Файл: Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям детского сада.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если ребенок в хорошем настроении, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2-3 часа уже со второго дня [6]. С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. Желательно, что в это время мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала бы ему раздеться, и он обедал бы в детском саду в ее присутствии. На третьей неделе ребенок может оставаться на дневной сон. Педагог заранее должен настроить ребенка на сон, предложить принести из дома мягкую игрушку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель. Когда ребенок привыкнет в детском саду спать, его оставляют на целый день [6].
Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях. В этот период важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают все вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем.
По утверждению JI. Пыжьяновой и Р. Калининой [10], главная цель педагогов, при организации жизни детей впервые поступивших в детский сад, это создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, способствующей формированию у ребенка положительной установки и желания идти в детский сад. Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.
Процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты.
В научной литературе представлены разные группы факторов адаптации:
внешние и внутренние;
биологические и социальные;
факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ.
На основании исследований специалистов, изучающих проблемы адаптации можно условно разделить факторы на две группы:
- объективные и субъективные.
В первую группу выделены факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую - факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями.
К числу объективных факторов относят:
-внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны и региона, в котором проживает ребенок),
-педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДОУ, санитарно-гигиенические условия; преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой),
- семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания),
- группы сверстников (группа детского сада; характер общения младшего школьника со сверстниками вне ДОУ) [10].
В группу субъективных факторов вошли состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, уровень тренированности их адаптационных возможностей.
Объективные и субъективные факторы находятся в неразрывном единстве, постоянном взаимодействии и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс социальной адаптации детей раннего возраста [5]. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма. Ребенок начинает часто болеть острыми респираторными заболеваниями, бронхитами, инфекциями. К тому же период адаптации к дошкольному учреждению может совпадать с кризисом трех лет, что невольно взваливает на плечи ребенка еще один тяжелый груз, надрывая его психику. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями [2].
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо[2]:
• знакомство, сближение детей между собой;
• знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
• знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
• знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
• знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому более эмоционально чувственные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены [4].
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей
Анкетирование родителей в период адаптации
1.Первичная анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» Н.В. Соколовская, 2008
С целью определения прогноза адаптации ребенка, просим Вас ответить на вопросы анкеты с учетом типичных реакций ребенка на различные ситуации.
Фамилия имя ребенка __________________________________________________
Дата рождения _____________________ Полных лет ____________________
А) бодрое, уравновешенное; Б) неустойчивое; В) подавленное?
А) быстро, спокойно; Б) долго не засыпает; В) неспокойно?
А) да; Б) нет?
А) 2ч; Б) 1ч ?
А) хороший; Б) избирательный; В) неустойчивый; Г) плохой?
А) да (указать какие); Б) нет?
А) да; Б) иногда; В) нет?
А) да; Б) иногда; В) нет?
А) самостоятельно; Б) не всегда; В) не играет сам?
А) легко идет на контакт; Б) избирательно; В) трудно?
А) легко идет на контакт; Б) избирательно; В) трудно?
А) да; Б) не всегда; нет?
А) есть ; Б) не всегда; В) нет?
А) перенес разлуку легко; Б) тяжело?
А) есть; Б) нет
2. Лист наблюдений родителей за состоянием ребенка в адаптационный период.
С каким настроением ребенок:
Как ребенок спит ночью:____________________________________________________
Насколько активен ребенок дома:___________________________________________
Что радует родителей:_____________________________________________________
Что тревожит:_____________________________________________________________
Пожелания родителей:______________________________________________________
Уважаемые родители!
Для создания точной и полной картины психологического состояния вашего ребенка, а также определения ближайших перспектив его развития просим вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию.
Пожалуйста, укажите имя и фамилию ребенка, дату рождения_____________________
Мама___________________________________________________________________________________________
Папа____________________________________________________________________________________________
До 1 года _____________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ________________________________________________
ходить______, _____________________________________
Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях. В этот период важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают все вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем.
По утверждению JI. Пыжьяновой и Р. Калининой [10], главная цель педагогов, при организации жизни детей впервые поступивших в детский сад, это создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, способствующей формированию у ребенка положительной установки и желания идти в детский сад. Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.
Процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты.
В научной литературе представлены разные группы факторов адаптации:
внешние и внутренние;
биологические и социальные;
факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ.
На основании исследований специалистов, изучающих проблемы адаптации можно условно разделить факторы на две группы:
- объективные и субъективные.
В первую группу выделены факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую - факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями.
К числу объективных факторов относят:
-внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны и региона, в котором проживает ребенок),
-педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДОУ, санитарно-гигиенические условия; преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой),
- семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания),
- группы сверстников (группа детского сада; характер общения младшего школьника со сверстниками вне ДОУ) [10].
