Файл: Теоретические и правовые основы бухгалтерского учёта нематериальных активов 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические и правовые основы бухгалтерского учёта нематериальных активов
1.1 Понятие, состав и оценка нематериальных активов
1.2 Теоретические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов
1.3 Учет поступления нематериальных активов
1.4 Учетная политика организации
Глава 2 Организация бухгалтерского учёта нематериальных активов
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Учет поступления нематериальных активов
2.3 Амортизация нематериальных активов
2.4 Учет выбытия нематериальных активов
2.5. Учетная политика СПК «Аверьяновский»
1.3 Учет поступления нематериальных активов
Нематериальные активы поступают в организацию в осуществлении долгосрочных инвестиций (приобретение или создание), вклад в уставный капитал, дарение, обмен на другое имущество. Основным документом, необходимым для принятия актива к учету, является документ, подтверждающий право организации на владение и распоряжение активами. Этим документом может быть патент, свидетельство о регистрации права, договор об отчуждении исключительного права.
В настоящее время отсутствуют рекомендации, описанные движения нематериальных активов. Следовательно, организации должны разрабатывать формы соответствующих документов, в том числе обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете", например, акт приемки-передачи нематериального актива.
На каждый инвентарный объект нематериальных активов оформляется карточка учета нематериального актива.
Поступления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы, а отражаются на счете 08 "вложения во внеоборотные активы", который открывает sub 5 "приобретение нематериальных активов". Дебету этого счета отражается стоимость приобретения (создания) нематериального актива и дополнительные расходы, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования актива в запланированных порядке. Кредит - принятие нематериального актива с бухгалтерского учета.
Затраты на приобретение нематериального актива являются:
-
Сумма, подлежащая оплате в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации владельца (продавца); -
Таможенные пошлины и таможенные сборы; -
В невозмещаемые налоги, государственные, патентные и иные пошлины, уплаченной в связи с приобретением нематериального актива; -
Вознаграждения посреднических организаций и других юридических лиц, через которое приобретенного нематериального актива; -
Суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива; -
Другие расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных порядке.
Расходы по созданию нематериальных активов состоят из начисленных выплате соответствующих сотрудников, социальная защита взносы, материальные затраты, амортизационные отчисления на основные средства и нематериальные активы, используемые непосредственно в создание нематериальных активов, суммы, выплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам, ввод в эксплуатацию контрактов или договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, других работ, другие расходы, непосредственно связанные с созданием нематериальных активов и программным обеспечением условий для использования актива в запланированных порядке.
Не включаются в расходы на приобретение, создание нематериального актива: возмещаемые налоги, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; общие и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов; расходы, для научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в предыдущих отчетных периодах, которые были признаны в качестве прочих доходов и расходов. Расходы по полученным займам и кредитам не являются: расходы на приобретение, создание нематериальных активов, за исключением случаев, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным.
Синтетический учет наличия и движения нематериальных активов осуществляется на счете 04 "Нематериальные активы". Принятие учета НМА отражается бухгалтерской проводкой: Дт 04 "Нематериальные активы" КТ 08 "вложения во внеоборотные активы"
Этапы принятия нематериальных активов для бухгалтерского учета представлены на рисунке 4.
Рисунок 4- Этапы принятия нематериальных активов к учету
Перечень бухгалтерских записей по операциям поступления объектов в качестве нематериальных активов представлен в таблице 2.
Таблица - 2Операции по учету поступления объектов в качестве НМА
№ п/п | Содержание операции | Дебет счета | Кредит счета | Оценка, руб. |
Вклад НМА в уставный капитал | ||||
| Отражено поступление нематериального актива, полученного от учредителей в качестве вклада в уставный капитал | 08-5 | 75-1 | Согласованная стоимость |
Безвозмездное получение НМА | ||||
| Получен нематериальный актив безвозмездно | 08-5 | 98-2 | Рыночная стоимость |
Поступление неучтенных НМА, выявленных в ходе инвентаризации | ||||
| Принят к учету неучтенный нематериальный актив, выявленный при инвентаризации | 04 | 91-1 | Рыночная стоимость |
Приобретение (покупка) НМА | ||||
| Учтены затраты, связанные с приобретением нематериального актива | 08-5 | 60 | Договорная стоимость за вычетом НДС |
| Учтен НДС | 19-2 | 60 | НДС |
| Принят к учету нематериальный актив | 04 | 08-5 | Первоначальная стоимость |
Создание НМА своими силами | ||||
| Учтены расходы по созданию НМА | 08-5 | 10, 70, 69, 02 | Сумма затрат |
| Передача объекта НМА в эксплуатацию | 04 | 08-5 | Первоначальная стоимость |
Пример. Организация приобрела исключительное право на товарный знак за 300 000 руб., в том числе НДС - 45 763 руб. Составим бухгалтерские записи по приобретению и принятию к учету объекта в качестве нематериального актива. Решение представлено в таблице 3.
Таблица - 3 Журнал хозяйственных операций по приобретению объекта в качестве НМА
№ п/п | Содержание операции | Дебет счета | Кредит счета | Оценка, руб. |
| Учтены затраты, связанные с приобретением товарного знака | 08-5 | 60 | 254 237 |
| Учтен НДС по приобретенному товарному знаку | 19-2 | 60 | 45 763 |
| Принят к учету товарный знак | 04 | 08-5 | 254 237 |
1.4 Учетная политика организации
Учетная политика (англ. accounting policy) - в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и др. способы и приемы. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, в котором урегулированы также вопросы раскрытия и изменения учетной политики.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета3.
При этом утверждаются:
-
Рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; -
Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; -
Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; -
Правила документооборота и технология обработки учетной информации; -
Порядок контроля за хозяйственными операциями и др. решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.