Файл: Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям детского сада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С кем предпочитал общаться__________________________________________________

Как складывались отношения ребенка с незнакомыми людьми (боялся чужих, легко вступал в контакт и т.д.):_____________________________________________________

  1. Были ли длительные разлуки с родителями (матерью, отцом), какова была реакция ребенка:____________________________________________________________

  2. Когда стал самостоятельно есть_________, проявлять навыки самообслуживания  _____________ как происходило приучении к горшку: __________

  3. Любимые занятия и игры с 1 года до 3 лет:_______________________________

  4. Каковы отношения с другими детьми:___________________________________

  5. Какие особенности поведения вашего ребенка более всего вас беспокоят (например, страхи: боязнь темноты, животных, определенных ситуаций и т.д.): _________________________________________________________________________

  6. Есть ли у Вашего ребенка следующие привычки: обгрызание ногтей, постукивание, посвистывание, поплевывание, почесывание, пощелкивание пальцами, сосание пальцев и т. д.:__________

  7. Наблюдаются ли у ребенка и как часто: нарушения сна, питания, внезапные изменения настроения (безудержный плач, смех), недержание мочи, кала, тики, избыточное потение и сердцебиение при волнении т.д.:___________________________

  1. Наблюдается ли у вашего ребенка боязнь общения со взрослыми, старшими или младшими детьми, сверстниками, навязчивые желания и мысли:_____________________________________________________________________

  1. Наблюдали ли вы такие речевые проявления у ребенка, как заикание, горловой спазм при волнении, неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, речевые ритуалы (например, протяжное произношение звуков в определенных ситуациях, сюсюкание и т.д.):______________

  1. Какие ритуалы требуют осуществлять от вас (близких взрослых) ребенок при утреннем вставании, одевании, приеме пищи, приеме гостей, когда вы ходите в гости, при подготовке ко сну, купании и т.д. (например, похлопывание перед сном, ходить домой только определенной дорогой и т.д.):____

  1. Согласны ли вы, чтобы с вашим ребенком работал педагог – психолог (формы работы: диагностика, психологические, развивающие игры, развивающие занятия).

Согласен (не согласен) ____________________________(Подпись)       

 

Благодарим Вас за искренние ответы!

 

4. Повторное анкетирование родителей через 4 месяца

Уважаемые родители!

 

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.


ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

 

  1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

А) ребенок адаптировался полностью

Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад

В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

 

  1. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

А) с плачем

Б) с уговорами

В) без эмоций

Г) с удовольствием

 

  1. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

     А) действия всех сотрудников

      Б) совместные действия сотрудников и родителей

      В) действия родителей

 

  1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

А) обычным

Б) отказывался от еды

В) плохо засыпал

Г) был сильно угнетен

Д) полон впечатлений

Е) все эти факторы имели место

 

  1. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________

 

Спасибо!
Карта наблюдения за ребенком в период адаптации

Фамилия, имя__________________________Возраст _________Дата поступления_________

Сфера наблюдения/   показатели поведения

Дни посещения














































1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14




Разлука с мамой














































Спокойная














































Легкое беспокойство, быстро успокаивается














































Тяжелая














































Общий эмоциональный фон














































Спокоен в течение дня














































Выглядит равнодушным, ничем не интересуется














































Настороженно относится к окружающим














































Постоянно плачет, зовет маму














































Раздражен, агрессивен














































Режимные моменты














































Хорошо ест














































Быстро засыпает














































Навыки самообслуживания














































Стремится есть самостоятельно














































Стремится одеваться самостоятельно














































Просится на горшок














































Действия с предметами














































Может сам найти занятие














































Играет длительно и увлеченно














































Играет вяло














































Отказывается от игры














































Общение со взрослыми














































Проявляет инициативу в общении














































Охотно откликается на инициативу взрослого














































Предпочитает совместные  игры с предметами














































Предпочитает физический контакт














































Отказывается от контактов














































Средства общения














































Улыбка, смех, жесты














































Плач, выражение грусти, уныние














































Действия с предметами














































Активная речь (слова, предложения)














































Общение со сверстниками














































Охотно играет рядом с детьми














































Проявляет инициативу в общении














































Охотно играет вместе с детьми














































Избегает контактов














































Проявляет агрессию (бьет, толкает и др.)














































ПРИМЕЧАНИЯ

















































































































































Ресурсная карта



Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе

Одомашнивание уюта в группе

Ласковое обращение

Периодическое пребывание на руках воспитателя

Предложить принести любимую игрушку из дома,чтобы с ней оставаться на сон-час




Работа с родителями

-анкетирование

Выяснить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада

Сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и ДОУ



УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ

Формирование у ребенка чувства уверенности

Знакомство с сгруппой

Знакомство с детским садом

Знакомство с педагогами

Похвала за любые достижения

Коллективные игры

Индивидуальный контакт с воспитателем



Проблемная ситуация по кейсу


Родители при поступлении ребенка в детский сад озадачены следующими вопросами: как будут относиться к его ребенку педагоги и другие дети; как ребенок будет привыкать к новой для него обстановке? При этом большинство родителей не задают вопросы себе: а на сколько, я сам готов к тому, что ребенок переходит в новую для него среду? Какие навыки есть у ребенка, чтобы общаться со сверстниками, другими взрослыми? Какие навыки самообслуживания у него развиты?

Таким образом, возникает противоречие между ожиданиями родителей и реальной ситуацией взаимодействия с семьей в период поступления ребенка в детский сад.

Раскройте формы и методы взаимодействия ДОО с семьей в процессе подготовки ребенка раннего возраста к поступлению в детский сад. Сформулируйте рекомендации родителям детей раннего возраста в период поступления в детский сад.


Алгоритм решения кейса

1. Прочитайте предложенную проблемную ситуацию, подтвердите ее актуальность, делая ссылку на методологию, литературу, нормативные документы, другие информационные источники, ресурсные карты, инфографику, данные статистики и т.д. (все, что авторы посчитали необходимым включить в данный кейс).

2. Вычлените конкретную задачу из проблемной ситуации.

3. Постройте абстрактную модель конкретной задачи, через формулировку противоречий, т.е. обоснование того, что вы должны доказать опираясь на материалы кейсы.

4. Выявите ресурсы и выход на конкретное решение задачи.

5. Приведите пример решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата).

6. Рефлексия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 165.

2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду// Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова. - 2003. - № 5. - С.49 - 53.

3. Квалёва Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении. Материалы Всероссийского научно-методического семинара.М:АПКиПРО,2011.

4. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. М айер,- М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 128 с. 53

5. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М., 1983.

6. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. - М.Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

7. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика. - 2011. - №9. - С. 67-69.

8. Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000.

9. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина, А.А. Хилько, Ю.С. Еаллямова. -СПб., Речь, 2005. - 182 с

10.Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. - М.:Владос, 2004. - 416 с.

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 240 с