В группу субъективных факторов вошли состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, уровень тренированности их адаптационных возможностей.
Объективные и субъективные факторы находятся в неразрывном единстве, постоянном взаимодействии и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс социальной адаптации детей раннего возраста [5]. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма. Ребенок начинает часто болеть острыми респираторными заболеваниями, бронхитами, инфекциями. К тому же период адаптации к дошкольному учреждению может совпадать с кризисом трех лет, что невольно взваливает на плечи ребенка еще один тяжелый груз, надрывая его психику. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями [2].
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо[2]:
• знакомство, сближение детей между собой;
• знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
• знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
• знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
• знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому более эмоционально чувственные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены [4].
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей
Диагностический инструментарий кейса
Анкетирование родителей в период адаптации
1.Первичная анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» Н.В. Соколовская, 2008
С целью определения прогноза адаптации ребенка, просим Вас ответить на вопросы анкеты с учетом типичных реакций ребенка на различные ситуации.
Фамилия имя ребенка __________________________________________________
Дата рождения _____________________ Полных лет ____________________
-
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке:
А) бодрое, уравновешенное; Б) неустойчивое; В) подавленное?
-
Как Ваш ребенок засыпает:
А) быстро, спокойно; Б) долго не засыпает; В) неспокойно?
-
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельная и пр.):
А) да; Б) нет?
-
Какова продолжительность дневного сна ребенка:
А) 2ч; Б) 1ч ?
-
Какой аппетит у Вашего ребенка:
А) хороший; Б) избирательный; В) неустойчивый; Г) плохой?
-
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки:
А) да (указать какие); Б) нет?
-
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке:
А) да; Б) иногда; В) нет?
-
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослого:
А) да; Б) иногда; В) нет?
-
Как играет Ваш ребенок:
А) самостоятельно; Б) не всегда; В) не играет сам?
-
Какие взаимоотношения со взрослыми:
А) легко идет на контакт; Б) избирательно; В) трудно?
-
Какие взаимоотношения с детьми:
А) легко идет на контакт; Б) избирательно; В) трудно?
-
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
А) да; Б) не всегда; нет?
-
Есть ли у ребенка уверенность в себе:
А) есть ; Б) не всегда; В) нет?
-
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими:
А) перенес разлуку легко; Б) тяжело?
-
Есть ли у ребенка аффективная (ярко выраженная) привязанность к кому-либо из взрослых:
А) есть; Б) нет
2. Лист наблюдений родителей за состоянием ребенка в адаптационный период.
С каким настроением ребенок:
-
идет в детский сад:___________________________________________________ -
уходит из детского сада:______________________________________________
Как ребенок спит ночью:____________________________________________________
Насколько активен ребенок дома:___________________________________________
Что радует родителей:_____________________________________________________
Что тревожит:_____________________________________________________________
Пожелания родителей:______________________________________________________
-
Итоговая анкета для родителей при поступлении в детский сад
Уважаемые родители!
Для создания точной и полной картины психологического состояния вашего ребенка, а также определения ближайших перспектив его развития просим вас помочь нам в проведении психологического обследования вашего ребенка и предоставить необходимую информацию.
Пожалуйста, укажите имя и фамилию ребенка, дату рождения_____________________
-
Ф.И.О., дата рождения, образование:
Мама___________________________________________________________________________________________
Папа____________________________________________________________________________________________
-
Перечислите полный состав семьи, в которой постоянно живет ребенок, а также укажите возраст всех детей в семье:___________________________________________ -
Доношен ли ребенок, были ли осложнения в дородовый период:______________ -
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)____________________________________________ -
Были ли осложнения при родах (в срок, досрочные, перенашивание; нормальные, стремительные, длительные; обезвоженные; самостоятельные /вакуум/ стимуляция/ кесарево/ выдавливание):_______________________________ -
Вес:____________Рост: _____________Оценка по Ангар:____________________ -
Когда закричал_____________Асфиксия____________Резус-конфликт_________ -
Перенесенные заболевания
До 1 года _____________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ________________________________________________
-
Как долго (до какого возраста) кормили ребенка грудью: ____________________ -
Состояние здоровья ребенка на момент обследования и перенесенные заболевания (в каком возрасте, тяжесть заболевания):_____________________________ -
Кто воспитывал ребенка первые два года, кто ухаживал за ребенком:__________ -
Когда ребенок начал сидеть________, ползать__________, стоять_____________
ходить______, _____________________________________
-
Когда появились гуление_____, лепет______, первые слова___________, фразы__________, фразовая речь________ насколько активным было речевое общение_ -
Насколько активным был ребенок в первые два года:________________________