Файл: Министерство просвещения российской федерации министерство науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Виды, методы и формы обучения.


Классификация видов обучения.

Методы обучения.

Классификация методов обучения.

Формы обучения, их разновидность.

Лекция


Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-воспитательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:

  • стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся;

  • развивать творческие способности, мышление, память;

  • выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

  • совершенствование учебных умений и навыков.

Все современные виды обучения могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого: контактное и дистанционное обучение – это обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических средств.

2. По основанию взаимосвязи образования и культуры: обучение, основой которого является проекция образа культуры в образовании и формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

3. По объекту осознания обучающимися в процессе обучения:

традиционное обучение – осознаются правила, средства;

программированное обучение – осознание программ (линейных и разветвленных);

проблемное обучение – осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов;

обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным правилам;

развивающее обучение – осознание собственного развития в процессе обучения;


модульное обучение – осознание системы, модуля (логически завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой контролем знаний и умений учащихся).

Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.

Для решения каждой задачи используются определенные методы. Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.

Классификация методов обучения.

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый; исследовательский.

Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний.

Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса (группы, творческого объединения), работающего над единой задачей.

При групповых формах обучения педагог управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.

В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.

Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью.

Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством педагога.



Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки. Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом.



Тема 3. Закономерности и принципы обучения.


Обучение, закономерности обучения.

Характеристика закономерностей обучения.

Принципы обучения.

Классификация принципов обучения, характеристика.

Лекция


Обучение – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на человека с целью формирования у него системы знаний, умений и навыков. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться.

Закономерности обучения – устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в учебном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Принципы обучения – это основное, исходное начало, положение, на которое опирается теория и практика учебного процесса. Выделяют следующие принципы обучения:

  1. Принцип научности.

Данный принцип ориентирует педагога на формирование у обучающихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.  Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал:

  • мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира;

  • наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности;

  • научность обучения обеспечивается, прежде всего, строгим соблюдением принципов его формирования и зависит от реализации педагогом принятого содержания.


  1. Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала педагогом доводилось до уровня системности в сознании обучающихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными дисциплинами.

3.Принцип наглядности.

Принцип наглядности выражает необходимость формирования у обучающихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений. Познание начинается с чувственных ощущений, восприятий. Наглядность применяется не только на первой ступени познания — живом созерцании, но и большое значение имеет при осмысливании материала, при обнаружении сущности изучаемых явлений, т.е. в процессе абстрактного мышления. Наглядность используется при изучении нового материала, повторении пройденного, закреплении систематизации.

Наглядность имеет две стороны, находящиеся в единстве: образовательную и воспитательную. Первая способствует усвоению знаний, развитию познавательных способностей, а вторая развитию внимания, мышления, воображения, чувств, эстетических вкусов, навыков наблюдения и др. Наглядное обучение является также орудием развития органов чувств, обеспечивающих связь нашего сознания с внешним миром.

  1. Принцип самостоятельности и сознательности.

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

Реализация принципа в обучении предполагает выполнение следующих условий:

а) соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процесса учения;

б) познавательная активность учащихся в процессе учения;

в) осознание учащимися процесса учения;

г) владение учащимися методами умственной работы в процессе познания "нового".