Файл: Перечень вопросов к зачёту по дисциплине Воздушная навигация и аоп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ по дисциплине «Воздушная навигация и АОП»

1. Форма и размеры Земли.

2. Основные географические точки, линии и круги на земном шаре.

3. Системы координат, применяемые в воздушной навигации

4. Масштаб карты. Виды масщтабов, их определения.

5. Основные виды картографических проекций. Разграфка и номенклатура карт.

6. Магнитное склонение. Причины возникновения.

7. Девиация магнитного компаса. Порядок учета.

8. Взаимозависимость курсовУК, ИК, МК, КК

9. Путевые углы и способы их определения.

11. Классификация высот полета по уровню начала полета.

12. Основные способы измерения высоты полета.

13. Погрешности барометрических высотомеров и их учет

14. Виды скоростей полета.

15.Погрешности измерения воздушной скорости и их учет.

16. Классификация ориентиров и их главные отличительные признаки

17. Правила и порядок ведения визуальной ориентировки.

18. Система счисления времени.

19. Время местное, поясное и всемирное скоординированное (UTC)

20. Общая характеристика и виды радиотехнических систем.

21.Основные радионавигационные элементы (курсовые углы и пеленги)

22.Горизонтальное эшелонирование ВС.

23. Вертикальное эшелонирование ВС.

24. Продольное эшелонирование ВС.

25. Расчет безопасной высоты круга полётов над аэродромом.

26. Расчет безопасной высоты района аэродрома.

27. Определение высоты перехода

28. Расчет безопасной высоты полёта ниже нижнего (безопасного) эшелона.

29. Расчёт нижнего безопасного эшелона полёта.

30. Расчёт высоты эшелона перехода района аэродрома

31. Действия экипажа в случае потери ориентировки.

32. Безопасность самолётовождения.

33. Основные причины потери ориентировки.

34. Система эшелонирования RVSM



Методическая температурная поправка высотомера учитывается по формуле

∆Нt = × Ниспр

Обычно методическая температурная поправка высотомера учитывается с помощью НЛ-10М.

Для определения истинной высоты полета необходимо учитывать поправку на рельеф пролетаемой местности, которая определяется по формуле

ΔНрел = Нрел – Наэр,

где ΔНрел – поправка на рельеф пролетаемой местности, имеет знак «+», если абсолютная высота точки выше аэродрома взлета, и знак «–»

если ниже;

Нрел – абсолютная высота точки рельефа местности, определяется экипажем по полетной карте;

Наэр – абсолютная высота аэродрома взлета.

Тогда

Нист = Нотн – ΔНрел,

Нотн – относительная высота полета.

Расчет истинной и приборной высоты полета

Определение истинной и приборной высоты при полете по маршруту производится двумя способами.

1. Давление на уровне пролетаемой местности известно и установлено на высотомере, температура воздуха известна. В этом случае истинная высота полета определяется по формуле

Нист = Нпр + ΔНинстр + ΔНа + ΔНтемп.

Расчет приборной высоты для заданной истинной высоты производится в обратном порядке:

Нпр = Нист – ΔНтемп – ΔНа – ΔНинстр.

2. Давление и температура у земли в районе пролетаемой местности неизвестны; на высотомере установлено давление аэродрома взлета.

Тогда истинная высота полета определяется по формуле

Нист = Нпр + ΔНинстр + ΔНа + ΔНтемп – ΔНрел.

Определение приборной высоты при заданной истинной высоте производится по формуле

Нпр = Нист + ΔНрел – ΔНтемп – ΔНинстр – ΔНа


14. Виды скоростей полета.


В самолетовождении различают воздушную и путевую скорости.

  • Воздушная скорость (V) скорость перемещения воздушного судна относительно воздушной среды.

Воздушная скорость зависит от аэродинамических качеств самолета, его полетного веса и плотности воздуха, ветер не оказывает влияния на ее величину.



Воздушную скорость (V) Различают на приборную и истинную воздушную скорость.

  • Истинная скорость (Vи) – действительная скорость самолета относительно воздушной среды на любой высоте. От нее зависит дальность, продолжительность и экономичность полета. Истинная скорость используется для решения многих навигационных задач, в частности, является элементом навигационного треугольника скоростей.

  • Приборная скорость (Vпр) – воздушная скорость, измеренная по прибору без учета погрешностей.

  • Приборная скорость зависит от воздушной скорости и массовой плотности воздуха.

Массовая плотность воздуха прямо пропорциональна барометрическому давлению воздуха и обратно пропорциональна температуре воздуха.

Таким образом, при одинаковой воздушной скорости на разных высотах либо при различной температуре на одинаковой высоте приборнаяскорость различна.

