ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМА КРИТЕРЕВ И НОРМ НАУЧНОСТИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
КРИТЕРИИ И НОРМЫ НАУЧНОСТИ в ПОЗИТИВИЗМЕ (принцип верификации)
НЕОПОЗИТИВИЗМ (логические позитивисты)
Предпосылки кризиса НЕОПОЗИТИВИЗМА
К.ПОППЕР концепция роста научного знания
Критика принципа фальсификации И. Лакатосом
ТОМАС КУН «Структура научных революций» 1962
ПАРАДИГМА — ЭТО НЕКОТОРЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР, ПРИНИМАЕМЫЙ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ
АРРИ ЛАУДАН И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ
Каковы исследовательские традиции?
Любые определения отодвигают, но не устраняют область неявного.
Получаемая через органы чувств информация значительно богаче той, которая проходит через сознание, человек знает больше, чем может выразить.
Такие неосознанные ощущения и образуют эмпирический базис неявного знания.
Два типа неявного знания и неявных традиций.
Первые связаны с воспроизведением непосредственных образцов деятельности, они невозможны без личных контактов;
вторые предполагают текст в качестве посредника.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ.
Знания получаются конкретными личностями, процесс познания неформализуем, качество знаний зависит от оригинальности конкретного ученого.
Главным моментом, определяющим принятие ученым той или иной научной теории, является не степень ее критического обоснования, а исключительно степень личностного “вживания” в эту теорию, доверия к ней.
САМО ПРИОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К НАУКЕ - АКТ НЕКОЕГО ЛИЧНОГО ОБРАЩЕНИЯ, ПО АНАЛОГИИ С ОБРАЩЕНИЕМ В РЕЛИГИОЗНУЮ ВЕРУ.
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ИТОГ: впервые сформулировал ряд стержневых идей :
несоизмеримость различных концептуальных систем,
изменчивость норм научной рациональности,
представления об аномалиях научного развития и т.п.
КРИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ.
Радикальное крыло в постпозитивистской философии.
Критика позитивистских идей:
тезиса о дедуцируемости и совместимости теорий;
принципа инвариантности значений терминов, входящих в разные теории.
КРИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ.
В силу автономности теорий для каждой из них желателен собственный язык наблюдений.
Некритическое заимствование “чужих” терминологии и языка может повредить деятельности ученого.
Выступает как антикумулятивист и сторонник тезиса о несоизмеримости теорий.
Принципы полиферации – размножения – научных теорий и контриндукции
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Принцип полиферации – размножения – научных теорий и контриндукции :
при столкновении теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще теория, причем любая вводимая таким образом идея будет правомерна.
Наука предстает как процесс размножения теорий и допускает сосуществование множества равноправных типов знания.
Наличие универсального метода познания Фейерабендом отрицается.
Критерии рациональности не абсолютны, они относительны, и нет таких, которые были бы приемлемы везде и всегда.
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Принцип контриндукции:
требовании вводить и разрабатывать гипотезы, которые несовместимы с широко признанными теориями или широко обоснованными фактами.
Методологическая максима, породившая так называемую теорию “эпистемологического анархизма” .
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Впервые в современной философии науки уделяет значительное внимание взаимодействию научного познания и вненаучных факторов, причем последние обладают самостоятельной ценностью.
Он подчеркивает, что основания науки лежат не только в сфере самого знания, но и в культуре вообще.
Научное познание происходит в широком контексте культурных, идеологических, политических традиций.
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Характер выдвигаемых теорий определяется не только эмпирическим базисом, но также целым рядом субъективных факторов: традициями того общества, в котором родился и вырос ученый, его вкусами, эстетическими взглядами, мнением его коллег и т.д.
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Видимый успех теории, считает он, никоим образом нельзя рассматривать как признак истинности и соответствия с природой.
Успех может быть обусловлен превращением теории в ходе своей эволюции в жесткую идеологию, успешную не в силу согласия с фактами – но потому, что факты были подобраны так, чтобы их было невозможно было проверить, а некоторые – вообще устранены.
АРРИ ЛАУДАН И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ
Цель науки — решение проблем.
В книге «Научный прогресс» (1977) Лаудан определил науку как «тип деятельности, направленной на решение проблем».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
1). Эмпирически или концептуально решенная проблема составляет единое основание научного прогресса.
2). Цель науки — сделать максимально значимыми эмпирически решенные проблемы и снизить значение аномальных эмпирических и концептуальных проблем, пока не решенных.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
«Когда мы заменяем одну теорию на другую, эту новацию только тогда можно считать прогрессом
, когда новая теория лучше старой преуспевает в решении проблем».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
1. Ценность теории относительна, так как говорить об абсолютных мерках применительно к эмпирическим и концептуальным выводам не имеет никакого смысла.
2.Теории не живут обособленно, поэтому следует учитывать спектр проблем. Например,атомистическая теория отсылает к группе представлений с общей посылкой о дискретности материи.
ЗАИМСТВОВАНИЯ И КРИТИКА
Лаудан соединяет парадигмы Куна с идеей программ научного исследования Лакатоса.
Понимание и оценку научного прогресса может дать только более общая теория.
ЗАИМСТВОВАНИЯ И КРИТИКА
Критика Куна: есть теории,которые не отбрасываются в результате смены парадигм, а эволюционируют.
Критика Лакатоса: неверно, что последствия накопления аномалий прямо не отражаются на оценке исследовательской программы.
Каковы исследовательские традиции?
Примерами традиций Лаудан считает дарвинизм, квантовую теорию, электромагнитную теорию света.
«Любая интеллектуальная дисциплина (научная и ненаучная) имеет богатую историю традиций: эмпиризм и номинализм в философии, волюнтаризм и детерминизм в теологии, бихевиоризм и фрейдизм в психологии, утилитаризм и интуиционизм в этике, марксизм и либерализм в экономике, механицизм и витализм в физиологии».
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИЙ
1). Каждая традиция исследования имеет определенное число специфических теорий, составляющих и объясняющих ее суть.
2). Каждая традиция характеризуется некоторыми метафизическими и методологическими особенностями, их совокупность сообщает традиции индивидуальные черты, отличающие ее от других.
3). Каждая традиция исследования (в отличие от отдельных теорий) проходит через чреду разнообразных детализирующих (нередко взаимопротиворечащих) формулировок, созревающих на протяжении внушительного промежутка времени (в отличие от теорий, часто сменяющих друг друга).
Примеры:
Ньютонианская традиция неизбежным образом — индуктивистская, ибо принимает только те теории, которые выведены индуктивным путем.
Психолог-бихевиорист принимает лишь операционистские методы.
Определение исследовательской традиции:
«набор общих положений, относящихся к существу процессов, представленных в данной области изучения, а также методы, рекомендуемые к использованию для исследования проблем и создания теорий».
ОБРАТИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО МЕТАФИЗИКОЙ И МЕТОДОЛОГИЕЙ ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЗНАЧИТ ОКАЗАТЬСЯ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
Пример
Если ученый, называющий себя марксистом говорит об идеях, далеких от экономических структур, то ученый оказывается вне игры:нарушитель границ традиции становится чужаком.
ВОПРОС О ПРОГРЕССЕ НАУКИ
Какая теория предпочтительнее:
рационален выбор в пользу теории, которая в данный момент решает большее число проблем, для данной эпохи наиболее важных.
«Разве не рационально поведение медика, выбирающего среди сомнительных терапевтических средств то, на счету которого больше спасенных жизней?