;

  • предотвращение возможных потерь при посеве, внесении удобрений, уборке урожая с.-х. культур и т.д.;

-максимальная производительность агрегата при минимально возможном расходе топлива и эксплуатационных затрат;

оснащение агрегата маркерами, средствами автоматизации, специальным оборудованием, обеспечивающим безопасные условия труда при работе агрегата и решение вопросов экологии.
3.5. Обоснование выбора наиболее эффективного машинно-тракторного агрегата и определение рационального режима его работы

3.5.1.«Беларусь» МТЗ-102

Колесные тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе всесторонней и глубокой модернизации универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.



Рис. 4; Трактор МТЗ-102

Остов тракторов состоит из полурамы, корпусов сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен дизельный двигатель Д-245 мощностью 77,2кВт (105 л.с.). Он жестко соединен с корпусом сцепления с одной стороны и с другой через упругий элемент и переднюю опору- с брусом, на котором расположены водяной радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы смазочной системы двигателя и гидросистемы отбора мощности, а так же механизм поворота передних колес. За двигателем расположены сборочные единицы трансмиссии: сцепление, коробка передач (КП) и задний мост.

В качестве дополнительного оборудования с левой стороны на корпусах сцепления и КП размещены привод насосов гидросистемы отбора мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 выполнены по так называемой классической схеме, т.е. размеры задних колес больше передних. Колеса снабжены пневматическими шинами низкого давления. Их размеры выбраны, исходя из условий работы трактора, и подразделены на основные и резервные.


Передние направляющие колеса прикреплены к ступицам, установленным на поворотных цапфах передней оси, и через цилиндрические пружины кронштейнов выдвижных кулаков опираются на переднюю ось, что обеспечивает их независимую подвеску.

Колею трактора регулируют ступенчато (через 50 или 100 мм)- от 1250 до 1850 мм (по передним колесам) и бесступенчато - от 1400 до 2100 мм (по задним колесам).

Для увеличения проходимости на задние колеса может быть установлен полугусеничный ход. При работе с тяжелыми навесными машинами для обеспечения продольной устойчивости и улучшения управляемости трактора на передней части бруса располагают дополнительные (балластные) грузы.

Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего моста с приводом и управлением, размерами рулевой сошки и труб рулевых тяг. Привод моста - от вторичного вала коробки передач через систему шестерен, гидроуправляемую фрикционную муфту, промежуточный и карданный валы. Передний ведущий мост соединен с брусом через ось качания, что позволяет ему перемещаться в поперечной плоскости. Колею передних ведущих колес (в пределах от 1350 до 1800 мм) изменяют бесступенчато с помощью винтовых пар.

На МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ). Раздельно-агрегатная гидравлическая система этих тракторов обеспечивает работу с сельскохозяйственными машинами и орудиями, оборудованными опорными колесами и без них.

На корпусе сцепления расположен бак гидросистемы, а на нем размещены масляный насос, распределитель и механизмы управления ими.

Механизм задней навески представляет собой шарнирный четырехзвенник. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливают поперечину с прицепной вилкой. Одноосные прицепы присоединяют с помощью гидрофицированного крюка. При транспортных работах с прицепами используют автоматическое буксирное устройство с амортизатором.

Тракторы оборудованы универсальной пневматической системой для управления тормозами прицепов, как с пневматическим, так и с гидравлическим приводом.

Электрооборудование трактора рассчитано на постоянный ток с номинальным напряжением 12 В и представляет собой однопроводную систему (отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»). В систему электрооборудования входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем и интегральным регулятором напряжения, аккумуляторные батареи, стартер, средства облегчения пуска двигателя (электрофакельный подогреватель или пусковое приспособления для впрыска легковоспламеняющейся жидкости), дорожные и рабочие фары, указатели поворота, габаритные огни, стоп сигнал, электрические стеклоочиститель и омыватель лобового стекла, электродвигатели блока отопления и охлаждения кабины, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка, розетка с переносной лампой, контрольно измерительные приборы и коммутационная аппаратура.



Кабина трактора герметизирована и выполнена с жестким каркасом, закреплена на остове трактора через четыре резиновых амортизатора. Она оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и гидроамортизатором, а так же дополнительным сиденьем с эластичным элементом (без подвески). Положение подушки основного сидения регулируется по росту и массе водителя, а спинку можно установить под любым наклоном. Сидение тракториста снабжено ремнем безопасности.