Скоростной напор определяет подъемную силу крыла, поэтому ограничения по скорости задаются именно в приборной скорости как по нижнему пределу, так и по верхнему, в наборе высоты и на снижении скорость выдерживается также по приборной скорости, выпуск и уборка посадочной механизации производится тоже по приборной скорости.

  • Измерение воздушных скоростей осуществляется аэрометрическим методом,т. е. путем измерения давлений. Аэрометрический метод основан на уравнении Д. Бернулли, которое выражает закон сохранения энергии применительно к струйке газа (воздуха), обтекающего приемник воздушного давления.



  • Поскольку тарировка указателя скорости производится для условий полета на уровне моря при стандартных значениях температуры и давления воздуха, то только в этих условиях приборная скорость равна истинной воздушной.


Разность между приборной и истинной скоростями растет и на высотах, равных 8–10 км, может достигать 50–70 %.

  • Комбинированные указатели скорости имеют две стрелки:

широкая стрелка индицирует приборную скорость, а узкая – скорость, которая незначительно отличается от истинной скорости.

Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 (рис. 69) предназначен для измерения при­борной скорости от 50 до 730 км/ч и истинной воздушной скорости от 400 до 1100 км/ч.

Принцип действия КУС-730/1100 основан на измерении скоростного напора встречного потока воздуха с автоматическим введением по­правки на плотность и сжимаемость воздуха с поднятием на высоту.

В полете приборная ско­рость используется для пилотирования самолета, истинная воздушная скорость - для целей самолетовождения. Знание летчиком приборной скорости дает возможность правильно пилотировать самолет в воздухе, так как полет самолета ниже минимальной скорости приводит к падению самолета. Увеличение скорости полета сверх допустимой приводит к разрушению самолета.

Показания приборной скорости используются пилотами для вы­держивания скоростей при взлете, для выдерживания заданного режима скорости по маршруту, при маневрировании и планирова­нии в районе аэродрома и при посадке.

Показание истинной воздушной скорости полета необходимо штурману для выполнения различных навигационных расчетов.

Питаются указатели скорости статическим и полным давлением от приемников воздушного давления ПВД

Внутренняя шкала - шкала истинной воздушной скорости от­градуирована от 400 до 1100 км/ч с оцифровкой через 100 км/ч и ценой деления 10 км/ч.

Внешняя - шкала приборной скорости от 50 до 750 км/ч с оцифровкой через 100км/ч и ценой деления 10 км/ч.



  • Путевая скорость (W) скорость перемещения воздушного судна относительно земной поверхности.

Путевая скорость зависит от воздушной скорости
, скорости и направления ветра.

Вектор истинной скорости совпадает с продольной осью ВС. Вектор путевой скорости совпадает с линией фактического пути.

  • Путевая скорость определяется по пройденному расстоянию и времени полета по формуле



15.Погрешности измерения воздушной скорости и их учет.


  • Указателям скорости присущи инструментальные, аэродинамические, методические погрешности, а также погрешности из-за изменения сжимаемости.

  • Инструментальные погрешностиVинстр) возникают из-за несовершенства конструкции прибора и неточности регулировки. Причинами инструментальных ошибок являются неточность изготовления механизмов указателя, износ деталей, потеря упругих свойств анероидной коробки, люфты и т. д.

Они определяются при лабораторной проверке путем сличения показаний указателя скорости с показаниями точно выверенного прибора, заносятся в график или таблицу и учитываются при расчете скорости.

  • Аэродинамические погрешностиVа) возникают из-за искажения воздушного потока в месте установки приемника воздушного давления. Характер и величина этих погрешностей зависят от типа ВС, места установки приемника воздушного давления, скорости и высоты полета, конфигурации ВС.

На некоторых типах воздушных судов для упрощения учета поправок указателя скорости составляются таблицы суммарных поправок ΔVΣ, учитывающие как инструментальные, так и аэродинамические погрешности.

  • Погрешность из-за изменения сжимаемостиVсж)вызвана тем, что при полете на скоростях более 350–400 км/ч воздух перед ПВД сжимается и его плотность увеличивается.

Это вызывает увеличение скоростного напора и, следовательно, завышение показаний указателя скорости, поэтому поправка на изменение сжимаемости всегда отрицательна.

График зависимости поправки на изменение сжимаемости от высоты и скорости полета приводится в РЛЭ.

  • Методические погрешностиVм) возникают из-за изменения плотности воздухав результате несоответствия условий, принятых при расчете шкал приборов, фактическому состоянию атмосферы.

Погрешность указателя скорости, зависящая от плотности воздуха, учитывается при помощи навигационной линейки по температуре воздуха и высоте полета, от значения которых, как известно, зависит плотность воздуха.