Файл: Перечень вопросов к зачёту по дисциплине Воздушная навигация и аоп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ по дисциплине «Воздушная навигация и АОП»

1. Форма и размеры Земли.

2. Основные географические точки, линии и круги на земном шаре.

3. Системы координат, применяемые в воздушной навигации

4. Масштаб карты. Виды масщтабов, их определения.

5. Основные виды картографических проекций. Разграфка и номенклатура карт.

6. Магнитное склонение. Причины возникновения.

7. Девиация магнитного компаса. Порядок учета.

8. Взаимозависимость курсовУК, ИК, МК, КК

9. Путевые углы и способы их определения.

11. Классификация высот полета по уровню начала полета.

12. Основные способы измерения высоты полета.

13. Погрешности барометрических высотомеров и их учет

14. Виды скоростей полета.

15.Погрешности измерения воздушной скорости и их учет.

16. Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки

17. Правила и порядок ведения визуальной ориентировки.

18. Система счисления времени.

19. Время местное, поясное и всемирное скоординированное (UTC)

20. Общая характеристика и виды радиотехнических систем.

21.Основные радионавигационные элементы (курсовые углы и пеленги)

22.Горизонтальное эшелонирование ВС.

23. Вертикальное эшелонирование ВС.

24. Продольное эшелонирование ВС.

25. Расчет безопасной высоты круга полётов над аэродромом.

26. Расчет безопасной высоты района аэродрома.

27. Определение высоты перехода

28. Расчет безопасной высоты полёта ниже нижнего (безопасного) эшелона.

29. Расчёт нижнего безопасного эшелона полёта.

30. Расчёт высоты эшелона перехода района аэродрома

31. Действия экипажа в случае потери ориентировки.

32. Безопасность самолётовождения.

33. Основные причины потери ориентировки.

34. Система эшелонирования RVSM

Отличие истинной скорости от приборной бывают значительными, особенно при полетах на больших высотах. Например, на высоте, равной 6000 м, методическая погрешность в изменении скорости равна 30 %, а на высоте, равной 10 000 м – 70 %.

Расчет истинной и приборной воздушной скорости по показанию однострелочного указателя скорости

  • Истинная воздушная скорость по показанию однострелочного указателя скорости рассчитывается по формуле

Vи= Vпр+ (±ΔVинстр) + (±ΔVа) + (–ΔVсж) + (±ΔVм),

Vпр – приборная воздушная скорость;

ΔVинстр – инструментальная поправка указателя воздушной скорости;

ΔVсж – поправка на сжимаемость;

ΔVм – методическая поправка указателя воздушной скорости на изменение плотности воздуха;

ΔVа - аэродинамическая погрешность.

  • Приборная воздушная скорость рассчитывается для того, чтобы по указателю скорости выдерживать в полете, если это требуется, заданную истинную воздушную скорость. Приборная воздушная скорость рассчитывается по формуле

Vпр = Vи – (± ΔVм) – (–ΔVсж) - (± ΔVа) - (± ΔVинстр).

16. Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки


Визуальной ориентировкой называется обзорно-сравнительный метод определения местонахождения ВС, основанный на сравнении изображения местности на карте с фактическим видом земной поверхности.

Визуальная ориентировка ведется по навигационным ориентираместественным или искусственным объектам на земной поверхности, имеющим известные координаты (положение на карте) и индивидуально опознаваемым с ВС.

Ориентиры различают:

Линейные, Площадные, Точечные

Линейными называют ориентиры, которые при незначительной ширине имеют большую протяженность (реки, дороги, каналы, берега морей, горные хребты и т. д.).


Площадные ориентиры занимают относительно большую площадь и выделяются своими контурами на фоне местности (крупные населенные пункты, большие озера, леса в степных районах и т. д.).

Точечные ориентиры – перекрестки дорог, мосты, мелкие населенные пункты, характерные вершины гор, отдельные сооружения и т. п.

Для визуальной ориентировки не все рассмотренные ориентиры равноценны, поэтому их подразделяют на главные и второстепенные.

Главные ориентиры – крупные и средние населенные пункты, железные и шоссейные дороги, озера и реки, берега морей, отдельные горные вершины, отдельные лесные массивы в степных районах и др.

Второстепенные ориентиры – мелкие населенные пункты, небольшие реки и озера, грунтовые и проселочные дороги и т. д.

В зависимости от времени года и суток, насыщения района однородными ориентирами и высоты полета отдельные ориентиры теряют качества главных.

//Условия ведения визуальной ориентировки могут спросить – они в презентации по теме Визуальная ориентировка//


17. Правила и порядок ведения визуальной ориентировки.


ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ
ОРИЕНТИРОВКИ:

1.
Ориентировать карту по сторонам света.
расположение ориентиров на карте подобно расположению ориентиров на местности.
2. Сочетать прокладку пути с ориентировкой.
знать, какой район карты сличать с местностью.
3. Ожидать появление ориентиров по направлению и времени.
знать, какой ориентир и с какого направления должен появиться.
(ввиду ограниченного времени на распознавание ориентиров, особенно при полетах на больших скоростях и малых высотах)
4. Опознавать сначала крупные ориентиры в радиусе видимости, а затем мелкие вблизи самолёта и под ним.
5. Опознавать ориентиры не по одному, а нескольким отличительным признакам.
(чтобы не перепутать ориентиры, похожие друг на друга.)

