Файл: Министерство просвещения российской федерации министерство науки и высшего образования российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов).

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении.

Технология уровневой дифференциации обучения.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков).

Технология программного обучения.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).

Групповые технологии.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

«Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)

«Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)

Альтернативные технологии:

Вальдорская педагогика (Р. Штейнер).

Технология свободного труда (С. Френе).

Технология вероятностного образования (А.М. Лобок).

Природосообразные технологии:

Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир).

Технология саморазвития (М. Монтессори).

Технология развивающего обучения:

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).
Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Особенность педагогических технологий заключается в том, что любая технология, её разработка и применение требуют высокой активности педагога и учащихся. Активность педагога проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия. И всё же педагогические технологии,
являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности.



Тема 5. Процесс развития личности.


Характеристика развития человека.

Структура личности.

Виды развития: социальное, психическое, физическое умственное. Способности, виды, характеристика.

Задатки как основа развития способностей человека.

Пути развития способностей.

Лекция


Развитие личности определяется как процесс, как результат количественных и качественных изменений человека, становление его как биологического вида и как социального существа.

Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, такого человека называют личностью.

Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», — социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного, продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей — с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть внутренние свойства, заложенные в нем природой, сформированные жизнью и воспитанием.

Развитие человека — сложный, длительный, противоречивый процесс на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса — переход количественных изменений в качественные, преобразующие физические, психические, духовные характеристики личности.
 

Структура личности многогранна:

1. Темперамент.

2. Характер.

3. Воля.

4. Способности.

5. Позиция в обществе.

6. Устремленность.

7. Мотивы поведения и др.

Всякое развитие – это изменение. По содержанию развитие бывает: умственное; физическое; психическое; социальное.

Умственное – личность в процессе своей активной деятельности присваивает исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.

Физическое – изменения, связанные с ростом, развитием костной, мышечной систем, внутренних органов, нервной системы.

Психическое – изменение свойств (память, воображение, речь). Они не даются в готовом виде человеку.

Социальное – ролевая установка, социальное положение человека в обществе.

На развитие личности влияют его способности. Способности – это психологические качества индивида, которые выделяют его из массы других людей в отношении (по Б. М. Теплову):

  • динамики (скорости) усвоения знаний, навыков и умений;

  • успешного осуществления данного вида деятельности.

В отличие от склонности, которая характеризует устремленность личности к чему-то, способность определяет качество деятельности. По отношению к знаниям, умениям и навыкам она выступает как потенциальная возможность. Проявляется способность только в деятельности. Формируется на основе врожденных задатков восприятия, памяти, мышления.

По уровню развития способности подразделяются на:

  • одаренность (совокупность общих и специальных способностей человека в определенной области);

  • талант (одаренность человека, реализованная в определенной области через специальные способности);

  • гениальность (одаренность, выраженная в результатах, достигнутых во многих областях деятельности через общие и специальные способности).

Структуру способностей составляет целая совокупность психических качеств. Например, литературная способность не может опираться только на богатую фантазию, здесь требуются эстетические чувства, образная память, интерес к психологии человека и др. С другой стороны, способность разных людей к одной и той же деятельности может обеспечиваться различными качествами. Например, в структуре математических способностей у одного человека ведущим является память на числа и операции, у других – логичность и аналитическое мышление.


Задатки – это врожденные, особенности нервной системы, мозга, органов чувств индивида. Задатки служат основой развития способностей человека. Именно в деятельности задатки переходят в способности. Так, хорошая зрительная память требуется в творчестве художника, в деятельности разведчика, работе дизайнера. Выбор этих сфер деятельности обусловлен уже не задатками, а большим числом разных факторов (мотивами личности, влиянием семейных традиций и др.). Задатки могут наследоваться генетически, способности – нет.

При диагностике в качестве критериев способности рассматриваются:

  • темпы овладения определенным видом деятельности;

  • широта переноса формирующихся качеств (влияние сформированных качеств на приобретение новых);

  • соотношение нервно-психических затрат и результата деятельности.

Наиболее интенсивно развиваются способности при занятии деятельностью, находящейся в зоне потенциального развития (по Л.С. Выготскому). Простые задания лишь поддерживают имеющийся уровень способностей. Чрезмерная сложность заданий тормозит формирование новых способностей из-за невыполнимости задач.