В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, а в задней аварийный люк. Естественная вентиляция кабины происходит через открытые боковые или задние окна. Двери кабины имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время выхода и входа водителя. На поперечине (балке) передней стенки закреплена рулевая колонка, которую можно устанавливать в четырех фиксированных положениях (через 5º) с наклоном к горизонту в пределах от 25º до 40º, что необходимо для улучшения входа или выхода водителя. Кроме того, положение рулевого колеса можно бесступенчато регулировать в осевом направлении до 100 мм.

В кабине трактора установлен щиток приборов с указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в смазочной системе двигателя, давления масла в гидросистеме управления коробки передач, давления воздуха в пневмосистеме; указателем тока, тахоспидометром; индикатором засоренности воздухоочистителя, выключателями и переключателями. На верхней панели в крыше кабины расположен указатель уровня топлива, выключатели рабочих фар, электродвигателей системы вентиляции и отопления кабины и стеклоочистителя, а так же радиоприемник с громкоговорителем. Так же в кабине размещены аптечка, емкость для воды (термос), плафон, вешалка для одежды, электрический стеклоочиститель лобового стекла, противосолнечный козырек и зеркало заднего вида.

Два топливных бака установлены под полом кабины и закреплены на кронштейнах с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на левом баке, а в правом установлен датчик топливомера. Баки соединены в верхней части резиновым рукавом, в нижней - топливопроводом.

Таблица 13. Технические характеристики трактора МТЗ - 102

Показатели

Значение показателей

Общие данные

Габариты, мм:

длина (по концам продольных тяг)

ширина (по выступающим концам полуосей задних колес)

Высота, мм по кабине

Продольная база, мм



4210

1970

2790

2570

Дорожный просвет, мм, под:

рукавами полуосей заднего моста передней осью рукавами полуосей заднего моста

задним мостом

корпусом переднего моста

645

645
645

465

585

Радиус поворота (по середине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм) с подтормаживанием внутреннего колеса, мм

4100 3950

Конструктивная масса (с кабиной), кг

3950

Двигатель

Тип

Дизельный четырехтактный с непосредственным впрыскиванием топлива, с турбонаддувом и водяным охлаждением

Мощность кВт (л.с.)

77,2 (105)

Степень сжатия (расчетная)

15,1

Рабочий объем цилиндров, л

4,75

Масса сухого двигателя без сцепления, кг

450

Трансмиссия

Сцепление

Фрикционное, двухдисковое, сухое, постоянно замкнутое

Коробка передач

Механическая, ступенчатая, диапазонная (по 4 передачи в диапазоне для переднего хода и два для заднего)

Основные тормоза

Дисковые, сухие с механическим приводом

Стояночный тормоз

Дисковый, сухой с ручным механическим приводом

Остов и ходовая часть

Остов

Полурамный

Подвеска остова

Подрессоренная спереди, независимая, на витых цилиндрических пружинах

Рулевое управление

Тип

Гидрообъемный

Механизм поворота

Два силовых цилиндра одностороннего действия, поршни которых связанны между собой кулисой, воздействующей на вал рулевой сошки



3.5.2.Картофелепосадочная машина КСМ-4А: назначение, устройство, рабочий процесс

Четырехрядная полунавесная сажалка картофеля КСМ-4А предназначена для гребневой и гладкой посадки непророщенных клубней картофеля массой 50…80г с одновременным внесением в борозды гранулированных минеральных удобрений с междурядьями 70 см.



Рисунок 2 - Картофелесажалки КСМ-4А: I - положение загрузочного бункера при посадке; II - положение загрузочного бункера при загрузке в него клубней 1 - рама; 2 - механизм привода; 3 - бункер для удобрения; 4 - высаживающий аппарат; 5 - рабочий бункер; 6 - загрузочный бункер; 7 - рыхлитель; 8 - опорное колесо; 9 - стабилизатор; 10 - бороздозакрывающий диск; 11 - ворошитель; 12 - шнек; 13 - сошник; 14 - опорное колесо секции; 15 - опорное колесо сажалки

Устройство (рис. 2): на раме машины 1 смонтированы ее основные узлы и сборочные единицы, в т.ч.: рабочий 5 и загрузочный 6 бункеры для картофеля; две посадочные секции с четырьмя высаживающими аппаратами 4; два бункера 3 для удобрения с четырьмя туковысевающими аппаратами; четыре анкерных комбинированных сошника 13; опорные колеса 8, 14, 15; заделывающие органы 10 и механизм привода 2.

