ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, согласно таблице 9 были выявлены достоверные различия между экспериментальной группой детей младшего школьного возраста и контрольной группой детей младшего школьного возраста по следующим показателям:
-
уровень знаний и представлений детей об исследовательских умениях более характерен для детей младшего школьного возраста экспериментальной группы, чем для детей контрольной группы (U=127,0000 при р≤0,049865); -
проявление волевых качеств детей младшего школьного возраста в учебно-исследовательской работе и влияние на них эмоциональности детей младшего школьного возраста более характерно для детей младшего школьного возраста экспериментальной группы, чем для детей контрольной группы (U=116,5000 при р≤0,024759); -
уровень познавательной потребности у детей младшего школьного возраста более характерен для детей младшего школьного возраста экспериментальной группы, чем для детей контрольной группы (U=103,0000 при р≤0,009046).
Таким образом, цели и задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
Задание 7: Осуществить анализ деятельности на производственной практике (педагогической практике) 2 и оформить отчет в соответствии с требованиями кафедры и Положения об организации и проведении практики обучающихся ТГУ
Я, Кузнецова Екатерина Геннадьевна проходила производственную практику на базе ТГУ, кафедра педагогики и методики преподавания.
Производственная практика – важное звено в системе профессиональной подготовки будущих специалистов, обеспечивающее достаточный фундамент для формирования основных педагогических умений и навыков. Педагогическая практика позволяет не только ознакомиться со школой и организацией работы в ней, но и дает возможность самостоятельно изучить технологию реального педагогического процесса, увидеть в действии конкретные методики воспитания и обучения, принять участие в педагогической деятельности, проявить педагогические способности.
Цель практики – накопление опыта реализации различных функций в деятельности учителя начальных классов: учебной, воспитательной, методической и др.
За период прохождения практики мною была выполнена следующая работа:
-
реализована программа знакомства с образовательной организацией. -
изучена система планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников. -
Проведено 6 пробных уроков в начальной школе, а именно:
-
по русскому языку – тема: «Фразеологизмы». -
по литературному чтению – тема: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого». -
по окружающему миру – тема: «Равнины и горы России». -
по технологии – тема «Украсим книгу сказок». -
по математике – тема: «Решение задач и уравнений». -
по ИЗО – тема «Золотая осень» в 4 классе».
Проведено 5 зачетных уроков в начальной школе, а именно:
-
по русскому языку – тема: «Разделительные твёрдый и мягкий знаки». -
по литературному чтению – тема: Обобщающий урок-игра «Чудесный мир классики». -
по технологии – тема: Аппликация из листьев. -
по окружающему миру – тема: «Природные зоны России». -
по математике – тема: контрольная работа «Сложение и вычитание».
-
проведена с учащимися учебная экскурсия – тема мероприятия: «Общение с природой». -
проведена работа с родителями в соответствии с планом учителя – Тренинговое занятие для родителей с детьми «Коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста». -
Проведено диагностическое исследование по теме бакалаврской работы (в соответствии с программой научного исследования), обобщены результаты научного исследования. -
Осуществлен анализ деятельности на производственной практике и оформлен отчет в соответствии с требованиями кафедры и Положением об организации и проведении практики обучающихся ТГУ
Качество проведенных мною занятий, считаю, достаточно высоким; об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса.
Особых проблем с дисциплиной на уроках не было, поскольку подбирался интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях. В рамках уроков использовались творческие задания (минисочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
С учениками старалась, прежде всего, находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. За время прохождения практики, узнала о каждом из учащихся, старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «слабым» ученикам, хотя времени все же было относительно мало.
Для реализации поставленных задач были созданы особая атмосфера общения, совместная деятельность, что и позволило достичь высокого результата.
Однако во время прохождения практики возникали и некоторые трудности. Что касается проведения уроков, мне сложно было предположить, сколько времени займет выполнение каждого упражнения, поэтому иногда на мой взгляд сценарий урока оказывался скомканным. Безусловно, стоит отметить, что неоценимую поддержку мне оказывал классный руководитель. Именно она подсказывала мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, «испортит» урок.
