Файл: Уголовная ответственность наемника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

_________________________________________________________________



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Уголовное право.»

Тема: Уголовная ответственность наемника.

ФИО:Боровков Даниил Дмитриевич

Вариант № 126

Группа: ПОНБ41.111ПДД № Курс 4

Руководитель - Зорина Елена Андреевна

Санкт-Петербург

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3

1.Характеристика преступлений против Мира и безопасности …..………...5
1.2. Пределы уголовной ответственности за преступления против

мира и безопасности человечества…………………………………….....10

2. Наёмничество в уголовном праве Российской Федерации………...…......16

3. Субъективные признаки наемничества……………..…………………………………………………….23


4.Заключение……………………………………………………….………….39

5.Список Литературы………………………………………………...……….40





ВВЕДЕНИЕ

Сегодня на планете полыхает огромное количество локальных воо­руженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждуна­родный характер. Этими конфликтами затронуто большое количество стран практически всех континентов. К сожалению, не стала исключением и территория Российской Федерации, где наиболее активное применение вооруженной силы отмечено в Северо-Кавказском регионе. Не последнюю роль в эскалации подобных вооруженных конфликтов и, возможно, веду­щую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооружен­ной силы в этом регионе России сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, «циркулируя» в пределах вооруженных кон­фликтов, активизирует последние. Важно указать, что наемническая дея­тельность в современный период уже не ограничивается, как раньше, си­туациями политической нестабильности или стремлением обострить эти ситуации в целях получения прибыли за счет эксплуатации природных ре­сурсов на территории некоторых государств. Негативная сторона наемни­чества выражается в том, что деятельность наемника в качестве частного лица, так же как и наемническая деятельность в форме противоправного деяния, ответственность за которое несет государство или организация, использующие наемников в определенных целях, отвечает, прежде всего, низменным интересам, проявляющимся в нарушении права народов на са­моопределение, мира и безопасности человечества, стабильности консти­туционного правительства и государственных структур в регионах или сложившегося правопорядка путем осуществления преступной деятельно­сти, наносящей серьезный ущерб жизни, свободе, здоровью и физической неприкосновенности населения и принципам мирного сосуществования.
Суть наемничества заключается в том, что деятельность наемника построена на низменных интересах, проявляющихся в нарушении прав и свобод человека, стабильности государственного строя и сложившейся системы в регионе, путем совершения преступной деятельности, наносящей вред, в первую очередь, существованию и благополучию мирного населения, а так ж принципам мирного сосуществования.

Благоприятными местами для появления наемничества являются территории, которые охвачены вооруженными конфликтами разного уровня, внутреннего или международного. Деятельность наемников заключается в применении физического и психического видов насилия, совершения террористических актов, незаконная торговля людьми и запугивание международного сообщества, при этом, насилие это основа деятельности наемников. Таким образом, наемничество носит общемировой и постоянный характер.

Для борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества, к которым относиться наемничество, создан Международный уголовный суд. Учреждение данного органа, было обосновано тем, что международное сообщество было озабоченно такими преступлениями как: 1. Преступления против мира и безопасности человечества .

  1. Геноцид.

  2. Агрессия .

  3. Военные преступления .

Так же, международным сообществом в стенах Организации

Объединенных Наций, в 1989 году, была принята Конвенция о запрещении

вербовки, использовании, финансировании и обучении наемников

Большинство стран вступили в совместную борьбу с наемничеством. В стороне не осталась и Российская Федерация. Важность и значимость борьбы с наемничеством и защита прав и свобод граждан от посягательства на них наемников, закреплена в Конституции и в Уголовном кодексе Российской Федерации. На территории России, наемничество признано преступлением, за которое полагается привлечение к уголовной ответственности, по статье 359 УК РФ (наемничество).

