Файл: Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан чирчикский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте.Место этого упражнения – на уроке чтения, при подготовке к изложениям, при проведении диктанта, списывания и т. д. - везде, где мы имеем дело с хорошим выразительным текстом.
Эффективным приемом проведения наблюдений за употреблением средств языка может быть лингвистический (стилистический) эксперимент, при котором текст «портится» (в нем заменяются, опускаются слова, перестраиваются предложения и т.д.) для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.
-
Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. В зависимости от грамматико-орфографической темы урока, от того, какие именно погрешности учитель считает нужным предупреждать при подготовке или анализе данного изложения, сочинения: править отдельные слова, формы слов, словосочетания, предложения и тексты. -
Конструирование единиц из заданных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. При этом надо обязательно уточнить конечную цель, что мы хотим получить. -
Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, замена слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно и др. Это упражнение может дополнять собой, продолжать два предыдущих. Для тренировки ученику предлагается специально предназначенный материал. -
Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т.д. Отличие этого упражнения от предыдущих в том, что при его выполнении ученик сам ищет средства для решения речевой задачи, а не опирается на готовые.[15, с. 282]
Младшие школьники, используя языковые средства, должны соблюдать нормы произношения, ударения, учитывать особенности лексической сочетаемости слов, специфику их формирования и включения в синтаксические конструкции.
Работа по формированию речевой культуры младших школьников может включать продуцирование учебно-речевых ситуаций как одно из эффективных средств развития коммуникативных навыков.
Желательно использовать в образовательном процессе такие ситуации, которые определяли бы мотивацию речи, ставили младшего школьника перед необходимостью вступить в общение, вызывали у него познавательный интерес и желание выразить свое мнение, предложить способы решения проблемы.
Речевые ситуации воспроизводят реальное общение, которое происходит в образовательном процессе с учетом его мотивационной направленности, содержательной стороны и выполняемых функций. Особенность состоит в том, что ученик должен строить свое высказывание в учебно-научном подстиле, задавать вопросы и приводить аргументы, используя терминологическую лексику, следовать законом логики, стараться, чтобы речь была правильной.
В связи с этим применение речевых ситуаций направлено на развитие у младших школьников следующих умений: 1) отвечать на вопросы и формулировать их; 2) использовать языковые средства учебно-научного стиля для решения коммуникативной задачи; 3) аргументировать собственное мнение.
Учителю нужно включать в урок ситуации, которые содержат исчерпывающую информацию для создания высказывания с учетом обозначенных условий общения, а также это могут быть и ситуации, в которых имеется не вся информация, а другие элементы создаются учениками.
Структура речевой ситуации содержит следующие элементы:
-
условия взаимодействия (официальное, полуофициальное, бытовое); -
адресат; -
цель (сообщение, воздействие, общение).
Работа по моделированию учебно-речевых ситуаций включает несколько этапов.
1-й этап.Определение цели общения и коммуникативных задач; обстановка; адресат речи).
2-й этап.Планирование содержания высказывания.
3-й этап. Создание высказывания в соответствии с учебной задачей.
4-й этап.Оценка реакции слушателей, коррекция речи в соответствии с нормами русского языка. [15]
Кандидат филологических наук Петрова С.В. приводит примеры заданий, которые можно использовать на уроках русского зыка в начальной школе с целью формирования речевой культуры в младшем школьном возрасте.
-
Рассмотрите четыре рисунка. Вы, конечно, знаете название того, что изображено. Представьте, что кто-то не знает. Как вы объясните значение слов: скайп, поляна, береза, Сочи? -
Представьте, что ваш одноклассник пропустил по причине болезни несколько уроков. Расскажите ему об имени существительном как о части речи, укажите, что обозначает имя существительное, назовите вопросы, на которое оно отвечает, как изменяется, чем является в предложении? -
Прочитайте и сравните предложения. В обоих ли предложениях есть однородные члены? Сформулируйте проблему и гипотезу. Приведите аргументы, подтвердите или опровергните свое предположение. Сделайте вывод В каком из предложений пропущены знаки препинания?
В саду росли голубые желтые розовые и красные цветы.
В саду росли крупные душистые белые цветы.
-
Что объединяет представленные слова? Есть ли среди них лишнее? Найдите способы решения проблемы, определив сходства и различия в значении данных единиц. Сделайте вывод.
Родник, источник, ключ, исток.
