Файл: Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям детского сада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра дошкольного и дополнительного образования

Кейс для педагогов дошкольных образовательных учреждений

по теме

«Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям детского сада»


Составители:

Кондратьева Ольга Валентиновна

Грезина Анна

Швецова Лариса Вячеславовна
Научный консультант:

Давыдова Ольга Ивановна

к.п.н., доцент, зав. кафедрой

дошкольного и дополнительного образования ИПиПАлтГП

Барнаул, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Законодательная база

  3. Основные понятия и определения

  4. Особенности тьюторского сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

  5. Диагностический инструментарий кейса

  6. Ресурсная карта

  7. Проблемная ситуация по кейсу

  8. Список используемой литературы

  9. Приложения


Введение


Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в России продолжается модернизация образования на всех уровнях. На решение задач по достижению высокого качества содержания всех видов образования, повышению доступности программ социализации детей и молодежи нацелены основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016–2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (ДОО), является «…взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Впервые разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с 
родителями.

На начальном этапе поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию особо остро стоит проблема адаптации ребенка к новым для него условиям. Практически у каждого ребёнка адаптация к ДОО вызывает сильный стресс: малыш должен привыкнуть к новым для него условиям, общаться с незнакомыми для него людьми. Во многом отличающийся от домашнего режим дня, отсутствие родителей, иной стиль общения, необходимость постоянного контакта со сверстниками и взрослыми, новое помещение – все это травмирует слабую психику ребёнка, вызывая защитную реакцию в виде постоянного плача, отказа от сна, общения с окружающими и еды. Ответственность за период адаптации ребёнка к условиям детского сада полностью лежит на родителях и сотрудниках ДОО. Только комплексный подход к решению проблемы позволит максимально безболезненно осуществить привыкание ребёнка к детскому саду.

В современном образовании функцию сопровождения эффективно решает тьютор [3]. В дошкольных организациях тьютор может и должен помочь детям адаптироваться к новым для них условиям. В соответствии с Профессиональным стандартом «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)», функция тьютора в ДОО заключается в осуществлении педагогической деятельности по сопровождению процесса формирования и реализации индивидуальной траектории развития ребенка дошкольного возраста.

Инновационные процессы, происходящие в системе дошкольного образования на современном этапе, выявили актуальность проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, являющегося одним из главных составляющих всестороннего развития ребёнка, способствующего его успешности в будущем и дальнейшему самоопределению в профессии.

Особого внимания педагогов и родителей требует процесс поступления ребенка в детский сад. Острая проблема адаптации малыша к новым условиям, новым людям и серьезные последствия этого процесса, отражающиеся часто негативно на состоянии организма ребенка, определяют необходимость скрупулезного учета всех факторов, способствующих комфортной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.


Проблемы психолого-педагогического сопровождения раскрыты в научных трудах М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газман, И.В. Дубровиной, В.Е. Летуновой, А.В. Мудрик, С.Д. Полякова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.

В дошкольной образовательной организации тьютор может осуществлять пошаговое сопровождение ребенка, раскрывая многогранность его личности на основе учета индивидуальных особенностей каждого. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) является новой специальностью в дошкольном образовании. Тьюторское сопровождение ориентировано на проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, учитывающей потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Актуализация данной проблемы составляет цель кейса.
















Законодательная база



1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 01.01.2014 г.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта».

Основные понятия и определения



Дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Образование– единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства
, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельностьв качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая обучение– юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Адаптацияприспособление, привыкание организма к новым условиям. Одно из ключевых понятий в современной психологии. Постепенная адаптация-необходимое условие при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Воспитанник– лицо, осваивающее образовательную программу дошкольного образования, а также лицо, в отношении которого установлен только присмотр и уход

Педагогический работник– физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Результаты обучения – совокупность усвоенных знаний, сформированных умений и навыков, освоенных компетенций.

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные