Файл: Министерство просвещения российской федерации министерство науки и высшего образования российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины «Педагогика»
Тема 2. Виды, методы и формы обучения.
Тема 3. Закономерности и принципы обучения.
Тема 4. Современные педагогические технологии: понятие, сущность, классификация.
Тема 5. Процесс развития личности.
Тема 6. Деятельность как фактор развития личности.
Тема 7. Воспитание как фактор развития личности.
Тема 9. Педагогический процесс.
Тема 10. Особенности педагогического общения при реализации развивающего подхода в обучении.
Тема 2. Виды, методы и формы обучения.
Классификация видов обучения.
Методы обучения.
Классификация методов обучения.
Формы обучения, их разновидность.
Лекция
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-воспитательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:
-
стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся; -
развивать творческие способности, мышление, память; -
выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; -
совершенствование учебных умений и навыков.
Все современные виды обучения могут быть классифицированы по следующим основаниям:
1. По непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого: контактное и дистанционное обучение – это обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических средств.
2. По основанию взаимосвязи образования и культуры: обучение, основой которого является проекция образа культуры в образовании и формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).
3. По объекту осознания обучающимися в процессе обучения:
традиционное обучение – осознаются правила, средства;
программированное обучение – осознание программ (линейных и разветвленных);
проблемное обучение – осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов;
обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным правилам;
развивающее обучение – осознание собственного развития в процессе обучения;
модульное обучение – осознание системы, модуля (логически завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой контролем знаний и умений учащихся).
Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.
Для решения каждой задачи используются определенные методы. Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.
Классификация методов обучения.
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый; исследовательский.
Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний.
Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие.
При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса (группы, творческого объединения), работающего над единой задачей.
При групповых формах обучения педагог управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.
В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.
Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью.
Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством педагога.
Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки. Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом.
Тема 3. Закономерности и принципы обучения.
Обучение, закономерности обучения.
Характеристика закономерностей обучения.
Принципы обучения.
Классификация принципов обучения, характеристика.
Лекция
Обучение – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на человека с целью формирования у него системы знаний, умений и навыков. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться.
Закономерности обучения – устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в учебном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Принципы обучения – это основное, исходное начало, положение, на которое опирается теория и практика учебного процесса. Выделяют следующие принципы обучения:
-
Принцип научности.
Данный принцип ориентирует педагога на формирование у обучающихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал:
-
мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; -
наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; -
научность обучения обеспечивается, прежде всего, строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации педагогом принятого содержания.
-
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала педагогом доводилось до уровня системности в сознании обучающихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными дисциплинами.
3.Принцип наглядности.
Принцип наглядности выражает необходимость формирования у обучающихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений. Познание начинается с чувственных ощущений, восприятий. Наглядность применяется не только на первой ступени познания — живом созерцании, но и большое значение имеет при осмысливании материала, при обнаружении сущности изучаемых явлений, т.е. в процессе абстрактного мышления. Наглядность используется при изучении нового материала, повторении пройденного, закреплении систематизации.
Наглядность имеет две стороны, находящиеся в единстве: образовательную и воспитательную. Первая способствует усвоению знаний, развитию познавательных способностей, а вторая развитию внимания, мышления, воображения, чувств, эстетических вкусов, навыков наблюдения и др. Наглядное обучение является также орудием развития органов чувств, обеспечивающих связь нашего сознания с внешним миром.
-
Принцип самостоятельности и сознательности.
Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.
Реализация принципа в обучении предполагает выполнение следующих условий:
а) соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процесса учения;
б) познавательная активность учащихся в процессе учения;
в) осознание учащимися процесса учения;
г) владение учащимися методами умственной работы в процессе познания "нового".