 
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ

                                              МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ
     

Определение наемника было формально закреплено в международном праве в 1977 году в части 2 статьи 47 Дополнительного протокола 1 к Же­невским конвенциям о защите жертв войны. Наемником признавалось ли­цо, которое было завербовано на месте или за границей для участия в воо­руженном конфликте, непосредственно участвует в боевых действиях, не является ни гражданином стороны вооруженного конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории стороны вооруженного конфлик­та, которому обещано или в действительности выплачивается вознаграж­дение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил стороны данного конфликта и которое не является лицом, присланным для испол­нения официальных обязанностей государством, не являющимся стороной данного вооруженного конфликта.


Вместе с тем данное определение было весьма ограниченным в силу того, что, как указывалось выше, право Женевы является правом гумани­тарным, оно устанавливает правовые нормы, регламентирующие защиту жертв войны, в том числе и законных комбатантов, оказавшихся во власти противоборствующей стороны, которая осуществляется как сторонами, находящимися в конфликте, так и нейтральными государствами и между­народными организациями. Определение наемника в части 2 статьи 47, части 1 статьи 47 Дополнительного протокола 1 установило, что наемник не имеет права на статус комбатанта, то есть не пользуется защитой, кото­рую сторона вооруженного конфликта либо нейтральная сторона, осуще­ствляющая миссию «добрых услуг», обязана предоставить жертвам войны.

Определение наемника по Дополнительному протоколу 1 не было свя­зано с ответственностью наемника за собственно наемничество, а лишь предоставляло право захватившей его стороне не обращаться с ним как с законным комбатантом, то есть не содержать его в условиях, предоставляемых военнопленным, а также привлечь его к ответственности за сам факт участия в вооруженном конфликте и деяния, совершенные в ходе вооруженного конфликта, совершение которых признается правомерным и не влекущим ответственности для законных комбатантов. Произвол сторо­ны вооруженного конфликта в отношении захваченного ею наемника ог­раничивался только требованием Женевских конвенций и Дополнитель­ных протоколов о том, что «никто не может быть лишен права на нор­мальное и беспристрастное судопроизводство», и признанием нарушения указанного права военным преступлением в смысле Женевских конвенций и Дополнительных протоколов.

Вместе с тем вступление в силу Дополнительных протоколов 1 (ка­сающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов) и 2 (касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера), помимо установления формального определения наемника, имело и еще одно концептуальное значение: Дополнительный протокол 1 установил, что наемник участвует в вооруженном конфликте, не указав вид конфликта (международный или немеждународного характера), а Про­токолы установили, что существует два вида вооруженных конфликтов - международные и немеждународного характера. Введение в международ­ное право понятия вооруженного конфликта немеждународного характера означало, что наемниками признаются лица, участвующие как в междуна­родных вооруженных конфликтах, так и в вооруженных конфликтах не­международного характера, в том числе и в гражданских войнах, удовле­творяющие признакам наемника, указанным в части 2 статьи 47 Дополни­тельного протокола 1. Необходимо отметить, что в праве Женевы в меж­дународном договоре было впервые закреплено формальное определение наемника, определение вооруженного конфликта и его виды (международ­ный и немеждународного характера) как особой обстановки, в которой со­вершается наемничество. Вместе с тем право Женевы не признавало наем­ничество преступлением: концепция международной противоправности наемничества именно как преступления была намечена не в договорах, входящих в право Женевы, а в резолюциях Генеральной Ассамблеи и Со­вета Безопасности ООН.


Концепция уголовной противоправности наемничества получила раз­витие в ряде проектов региональных конвенций, преимущественно афри­канских государств, созданных в семидесятые годы прошлого века. Так, Международной комиссией по расследованию деятельности наемников, созданной в июне 1976 года в Анголе, был разработан проект Конвенции о предотвращении и запрещении наемничества. В статье 1 указывалось, что наемничество является преступлением и осуществляется с целью воспре­пятствовать с помощью вооруженного насилия процессу самоопределения народов, освободившихся от колониальной зависимости. Наемник опреде­лялся как лицо, которое «не является гражданином стороны, где оно пред­полагает действовать, преследуя личную выгоду, заключающуюся в полу­чении жалованья или любого другого материального вознаграждения».