Порядок выполнения визуальной ориентировки:

1. Ориентировать карту по странам света.
2. Определить на карте район вероятного местонахождения ВС, для чего от последней отметки MC на глаз или с помощью инструмента отложить направление полета и пройденное расстояние, т. е. выполнить прокладку пути по курсу, скорости и времени полета.
3. В пределах найденного района выбрать на карте характерные ориентиры, которые легко обнаружить и опознать в данных условиях полета.
4. Сличить карту с пролетаемой местностью и районом, полученным прокладкой пути.

Для успешного ведения визуальной ориентировки летный
состав должен:
– уметь читать полетную карту, т. е. представлять себе, как изображенный на карте условным топографическим знаком ориентир будет выглядеть на местности при наблюдении с ВС;
– изучить систему линейных и площадных ориентиров по воздушной трассе в период подготовки к полету и запомнить их отличительные признаки. Это позволит опознавать ориентиры не по случайно замеченным признакам, а по заранее изученным деталям и сократит время на их опознавание;
– уметь выбирать на карте в районе предполагаемого местонахождения ВС такие ориентиры и их признаки, которые проще опознавать на местности в данное время года;

– знать места расположения светотехнических средств самолётовождения и данные об их работе;
– уметь вести прокладку пути глазомерным способом;
– уметь определять на глаз удаление ВС от опознанных ориентиров с разных высот.

18. Система счисления времени.


В основе измерения времени положили вращение Земли вокруг своей оси и ее движение по орбите вокруг Солнца, а в качестве основных его единиц приняли сутки и год.

Сутки – промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг своей оси относительно какой-нибудь точки на небе.

Сутки делятся на 24 ч, 1 ч – на 60 мин, 1 мин – на 60 с, 1 с – на десятые, сотые и более мелкие доли.

Продолжительность суток зависит от того, относительно какой точки определяют период вращения Земли вокруг своей оси:

точки весеннего равноденствия, центра истинного Солнца, центра среднего Солнца

Указанные точки определяют три различные единицы времени, называемые соответственно звездными, истинными солнечными и средними солнечными сутками.



Все они используются для измерения времени. При этом название времени принято давать в зависимости от меридиана, для которого его определяют, и взятой точки на небесной сфере (например, местное звездное время, гринвичское истинное солнечное время, московское среднее солнечное время).

Сутки и их доли используют для измерения коротких промежутков времени.

Большие промежутки времени измеряют другой единицей – тропическим годом.

Тропический год – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра истинного Солнца через точку весеннего равноденствия.

Продолжительность тропического года в средних солнечных сутках равна 365 суток 5 ч 48 мин 46 с.

Для удобства летоисчисления календарный год считают равным 365 суток и 6 ч.

Поэтому три календарных года содержат по 365 дней, а четвертый – 366. Такой год называется високосным.

19. Время местное, поясное и всемирное скоординированное (UTC)


В зависимости от того, какай меридиан принят за исходный, различают время местное, поясное, гринвичское, московское и др.

Гринвичским (всемирным) временем (Тгр) называется местное солнечное время на гринвичском меридиане. Гринвичский меридиан проходит через обсерваторию Гринвича (вблизи Лондона).


Всемирное координированное время(UTC) атомное время, откорректированное в целях максимального его приближения к среднему солнечному времени гринвичского меридиана; используется в качестве общепризнанного международного стандарта часового времени.

Местное время (Тм) – время на данном географическом меридиане.

Местным временем пользоваться в повседневной жизни неудобно, т. к. даже в различных районах одного большого города оно отличается на некоторую величину, и поэтому увязать его в повседневной жизни, работе транспорта и связи очень трудно.

Поэтому в 1884 г. была принята система времени по часовым поясам. Сущность поясного времени заключается в том, что весь земной шар разделен на 24 часовых пояса – от нулевого до 23-го включительно.

Каждый пояс содержит 15° долготы или 1 ч по времени.

Часовой пояс, средний меридиан которого проходит через Гринвичскую обсерваторию, принято считать нулевым.

Долгота среднего меридиана нулевого часового пояса равна 0°; долгота среднего меридиана первого часового пояса – 15° в.д.; второго – 30° в.д. и так далее через каждые 15°.

  • Московское время (Тмск) – время среднего меридиана второго часового пояса плюс декретный час.

  • Поясное время (Тп) – солнечное местное время среднего меридиана часового пояса.

  • Декретное время (Тд) – поясное время, увеличенное на 1 ч. Декретное время было введено в 1930 г. Декретом советского Правительства и сейчас используется в зимнее время.

  • Летнее время (Тл) – декретное время данного часового пояса, увеличенное на 1 ч:

Тл = Тд + 1 ч = Тп + 2 ч.

Примечание. Точность показаний часов должна быть не ниже ± 15 с.