Рабочий процесс: при движении сажалки высаживающие диски и другие рабочие органы приводятся во вращение от ВОМ трактора и карданного вала. Клубни скатываются по наклонному днищу рабочего бункера 5 в ковш-питатель, где с помощью шнека перемещаются в направлении высаживающего диска 4 (рис. 2).



Рис. 3 - Высаживающий диск: 1 - высаживающий диск; 2 - хвостовик зажима; 3 - вал; 4 - рама; 5 - направляющая шина; 6 - палец зажима; 7 - клубень; 8 - пружина; 9 - стойка; 10 - зажим; 11 - ложечка

Каждая из двенадцати ложечек высаживающего диска зачерпывает по одному клубню, после чего они фиксируются подпружиненными пальцами зажима 6 (рис. 3). При подходе к клубнепроводу палец зажима отводится в сторону при набегании на направляющую шину 5, вследствие чего освобожденный клубень падает в борозду, подготовленную сошником, а ложечка, проходя через слой картофеля в лотке, захватывает следующий клубень. Удобрения по тукопроводу падают в сошник и затем высыпаются на дно борозды. Отвальчики засыпают туки почвой, на которую затем падают клубни. Для формирования над рядками гребней борозды с клубнями закрываются бороздозакрывающими дисками 10. Норму посадки регулируют сменой звездочек на валу редуктора и изменением скорости движения агрегата. Промышленность выпускает полунавесные картофелесажалки КСМ-4А, КСМ-6А, КСМ-8. Эти картофелесажалки обеспечивают на 1 га посадку 35…80 тыс. клубней и высев от 200 до 1000 кг удобрений. Вместимость бункера картофелесажалок КСМ-4А составляет 2300кг клубней. Машину КСМ-4А агрегатируют с тракторами тягового класса 1,4 и 3


Таблица 14; Технические характеристики картофелесажалки КСМ-4А

 
Наименование параметра, характеристики, единица измерения

 
Значение параметра

1

2

1. Производительность за 1ч основного времени, га/ч на междурядьях 70-75 см
на междурядьях 90 см


1,2-2,4
1,8-3,2


2. Производительность за 1ч эксплуатационного времени, га/ч на междурядьях 70-75 см
на междурядьях 90 см


0,8-1,6
1,2-2,1


3. Расход топлива, кг/га, не более

11,5

4. Рабочая скорость движения на основной операции, км/ч

4-10

5. Рабочая ширина захвата, ряд

4

6. Конструктивная ширина междурядий, см

70; 75; 90

7. Транспортная скорость, км/ч, не более

15

8. Количество персонала по профессиям, необходимого для выполнения основной операции, чел
—   тракторист
—   сельхозрабочий


 
1
1


9. Вместимость бункера для картофеля, кг, не менее

1200

10. Загрузочная высота бункера для картофеля, м, не более

0,5

11. Суммарная емкость бункеров для минеральных удобрений, дм3, не
менее


200


12. Масса машины конструкционная, кг, не более

2240

13. Коэффициент использования эксплуатационного времени, не менее

0,45

14. Коэффициент надежности технологического процесса, не менее

0,95

15. Густота посадки, тыс.шт/га

30-65

16.Глубина посадки, см

5-15

17. Равномерность раскладки клубней в ряду (на основной фракции картофеля 50-80г), %, не менее


40


18. Количество пропусков (на основной фракции картофеля 50-80г), %, неболее


5


19 .Количество двоек (на основной фракции картофеля 50-80г), %, не более


5


20. Равномерность заделки клубней, коэффициент вариации, %, не более

15

21. Повреждение клубней, %, не более

3

22. Доза внесения минеральных удобрений, кг/га

50-400

23. Неравномерность внесения удобрений по длине гребня, %, не более

20

24 .Габаритные размеры в рабочем положении, мм, не более:
— длина


4750


— ширина

4500

— высота

2650

25. Габаритные размеры в транспортном положении, мм, не более:
— длина


4200


— ширина

4500

— высота

3000

26. Оперативная трудоемкость монтажа (до сборки) машины на месте ее применения, чел.ч, не более


9,5


27. Оперативная трудоемкость переоборудования на другое междурядье,чел.ч, не более


4


28. Наработка на отказ, ч, не менее

40

29. Срок службы, лет

8

30. Среднесменное оперативное время технического обслуживания, ч, не более


0,3


31. Удельная суммарная оперативная трудоемкость технического обслуживания, чел.-ч/ч, не более


0,06


32. Коэффициент готовности, не менее




— по оперативному времени

0,98

— с учетом организационного времени

0,95

33. Удельная конструкционная масса, кг/м, не более

680