Таким образом, в ходе практики были приобретены следующие умения и навыки по классному руководству: организаторские умения и навыки, создание общего благоприятного климата в коллективе, умение анализировать и оценивать уровень воспитанности учащихся и всего классного коллектива. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна.
На протяжении всей практики я проявляла ответственное отношение к практике, профессионально-значимые качества, старалась качественно выполнять все задачи и виды работы, а также своевременно подготовить отчетную документацию по практике.
Педагогическая практика многому меня научила. Благодаря доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе школы я чувствовала себя свободно, многое хотелось попробовать и реализовать из того, чему нас учили на занятиях в университете. Благодаря помощи методистов и учителей мне удалось преодолеть робость и скованность, быть более внимательной на уроках, сочетать разные формы работы, чтобы достичь поставленных целей.
Студент-практикант Кузнецова Екатерина Геннадьевна
Список использованной литературы
1. Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения обучающихся исследовательской и проектной деятельности / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности обучающихся: Методический сборник. М., 2001. – С. 64-68.
2. Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся / В.Н. Банников, М.А. Банникова // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 3. – 86 с.
3. Васильев В. А. Проектно-исследовательская технология: учебное пособие / В. Васильев // Народное образование. – 2016. № 9. -335 с.
4. Володин А.А. Анализ содержания понятия «Организационнопедагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №2. – с. 143-150.
5. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] / Е. А. Ганин. – Режим доступа http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html (дата обращения 05.12.2021)
6. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – №4. – 91-94 с.
7. Давыдов Е. Р. Исследовательская деятельность учащихся / Е. Р. Давыдова //Начальная школа. – 2010. – №12. – С. 61-62.
8. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности школьников /Н. Долгушина// Школьные технологии. – 2012. – №10. – С. 8-10. – Библиогр.: с. 8
9. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
10. Иванов Г. Готовим юных исследователей / Г. Иванов // Народное образование. – 1999. – № 6. – С. 69-71.
11. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: КультИнформПресс, 2008. – 385 с.
12. Кажарова И. А. Метод проектов и познавательная деятельность обучающихся // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru. (дата обращения: 05.12.2021).
13. Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С.Е. Шишов // Стандарт и мониторинг в образовании. – 2014. – №5. – С. 30-31.
14. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.
15. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: пособие для учителя / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, – 2012. – 194 с.
16. Мир информатики 1-2, 3-4 годы обучения. Обучение компьютеру в игре для младших школьников. – URL: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=283160 (дата обращения: 05.12.2021).
17. Мускин В.С. Теоретические аспекты проектной деятельности в начальной школе / В.С.Мускин // Современное образование – 2016 – №6 – С.63-69
18. Мухамадиярова Г.Ф. Анализ разных подходов к определению понятия «исследовательские умения» / Г.Ф. Мухамадиярова // Человек. Общество. Образование: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. I. – Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2010. – с. 107-110.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
20. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. с. 100-107.
21. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект» – Сборник методических материалов / под ред. С.Ю. Прохоровой. Ульяновск: УИПКПРО, – 2010. - 73 с.
22. Пахомова Н. Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта/ Н.Ю. Пахомова // Технологическое образование. – 2017. – №1. – С. 92-96.
23. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат – М.: изд. центр «Академия», – 2010. – 193 с.
24. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников – М.: Просвещение, 1999. – 234 с.
25. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
26. Семёнова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников. / Дисс. … канд. пед. наук / Н.А. Семёнова. Томск, 2007. – 203 с.
27. Середенко П.В. Формирование исследовательских компетенций / монография / П. В. Середенко; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Сахалинский гос. унт». – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2013. – 163 с.
28. Слободчиков В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования. – М.: Феникс, – 2006. – 322 с.
29. Сопельняк С.В. Особенности проектной деятельности младших школьников / С.В.Сопельняк, Е.Г. Коваленко // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.10.2021).