Наемничеством являются организация, финансирование, снаряжение и оснащение, а также поддержка и использование вооруженных сил, которые полностью состоят из наемников либо включают в себя наемников, разрешение заниматься такой деятельностью, предоставление возможно­сти транзита наемников через территорию государства, а также поступле­ние или попытка поступления на службу в такие вооруженные силы. В статье 5 проекта Конвенции указывалось, что наемник подлежит ответст­венности как за службу в качестве наемника, так и за любое преступление, совершенное в ходе такой службы.

Новый этап в развитии концепции международной противоправности наемничества связан с принятием Генеральной Ассамблеей ООН на ее 34-й сессии в 1980 году решения о разработке Международной конвенции о борьбе с деятельностью наемников и созданием в 1988 году Специального комитета по разработке Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников по решению Генеральной Ассамблеи ООН, который провел свою сессию в период с 30 января по 17 февраля 1989 г., результатом которой явилось создание текста Международной конвенции, впоследствии принятой Генеральной Ассамб­леей ООН и открытой для подписания с 31 декабря 1990 года.[1]

В своей окончательной редакции Конвенция содержит определение на­емника, перечень преступлений наемничества, обязательство государств - участников Конвенции не вербовать, не использовать, не обучать и не фи­нансировать наемников и запрещать их деятельность, а также предусмат­ривать соответствующие наказания за участие наемника в вооруженном конфликте или совместных насильственных действиях, не являющихся вооруженным конфликтом, вербовку, финансирование, обучение и исполь­зование наемников, соучастие в данных деяниях и попытку совершить лю­бое их них. Конвенция содержит ряд положений о сотрудничестве госу­дарств - членов Конвенции в сфере пресечения наемничества, о выдаче лиц, совершивших наемничество, и о правовой помощи по делам о нем.


Определение термина «наемник», закрепленное в статье 1 Конвенции, предусматривает, что наемниками могут быть лица, участвующие как в вооруженном конфликте (международном вооруженном конфликте или вооруженном конфликте немеждународного характера в смысле определе­ний, закрепленных в статьях 1 Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов 1 и 2 к ним), так и в совместных насильственных действиях, не являющихся вооруженным конфликтом. Определение наемника, участвующего в вооруженном кон­фликте, в части 1 статьи 1 Конвенции совпадает с определением наемника в части 2 статьи 47 Дополнительного протокола 1.

Определение же наемника, участвующего в совместных насильствен­ных действиях, предусматривает, что наемником признается лицо, не яв­ляющееся гражданином государства, против которого направлены дейст­вия наемника, или его постоянным жителем, которое было завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конститу­ционного порядка государства или его территориальной целостности, не­посредственно принимает участие в таких действиях, причем, так же как и наемник, участвующий в вооруженном конфликте, руководствуется глав­ным образом желанием получить значительную личную выгоду и побуж­дается к этому обещанием выплаты или выплатой материального возна­граждения, не присланное государством для выполнения официальных обязанностей, и не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются данные совместные насильственные действия.

Под «совместными насильственными действиями», предусмотренными частью 2 статьи 1 Конвенции, понимаются вооруженные мятежи, массовые беспорядки и иные нарушения внутреннего порядка государства, которые по смыслу статьи 1 Дополнительного протокола 2 к Женевским конвенци­ям о защите жертв войны нельзя отнести к вооруженным конфликтам не­международного характера. Напомним, что при вооруженном конфликте немеждународного характера его сторонами является государство и анти­правительственные вооруженные силы или другие организованные воору­женные группы, которые, находясь под ответственным, то есть единым командованием, которому подчиняются все эти вооруженные силы или группы, контролируют часть территории государства и способны вести непрерывные и согласованные военные действия. Отсутствие хотя бы од­ного признака стороны вооруженного конфликта означает и отсутствие со­стояния вооруженного конфликта немеждународного характера в целом.