Файл: История и онтология науки.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ОНТОЛОГИЯ НАУКИ

ПРОБЛЕМА КРИТЕРЕВ И НОРМ НАУЧНОСТИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ в ПОЗИТИВИЗМЕ (принцип верификации)  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

ПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ (логические позитивисты)  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ 

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ  

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

НЕОПОЗИТИВИЗМ

Предпосылки кризиса НЕОПОЗИТИВИЗМА

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ

К.ПОППЕР рост научного знания

К.ПОППЕР концепция роста научного знания

Критика принципа фальсификации И. Лакатосом

ТОМАС КУН «Структура научных революций» 1962

НАУЧНЫЙ ФАКТ

ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ

ПОНЯТИЕ «НОРМАЛЬНОЙ НАУКИ»

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Пол Фейерабенд (1924-1994)

Пол Фейерабенд (1924-1994)

Пол Фейерабенд (1924-1994)

Пол Фейерабенд (1924-1994)

Пол Фейерабенд (1924-1994)

АРРИ ЛАУДАН И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

ЗАИМСТВОВАНИЯ И КРИТИКА

ЗАИМСТВОВАНИЯ И КРИТИКА

Каковы исследовательские традиции?

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИЙ

Примеры:

Определение исследовательской традиции:

Пример

ВОПРОС О ПРОГРЕССЕ НАУКИ


Взамен разработки идеальной модели познания обращается к его реальной истории, демонстрируя зависимость познавательного процесса от общества и от познающего индивида.
Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ


Критикуются:
тезис о существовании свободного от теоретических привнесений языка наблюдения,
возможность строгой демаркации науки и философии,
стремление навязать познанию идеальные нормы, не являющиеся продуктами реальной научной практики,
преувеличение роли формальных структур при исследовании знания и т.п.


Теоретическое понимание науки возможно лишь при построении динамической картины научного знания.
Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирический и теоретический уровни, любое эмпирическое утверждение является теоретически нагруженным.


Философские (онтологические и методологические) концепции имеют тесную связь с конкретно-научным знанием.
Философия не только стимулирует развитие науки, но философские утверждения органически входят в “тело” науки.
Динамика научного знания не является строго кумулятивным процессом, научные теории независимы друг от друга и, как правило, несопоставимы, несоизмеримы.


Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких “ближних” задач: лучшего понимания определенных феноменов, решение большего числа научных проблем, построение более простых и компактных теорий и др.
В качестве метода разработки историко-методологической модели науки выступает совокупность различных подходов к ее анализу: историко-научный, методологический, науковедческий, психологический, социологический, логический и др.

Логический метод не имеет доминирующего характера.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер


«Логика и рост научного знания».
Критика принципа верификации.
Ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям, т.е. пользуясь гипотетико-дедуктивным методом.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер


Теория влияет на чувственный опыт и экспериментальные ситуации: человек видит и понимает мир так, как тот дан ему в его теоретических представлениях.
Наблюдение предполагает некоторую теоретическую установку, некоторую исходную гипотезу; нельзя просто наблюдать, не имея для этого никаких предпосылок.
Наблюдение всегда избирательно и целенаправленно: мы исходим из определенной задачи и наблюдаем только то, что нужно для решения этой задачи.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер


ПРОВЕРКА ИСТИННОСТИ ТЕОРИИ НЕ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ПРИ ПОСРЕДСТВЕ ОТОБРАННЫХ С ЕЕ ПОМОЩЬЮ ФАКТОВ.
Любая развитая теория формулируется не для реальных, а для идеальных объектов. В опыте отсутствуют чувственные аналоги «абсолютно твердого тела» , «идеального газа» .
Опыт становится возможным только благодаря теоретическим, сущностным представлениям.


ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер


Научные принципы нельзя проверить фактами.
Факты должны соответствовать теории, а не наоборот.
Подтверждение теории экспериментом – это не соответствие теории эксперименту, а соответствие теории тем сущностным природным свойствам исследуемой реальности, которые обнаруживают себя через эксперимент.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер


Теория всегда обосновывается ограниченным числом экспериментов, а используется для объяснения значительно более широкого круга опытов.
Подкрепляющие теорию факты и эксперименты всегда ограничены как в пространстве, так и во времени.
Теория также ограничена прошлым и настоящим, но она претендует на объяснение будущих опытных и экспериментальных ситуаций.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ К.Поппер


Положительный опыт может поддерживать теорию лишь временно, поскольку последующие возможные отрицательные опыты всегда могут опровергнуть ее.
Процедуры подтверждения и опровержения имеют совершенно различный познавательный статус.
Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать) .

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ


НАУЧНАЯ ПРОЦЕДУРА, ИМЕЮЩАЯ СВОИМ РЕЗУЛЬТАТОМ УСТАНОВЛЕНИЕ ЛОЖНОСТИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГИПОТЕЗЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ НА СООТВЕТСТВИЕ ЧУВСТВЕННЫМИ ДАННЫМИ.
Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту.

ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ


Критерием научного статуса теории являются ее
фальсифицируемость, опровержимость или проверяемость.
Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием, является ненаучной.
Неопровержимость представляет собой не достоинство теории (как часто думают) , а ее порок.


Опровержение в науке является стимулом к усовершенствованию: на место фальсифицированной гипотезе приходит другая, которая стремится избежать допущенной ошибки.
Наложение новой теории на существующую теоретическую базу приводит к росту научного знания.
Различные теории отличаются своей жизнеспособностью, причем выживают самые непротиворечивые.
Наука эволюционирует «по Дарвину».


Основанием научного знания выступает идеал критического отношения ученого как к своей, так и к чужим, альтернативным теориям.
Принцип фальсифицируемости означает признание фальсификации важнейшим методологическим правилом.
ЕСЛИ ТЕОРИЯ ОПРОВЕРГНУТА, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ НЕМЕДЛЕННО ОТБРОШЕНА.


КРИТЕРИЙ ДЕМАРКАЦИИ : научной теорией признается лишь та концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными и фальсификации.
ФИЛОСОФИЯ, КАК ЗНАНИЕ, НЕ ПОДДАЮЩЕЕСЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ, НЕ ИМЕЕТ НАУЧНОГО ХАРАКТЕРА.
Методологическое значение философии - осмысление роста научного знания.


Предположительный характер любой научной теории.
Объективная истина существует, но, в силу предположительного характера знания, недостижима.
При случайном обнаружении этой истины ее идентификация невозможна. ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЗНАНИЯ.



НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА ПОИСК ИСТИНЫ,
ОНА НЕДОСТИЖИМА НЕ ТОЛЬКО НА УРОВНЕ ТЕОРИИ, НО И В ЭМПИРИЧЕСКОМ ЗНАНИИ
(В СИЛУ ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАГРУЖЕННОСТИ).
Так как проблема истинности знания неразрешима, необходим критерий правдоподобности теорий
он вводит в качестве определяющего развитие научного знания


Каждая научная теория двойственна, среди ее следствий будут как истинные, так и ложные утверждения.
Первые образуют ее истинное, вторые – ложное содержание.


Если эксперимент показывает, что предсказание одной теории истинно там, где предсказание другой теории ложно, то это означает, что первая теория имеет истинное содержание там, где вторая имеет ложное содержание, т.е. первая теория более правдоподобна, чем вторая.
МАКСИМАЛЬНО ПРАВДОПОДОБНОЙ БУДЕТ ТЕОРИЯ, ПОЛНО И ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ ОТРАЖАЮЩАЯ ОБЪЕКТИВНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.


Целью научной деятельности, направлением роста научного знания является построение такой теории, однако в силу обсуждавшихся выше причин реально создание только более или менее правдоподобных теорий.
ЗАДАЧА КАК ФИЛОСОФИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ НЕ В ПОИСКЕ ТЕОРИИ, А В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РОСТА ЗНАНИЯ.