Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый суннитами наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих4.

Важную группу источников шариата составляют иджма и кияс, основывающиеся на одноименных методах. Иджма рассматривается как "общее согласием мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относится к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывается из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводится из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, является кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу
, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением2.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал также и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты)3.

Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права4. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

- обязательные;

- рекомендуемые;

- дозволенные;

- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

- запрещенные и подлежащие наказанию1.

Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний)2.


Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм3.

+И в заключение необходимо сказать, что нормы шариата не утратили свою актуальность и сегодня. В 28 странах, где ислам признан государственной или официальной религией (Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), нормы шариата и сегодня непосредственно регулируют или оказывают существенное влияние на государственное регулирование широкого круга общественных отношений в различных сферах функционирования общества и государства.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика


План:

1. Государственно политический кризис Англии. Периодизация революции

2. Конфликт короны и парламента

3. Установление республики: характеристика государственного строя

4. Государственный строй в период протектората Оливера Кромвеля. "Орудие управления" (1653 г.)

1. Государственно политический кризис Англии. Периодизация революции

17(XVII) век для стран Западной Европы был эпохой государственно-политического и социально-экономического кризиса. В Англии кризис был обусловлен следующими предпосылками:

1) Социально-экономическими. В результате огораживания происходило обезземеливание крестьян, которые как правило уходили в города, либо уходили на работу, либо на бродяжничество. В результате индустриализации формируются и развивается новая социальная группа которую условно называют торгово-промышленные круги (буржуазия). Происходит противостояние промышленно-торговых кругов и земельной аристократии. В это противостоянии были втянуты различные слои населения.

2) Идеологические. Политические и социально - экономические требования были оформлены в идеологию реформацией в форме пуританизма. Пуританизм сочетал в себе религиозную и политическую идеологию, ее приверженцы были сторонниками полного церковного самоуправления общин и в освобождении гражданина из под власти государства. Пуритане выступали за перемены как в церкви так и в государстве.

Противоречия между абсолютизмом и обществом приобрели форму противостояния короны и парламента.

Историю английской революции (1640-1660-х г.г.) принято делить на 5 (пять) этапов:

1) Конституционный этап (1640-1642 г.г.) происходит ограничение власти монарха и расширение полномочий парламента. Противоречия между короной и парламентом разрешается в рамках правового поля

2) Первая гражданская война (1642-1646 г.г.). Идет вооруженное противостояние между короной и парламентом. Итог - победа парламента и падение монархии

3) Борьба за углубление демократического содержание революции (1646-1649 гг). Происходят борьба между разными политическими силами в парламенте и вторая гражданская война.


4) Индепенденская республика (1649 -1653 г.г.). В Англии устанавливается республиканская форма правления.

5) Протекторат Оливера Кромвеля (1653-1660-ые г.г.). Формально сохраняется республика, реально был сформирован режим личной власти Оливера Кромвеля.

2. Конфликт короны и парламента

C начала XVII (17-го) века в Англии нарастало противостояние между парламентом и монархом. Парламент являлся оппозицией королевской власти. Уже тогда парламент состоял из двух палат (палата общин и палата лордов). Пиком противостояния парламента и короны становится период правления короля Карла I (1). Этот конфликт обостряется в 1628 году: парламент подает королю "Петицию о праве". В петиции ссылаясь на великую хартию вольностей парламент обвинил короля в злоупотреблениях. И выдвинул следующие требования:

1) не налагать налогов без согласия парламента

2) не арестовывать никого без суда

3) не размещать солдат и матросов на постой в домах жителей

Карл I был вынужден подписать петиции о праве и она стала законной. В 1629 году Карл I (1) распустил парламент и нее созывал его до 1640г. 1640г в связи с войной с Шотландией Карлу I были необходимы средства для продолжения войны и он созывает парламент. Депутаты парламента заявили что не намеренны вотировать субсидии и выступили с инициативой реформ, которые бы исключили возможность злоупотребления королевской администрацией. Карл I (1) распускает парламент, в. Этой связи этот парламент вошел в историю как короткий парламент (не проработал и одного месяца). 1640г Карл I (1) был вынужден снова созвать парламент, который вошел в истерию как долгий парламент (1640-1653 г.). Долгий парламент провел ряд политических (конституционных) реформ, которые были направлены на ограничение королевской власти и утверждение конституционной монархии:

1) произошло ограничение судебных полномочий короны: были ликвидированы суды королевской прерогативы (чрезвычайные суды), ограничена юрисдикция тайного совета;

2) произошло расширение независимости парламента от монарха: было закреплено, что без парламентское правление короля не может длиться более 3 лет, парламент нельзя распустить ранее чем за 50 дней от созыва;

В 1642 году парламент принимает ремонстрацию - документ, в котором закреплялись требования парламентариев к монарху. Великая ремонстрация включала в себя:

1) упразднение епископата и церковных судов;

2) идею об ответственном перед парламентом правительстве;

3) идея реформы церкви;

Король вынужден был утвердить великую ремонстрацию.