Файл: Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям детского сада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Тьютор - педагог, который действует по принципу индивидуализации и учит своего подопечного справляться с трудностями, консультирует родителей в отношении конкретного ребенка.

Тьюторское сопровождение — это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения; это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и при этом интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям детского сада – это особая педагогическая функция, которая обеспечивает разработку и прохождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в целях их успешной адаптации к условиям детского сада.


Особенности тьюторского сопровождения адаптации детей к условиям детского сада


«Тьютор - педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы», подчеркивает Т. М. Ковалева; педагог-наставник, который способен обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий [3]. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям ДОО позволяет минимизировать стрессовое состояние, а также индивидуализировать весь образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, его потребностями и возможностями. Тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство  не  только  помогает  детям овладеть  программой,  но  и  создает условия для обучения  ребенка в  соответствии  с  его  возможностями,  не нарушая  процесс  развития  остальных  детей. 

Тьютором в дошкольной образовательной организации может выступать воспитатель, психолог, который поможет ребенку преодолеть трудности. Тьюторство рассматривается как процесс консультирования, соучастия, опосредованного контроля, поощрения инициативы и проявления самостоятельности малыша в проблемной ситуации при минимальной помощи педагога. Тьюторское сопровождение помогает ребёнку в его личностном росте, настраивает на открытое общение, развивает эмпатию, как у педагогов, так и у воспитанников.

А.В. Мудрик [11] подчеркивает, что сопровождение является особой областью профессиональной деятельности педагога и направлено на поддержку ребёнка в овладении социально-культурными и нравственными ценностями, необходимыми для самореализации и саморазвития. Сопровождение в дошкольном учреждении предполагает последовательную продуманную деятельность, направленную на помощь и поддержку ребенка в трудных для него ситуациях. Сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и их деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», при которой ребёнок сам решает, чем ему заняться и какие средства для этого выбрать, что обеспечивает эмоциональную включенность детей в деятельность и их субъектность .


Направленность и интенсивность тьюторского сопровождения во многом зависит от развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем в его развитии и воспитании[13].

Успешность тьюторского сопровождения адаптации детей к условиям ДОО обусловлена, c одной стороны, своевременностью включения семьи, с другой стороны, согласованностью действий всех субъектов адаптационного процесса. Технология тьюторского сопровождения адаптации детей к дошкольной образовательной организации реализуется поэтапно, основываясь на всевозрастающей роли семьи в образовании и социализации ребенка дошкольного возраста.

Для оптимизации процесса адаптации детей к условия дошкольной образовательной организации необходимо предварительно знакомить родителей с условиями работы  учреждения, продуманно подходить к подбору педагогов в формирующихся группах, постепенно заполняя группы. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации, учет индивидуальных особенностей детей, информирование родителей о динамике адаптации каждого ребенка позволят создать благоприятную обстановку для всех участников психолого-педагогического сопровождения.

В процессе адаптации ребенка к условиям ДОО тьютор может эффективно использовать различные арт-технологии, которые активно применяют в своей деятельности педагоги, психологи, музыкальные руководители и другие специалисты организации. Элементы телесной терапии развивают волю ребенка, чувствительность, знакомят его с собственным телом, учат понимать свои эмоции и эмоции других. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Телесно-ориентированная терапия способствует оптимизации функционального состояния ребенка. При этом желательно комплекс завершать сеансами релаксации, способствующих расслаблению, полноценному отдыху нервной системы, приводящих в совершенное равновесие кровообращение. Использование тьютором фольклора при общении с детьми также положительно влияет на процесс их адаптации к условиям детского сада. Колыбельные песни снимают эмоциональное и мышечное напряжение, успокаивающе действуя на ребенка. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Дети, которым в детстве пели песни, вырастают более нежными, добрыми. Для снятия психо-эмоционального напряжения можно применять сказкотерапию, с помощью которой ребенок учится узнавать и передавать эмоции по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей .


Все занятия организуются в игровой форме, так как игра – основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Игровая деятельность в период адаптации направлена на установление эмоционального контакта, доверия между детьми и взрослыми. В сознании ребенка должна выработаться установка, что в детском коллективе и учреждении в целом, его окружают душевные, всегда готовые понять и прийти на помощь люди. Эмоциональное общение возникает на основе интересных совместных действий, которые сопровождаются ласковым взглядом, улыбкой, добрым словом. Взрослый всегда является инициатором как коллективных, так и индивидуальных игр. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

В каждом дошкольной образовательной организации перед поступлением ребенка в учреждение для родителей проводятся консультации по созданию благоприятных условий в период адаптации детей к ДОО. Необходимо бережное и внимательное отношение родителей к ребенку, стремление помочь ему пережить это сложное время [7].

Необходимые условия успешной адаптации детей к условиям детского сада

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Воспитатели, работающие на группах раннего возраста, стараются помочь детям, облегчить и сделать этот процесс адаптации, более безболезненным.

Адаптация может протекать как с преобладанием функциональных нарушений центральной и вегетативной нервных систем (в виде отклонений в поведении), так и с преимущественными проявлениями снижения резистентности (повторными острыми заболеваниями). Встречается также смешанный тип адаптации, сочетающий все виды нарушений.

Легкая адаптация характеризуется незначительными отклонениями в поведении, отсутствием или редкими острыми заболеваниями, протекающими без осложнений. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации «срывы» все же возможны.


При среднетяжёлом течении отклонения в поведении приобретают выраженный характер, но ещё не требуют серьёзной медикаментозной коррекции. Острые инфекционные заболевания встречаются часто, но протекают без осложнений. В среднем, этот период длится до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

В тяжёлых случаях все изменения поведения требуют серьёзной медикаментозной коррекции и наблюдения у специалистов (педиатра, невролога, психоневролога). Частые респираторные инфекции сопровождаются тяжёлыми осложнениями и нуждаются в иммунокоррегирующей поддержке. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Выделяют несколько периодов адаптации:

в острый период привыкания или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды, у ребёнка наблюдаются сдвиги в поведении - во взаимоотношениях со взрослыми и детьми, в речевой активности, игре. Затем происходит собственно адаптация, когда ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются отклонения в различных системах организма. И наконец, в период компенсации жизнедеятельность организма нормализуется, т.е. достигает исходного уровня, а иногда и превышает его.

Дети двух лет, как правило, переживают адаптацию средней тяжести или тяжёлую. Выражается она в виде частых острых заболеваний, которые в тяжёлых случаях протекают с осложнениями (отит, бронхит) и могут привести к хронизации той или иной патологии.

Дети трёх лет обычно более устойчивы к стрессовым факторам. У них больше самостоятельности в поведении, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Поэтому для трёхлетнего возраста характерна лёгкая адаптация, зато тяжёлая зачастую носит выраженный неврологический характер.

В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду. Программа этой работы рассчитана максимально на четыре недели. Первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным, чтобы новая пища и непривычные условия ее приема не стали травмирующим фактором, и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии близких родственников. За это