В ходе выполнения подобных заданий важно, чтобы учащиеся начальной школы научились пользоваться языковыми клише, характерными для речевых ситуаций. Учителю необходимо обращать внимание на темп речи. Учащиеся должны говорить четко, не частить, но и не растягивать слова, использовать спокойный, уверенный тон речи, голос должен быть умерено громким. [15]
Рассмотрев второй параграф, мы можем сделать вывод о том, что развитие и совершенствование речевой культуры младших школьников – одна из основных задач начального образования. Успех любой коммуникации во многом зависит от того, насколько точно в соответствии с конкретной речевой ситуацией носитель языка умеет выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.
Итак, в первой главе нашей исследовательской работе, мы рассмотрели психолого - педагогические основы процесса формирование речевой культуры в младшем школьном возрасте на уроках русского языка и пришли к выводу, что данная исследование необходимо начинать с определения понятий «речевая культура», «речевая ситуация», «компоненты речевой ситуации». Мы рассмотрели понятия следующих авторов: Дарвиш О.Б., Болонского П.П., Урунтаеву Г.А., Клюева Е.В., Винокура Т.Г., Ладыженскую Т. А., Сухомлинского В.А., Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П., Черняк В.Д, Ващенко Е.Д., Скворцова Л.И.
Наиболее подходящие для нашего исследования мы считаем понятия:
Л.И. Скворцова: «Культура речи – это степень или уровень владения литературным языком, его нормами в области произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, а также – что не менее важно – умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка в разных условиях общения и в соответствии с поставленными целями и содержанием речи»;
Е. В. Клюева «Речевая ситуация – это такое стечение обстоятельств жизни, которое создает, порождает потребность высказывания (или диалога)»;
Делл Хаймс: «признаки речевой ситуации для ее описания: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия), 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется ли устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердце), 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации».
Далее мы рассмотрели типологию упражнений по формированию речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций и пришли к выводу, что моделирование учебно-речевых ситуаций на уроках русского языка с употреблением стереотипных выражений соответствует современным требованиям к приемам обучения и будет способствовать развитию речевой культуры детей младшего школьного возраста.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в нашем исследовании необходимо рассмотреть в дальнейшем практические аспекты данной проблемы.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ
2.1 Опыт педагогов-практиков по проблеме формирования речевой культуры младших школьников с использованием речевых ситуаций
Для того, чтобы продолжить наше исследование, нам необходимо изучить опыт педагогов-практиков по данной проблеме.
Рассмотрим опыт учителей начальных классов, которые работают над формированием культуры речи младших школьников. За время работы у многих учителей начальных классов сложилась своя система использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением уровня речевой культуры детей младшего школьного возраста.
При работе над этой проблемой обычно выделяют 4 уровня формирования речевой деятельности:
-
произносительный, -
лексический, -
грамматический, -
работа над связной речью.
К каждому из уровней учитель подбирает задания и упражнения.
Произносительный уровень направлен на звукопроизношение и артикуляцию. Так как многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности артикуляции, учителя в начале урока всегда проводят дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Данные упражнения направлены на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Для развития правильного звукопроизношения учитель использует чистоговорки и скороговорки, которые направлены на достижение выразительности речи:
-
прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко; -
прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно; -
поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.
Лексический уровень. Для решения такой проблемы, как обогащение словарного запаса учитель предлагает следующие задания и упражнения:
-
Подбор антонимов (мокрый – сухой; говорить - …) -
Подбор синонимов (дом – терем – дворец; большой -…) -
Подбор прилагательных (собака (какая?) большая, лохматая, веселая) -
«Что бывает?» (зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;) -
«Узнавание» (зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза) -
«Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами-действиями), (учитель … (учит); кузнец - …) -
«Сравни»
a. по вкусу – лимон и мед
b. по цвету – грушу и сливу
c. по высоте – куст и дерево
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому учитель ставит себе задачу не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.
Грамматический уровень. На этом уровне для формирования грамматических навыков правильной речи у детей учитель использует следующие задания и упражнения.
-
«Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели яблони.
* В полу лежит красивый ковер;
-
составление предложений по разным моделям:
* Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)
-
изменение порядка слов;
* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка;
-
распространение предложения.
Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, учитель тем самым подводит их к работе над связной речью.
Работа над связной речью. Для этого детей учат рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение), выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, строить логически обоснованное высказывание.
При этом, важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Учитель в своей работе приводит несколько жанров, в форму которых можно облечь высказывания детей: