Файл: Министерство просвещения российской федерации министерство науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Принцип связи теории с практикой ориентирует педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни.

При обучении практика служит главным образом для:

- углубления понимания учащимися теории,

- для закрепления,

- применения,

- проверки усвоенных знаний.

6. Принцип эффективности и доступности (принцип посильности) предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе; недопустимость его чрезмерной усложненности и перегруженности. Обучение теряет смысл, если содержание или методы объяснения недоступны для учащихся. 

Я.А.Коменский советует придерживаться следующих правил:

1) начинать обучение в раннем возрасте, до формирования умственных способностей;

2) осуществлять соответствующую нравственную подготовку;

3) обучать от более общего к более частному;

4) обучать от более легкого к более трудному;

5) обучать от более простого к более сложному;

6) продвигаться вперед не спеша;

7) не отягощать избытком научного материала;

8) не навязывать знаний, не соответствующих возрасту детей;

9) передавать знания через посредство наибольшего количества внешних чувств;

10) начинать изучение с известных детям фактов, постепенно продвигаясь к неизвестному;

11) объяснять разнообразными способами.

7. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков.

Овладение знаниями, умениями, навыками достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой – хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти).

8. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип выражает необходимость воспитывать учащихся как учебный коллектив, создавать условия для активной организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить с целью успешного обучения и содействия развития положительных задатков к каждому ребенку.

9. Принцип мотивации (заинтересованности).


Цель деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальных потребностей и связанных с ни­ми мотивациями - интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Рассматриваемый принцип предполагает формирова­ние у учащихся не отдельных мотивов (интересов), а формирование гармоничной мотивационной сферы, характеризующейся взаимосвя­занностью ее компонентов.

10. Принцип воспитывающего характера обучения.

Данный принцип обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.



Тема 4. Современные педагогические технологии: понятие, сущность, классификация.


Аспекты педагогической технологии.

Образовательная технология.

Процесс педагогического проектирования.

Последовательность педагогического проектирования.

Классификация образовательных технологий.

Методологические требования к образовательным технологиям.

Лекция


Педагогическую технологию понимают как комплекс средств, методов и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения запланированного результата.

Кроме понятия «педагогическая технология» в педагогической теории и практике часто оперируют понятием «образовательная технология».

Образовательная технология - продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, опираясь на заданный результат. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования.

Последовательность педагогического проектирования:

  1. Выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

  2. Выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

  3. Выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

  4. Разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.

Классифицируя технология обучения, М. В. Кларина выделяет «жесткие» и «гибкие» технологии.

К «жестким» технологиям относятся: модель полного усвоения (Б. Блум, Л. Андерсон), бригадно-индивидуальное обучение, персонализированная система обучения, программированное обучение.

К «гибким» технологиям относятся: технологии развивающего обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения, проектной деятельности; игровые технологии,
диалоговые технологии, ситуативные технологии, проблемное изложение, интегративные технологии.

В педагогической литературе на сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, хотя выделено две градации – традиционные и инновационные технологии обучения. Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, его основная сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Образовательные технологии формирующего, развивающего и личностно-ориентированного обучения представлены в таблице №1.
Таблица 1

Классификация образовательных технологий

Формирующее

обучение

Развивающее

обучение

Личностно-ориентированное обучение

Объяснительно-

иллюстративная;

программированного обучения;

алгоритмического

обучения;

поэтапного формирования понятий и умственных действий;

«полного усвоения»;

модульная;

дифференцированное обучение (с учетом актуального уровня обученности)

Проблемное изложение;

проблемно-поисковая;

проблемно-исследовательская;

критического мышления;

мозговой штурм,

диалоговое обучение;

дебаты, дискуссия;

дидактические, ролевые, имитационные,

деловые игры;

дифференцированное обучение (с учетом зоны ближайшего развития)

Ситуативное обучение;

разноуровневое обучение («лестница

достижений», «портфолио») с учетом собственного выбора;

сотрудничество в команде; проектная деятельность;

индивидуальные

образовательные

маршруты (открытое обучение);

творческие мастерские


Методологические требования к образовательным технологиям (Г.К. Селевко):

Концептуальность. Данное методическое требование предполагает опору на научную концепцию, которая включает философское, психологическое, дидактическую и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.


Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Другими словами, скорость достижения стандарта обучения и эти достижения должны быть оптимальными по затратам.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.

Перечень современных образовательных технологий:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Педагогика сотрудничества.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

Игровые технологии.

Проблемное обучение.