Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:
Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.
Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.
Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.
Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.
Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.
Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата
Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.
Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика
Вопрос 75. Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.
Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.
3. Установление республики: характеристика государственного строя
В 1642 году конфликт между парламентом и монархом переходит из политической стадии в военную фазу и в Англии начинается первая гражданская война (1642-1646 г.г.). Первая гражданская война завершилась победой парламента и поражением королевской администрации. Король бежал в Шотландию, откуда он был выдан парламенту. В парламентской армии выявилась плеяда талантливых генералов, среди которых был Оливер Кромвель.
В след за победой, произошел раскол в лагере победившего парламента. В парламенте было несколько политических движений, одним из них были пресвитериане (они были удовлетворены итогами революции, их идеал - это конституционная монархия). Другое движение - индепенды - были за продолжение революции, их идеал - республика. Между пресвитерианами и индепендами началась вторая. Гражданская война, победили индепенды, во главе которых стоял Оливер Кромвель.
В 1649 году происходит казнь короля Карла I (1), парламент объявляет Англию республикой, начинает формироваться новая государственно-политическая система страны.
Верховную власть представляла палата общин, верхняя палата (палата лордов) была упразднена. Парламент сосредоточил всю полноту государственной власти, а именно парламент осуществлял высшую административную власть, высший судебный контроль, а так же руководство армии. Государственный совет осуществлял высшую исполнительную власть, состоял из 41 члена, которые выбирались в парламент на 1 год. Председателем государственного совета стал Джон Брэдшо (John Bradshaw) - возглавлял суд над королем. В состав государственного совета входил и Оливер Кромвель.
Полномочия государственного совета:
1) противодействовать восстановлению монархии;
2) устанавливать налоги;
3) осуществлять управление торговли и внешней политики;
Республиканская политическая система Англии оказалась крайне нестабильной, и в этот период чрезвычайно сильно возросли авторитет и личная власть Оливера Кромвеля.
4. Государственный строй в период протектората Оливера Кромвеля. "Орудие управления" (1653 г.)
В 1653 году Кромвель разгоняет остатки долгого парламента. Принимается писанная конституция Англии, носившая название "Орудие управления", в которой по сути была закреплена военная диктатура Оливера Кромвеля.
Основные черты государственного строя Англии периода протектората Оливера Кромвеля:
1) формально устанавливался республиканский государственный строй, а реально диктаторская система власти
2) высшая законодательная власть была сосредоточенна в руках парламента и лорда-протектора
3) парламент осуществлялся однопалатный, должен был созываться раз в три года, его нельзя было распускать в течении первых 5 месяцев работы, на выборах в парламент устанавливался высокий имущественный ценз и возрастной ценз (21 год). К полномочиям парламента относилась законодательная власть, учреждение налогов и податей.
Лорд-протектор выбирался на заседании государственного совета.
Полномочия лорд-протектора:
1) главнокомандующий армии;
2) внешняя политика;
3) право помилования;
4) назначение высших должностных лиц;
5) конституция прямо закрепляла должность лорда-протектора за Оливером Кромвелем.
+Со временем Оливер Кромвель перестал созывать парламент, членов государственного совета стал назначать по своему усмотрению, и таким образом был сформирован режим личной власти Оливера Кромвеля, который по своим основным характеристикам (широтах полномочий, пожизненный статус) напоминал монархическое правление.
Вопрос 71 Государственный строй в период протектората о. Кромвеля. «Орудие управления»
Период республики сменил режим правления, названный протекторатом Кромвеля (1653—1658 г.г.). Он начинается разгоном "охвостья" Долгого парламента, созывом нового состава и принятием новой конституции, которая узаконила военную диктатуру Кромвеля. Конституция была выработана группой офицеров и получи название «Орудие правительственной власти». Конституция была очень краткой — всего 42 статьи.
Верховная власть делилась между лордом-протек¬тором (букв, "лорд-покровитель"), Государственным советом в составе 15—21 члена и народом, представленным в парламенте.
Основные черты государственного строя Англии периода протектората Оливера Кромвеля:
1) формально устанавливался республиканский государственный строй, а реально диктаторская система власти
2) высшая законодательная власть была сосредоточенна в руках парламента и лорда-протектора
3) парламент осуществлялся однопалатный, должен был созываться раз в три года, его нельзя было распускать в течении первых 5 месяцев работы, на выборах в парламент устанавливался высокий имущественный ценз и возрастной ценз (21 год). К полномочиям парламента относилась законодательная власть, учреждение налогов и податей
4) имущественный ценз для избирателей был высоким (200 ф. ст.)
Лорд-протектор выбирался на заседании государственного совета.
Полномочия лорд-протектора:
1) главнокомандующий армии;
2) внешняя политика;
3) право помилования;
4) назначение высших должностных лиц;
5) командовал милицией и войсками на суше и на море во время заседаний парламента
6) конституция прямо закрепляла должность лорда-протектора за Оливером Кромвелем.
Лишались избирательных прав католики и сторонники королевской власти. Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций
Со временем Оливер Кромвель перестал созывать парламент, членов государственного совета стал назначать по своему усмотрению, и таким образом был сформирован режим личной власти Оливера Кромвеля, который по своим основным характеристикам (широтах полномочий, пожизненный статус) напоминал монархическое правление.
Власть Кромвеля фактически была сильнее, чем у королей свергнутой династии. Страна была поделена на 11 военных округов и управлялась генерал-майорами, несущими личную ответственность перед Кромвелем. Армия использовалась для поддержания закона и порядка в разных частях страны.
+Все это не находило поддержки ни в республиканских настроенной армии, ни в проникнутом монархическими стремлениями парламенте. Назначенного Кромвелем преемника — сына Ричарда быстро свергла армейская верхушка, и один из влиятельных военачальников, генерал Монк, вскоре занял Лондон, разогнал Совет офицеров и позаботился о восстановлении королевской власти.
"ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ"
(англ. "The Instrument of Government") - конституция, принятая в Англии 16 дек. 1653 во время установления протектората О. Кромвеля. По этой конституции, разработанной Воен. советом (высшее офицерство армии), законодат. власть передавалась лорду-протектору (Кромвелю) и однопалатному парламенту, а исполнит. - лорду-протектору и Гос. совету из пожизненно назначенных членов. Парламент должен был состоять из 400 деп. от Англии и по 30 деп. от Шотландии и Ирландии. Для избирателей был введен высокий имуществ. ценз (200 ф. ст.). Фактически избирателями могли быть лишь представители крупной и средней буржуазии и нового дворянства. Лишались избират. прав все католики и участники войны против парламента. Широкие нар. массы отстранялись от участия в политич. жизни. Конституция фактически служила юридич. прикрытием для воен. диктатуры, установленной в интересах сохранения господства джентри и буржуазии и закрепления тех завоеваний англ. революции, к-рые были выгодны блоку этих имущих классов. 25 мая 1657 "О. у." были заменены новой конституцией протектората ("Покорнейшая петиция и совет"), по к-рой власть протектора становилась фактически наследственной и утверждалась верхняя палата (палата лордов).
Вопрос 72. Формирование конституционной монархии в Англии. «Habeas corpus Act» 1679 г., «Билль о правах» 1689 г., «Акт об устроении» 1701 г.: общая характеристика и значение.
в Англии произошел дворцовый переворот, получивший название «Славная революция». На престол взошел принц Вильгельм Оранский. Король Яков II, правящий в Англии с 1685 г., бежал из страны. Итогом Славной революции стало утверждение в стране конституционной (парламентской) монархии. В ходе революции сложились два противоборствующих лагеря: лагерь роялистов и лагерь оппозиции. Роялисты выступали за сохранение абсолютной монархии и англиканской церкви. Лагерь оппозиции оказался представлен разными политическими течениями, представители которых выдвигали различные требования. Наиболее умеренные требования выдвигали пресвитериане, которые выступали за установление конституционной монархии с сильной королевской властью.
ХА́БЕАС КО́РПУС АКТ 1679 (Habeas Corpus Act, от ср.-век. лат. habeas corpus, букв. – «ты обязан иметь тело», т. е. присутствие арестованного в суде обязательно) (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями), один из осн. конституц. документов Англии, содержащих ряд гарантий неприкосновенности личности. Он содержал ряд принципов, на основе которых были установлены и вошли в мировую практику принципы справедливого и демократич. правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка. Акт упростил и упорядочил уже существующую процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке задержанного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Х. к. а. состоит из 21 статьи. Ни один свободный человек не мог быть посажен в тюрьму без предписания «habeas corpus».
Государственный строй. В конституционном развитии Англии в XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров. В этот период времени оформилась парламентская система
, включавшая в себя ответственность министерства перед парламентом и назначение министров из лидеров политической партии, получившей господствующее положение в парламенте.
Парламент являлся двухпалатным: верхняя (палата лордов) состояла из лиц, занимавших места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля; нижняя (палата общин) формировалась на основе избирательного права.
Политическое господство аристократии в парламенте обеспечивалось путем ограничения круга избирателей узким социальным слоем. При этом виги отстаивали высокий имущественный ценз, а тори — земельный. По закону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имевшие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах.
С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, передав тем самым всю полноту законодательной власти в руки парламента. В 1716 г. принят закон, увеличивший срок полномочий нижней палаты с трех до семи лет, что обеспечивало известную независимость парламента от избирателей. Почти половина депутатов (254 из 513) избиралась из «гнилых местечек» — мелких населенных пунктов, проводивших депутатами в палату тех лиц, которых «рекомендовали» местные «влиятельные люди». Большинство депутатских мест покупалось — процветала коррупция.
Парламентские заседания проходили тайно. Парламентские протоколы официально не печатались, запись и публикация речей депутатов частными лицами запрещалась. Лица, разглашавшие информацию о прениях, подвергались преследованию. Была установлена монополия только двух политических партий — тори и вигов, представлявших интересы земельной аристократии.
В XVIII в. в Англии Тайный совет стал функционировать как кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремился также ограничить его деятельность в области исполнительной власти, поставив деятельность министров под свой контроль. Этому способствовал ряд неписаных конституционных правил:
-
- с середины 20-х гг. XVIII в. король не посещал заседания кабинета министров, что освобождало его членов от непосредственного королевского давления и способствовало формированию должности премьер-министра; -
- принцип неответственное™ монарха, начало которому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и Положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр; -
— перенос ответственности на членов кабинета привел к парламентскому контролю над ним, что выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин; -
— ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц; -
— в первой половине XVIII в. сформировался принцип, по которому кабинет министров пребывает у власти только пока имеет поддержку большинства палаты общин (например, в 1782 г. кабинет Ф. Норта целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).