Файл: Задание 2 Изучение системы планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Психология и педагогика начального образования

Практическое задание №2-6

по учебному курсу «Изучение особенностей деятельности образовательной организации, образовательной, организационно-методической, воспитательной работы учителя начальной школы. Представление договора об оргнизации практики»



Обучающегося

Е.Г Кузнецова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-1802б













Преподаватель

И.В Груздова







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

Задание 2: Изучение системы планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников



Календарно-тематическое планирование составлено учителем на весь учебный год в соответствии с программой.

Каждый раздел расписан по темам, где проставлено количество часов.

КТП отражает разделы и темы курса, порядок их изучения, организационные формы обучения и количество часов, отведенных на изучение всего курса и отдельных тем.

Каждый отчетный период (квартал, триместр, полугодие) КТП рабочей программы соотносится с журналом и отчетом преподавателя о распространении материалов программы
, с электронным журналом. В случае расхождений учитель обосновывает и изменяет календарь и тематический план, а также создает условия для выполнения полной программы за меньшее или большее количество часов.

Задачи КТП:

  • определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;

  • определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

Календарно-тематическое планирование содержит:

  • «титульный лист, на котором указаны: название ОУ; календарно-тематическое планирование занятий – название объединения, ФИО педагога, учебный год; информацию о том, кто проверял (фамилия, имя, отчество заместителя директора школы; председателя МО, № протокола заседания МО, место «Рассмотрено», «Согласовано», дата и т.д.) на соответствие программе, указанной в пояснительной записке;

    • пояснительную записку, в которой указываются сведения из программы, по которой работает педагог: год обучения (для группы, инд.занятий), количество часов в неделю/ в год; учебники, учебные комплекты, пособия с помощью, которых реализуется содержание программы объединения; разработки, рабочие тетради (автор, издательство); интеграция с другими предметами – курсами; ожидаемый результат: требования к знаниям, умениям и навыкам (из учебной программы педагога на конкретный год обучения);

    • таблицу с календарно-тематическим планированием (календарно-тематическое планирование разбивается по полугодиям)» [1].

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает:

  • наименование разделов и тем;

  • количество часов;

  • вид занятия;

  • виды контроля или самостоятельной работы;

  • дата проведения занятия.

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

Изучение календарно – тематического плана отражает преемственность знаний, умений, навыков в каждом разделе. Изучение материала построено от простого к сложному.


Обязательным является указание в календарно-тематическом планировании – инструктажей по охране труда.


Задание 3: Разработать содержание и провести в начальной школе пробные (6-8 урока) и зачетные уроки (не менее 5 уроков по плану учителя начальных классов)




Пробные уроки (6)




Конспект урока по русскому языку (4 класс)



Тема: «Фразеологизмы».

Цель: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов.

Задачи:

• углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний – устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;

• упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Оборудование: учебник 4 класса (1 часть) В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

– «Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, ну, что готовы? Тогда вперёд!» [1].

– Начинаем наш урок. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!

Настраиваются на урок, проверка готовности.

2 Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

1. Актуализация опорных знаний.

«Учитель: я расскажу вам маленькую историю, которая приключилась, когда-то давным-давно с двумя одноклассниками. Слушайте внимательно. Однажды два ученика опоздали на урок русского языка. учитель у них и спрашивает: «Почему вы опоздали на урок? Первый ученик: Олеся Васильевна, Антон бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы» [1]..

«Другой учений со своего места говорит: да, не сносить тебе, Антон, головы. Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Антон, все как об стенку горох».

– Ребята, а вам не кажется, что в этом диалоге употреблены какие– то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?

– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

– Итак, начинаем наш весёлый урок!» [1].

Активизация познавательной деятельности учащихся. В микрогруппах ученики отвечают на вопросы. Это способствует появлению познавательного интереса, групповой сплоченности.

3 «Открытие» новых знаний

Физминутка

«Проверка домашнего задания.

-С чем мы знакомились на прошлом уроке? (синонимами, антонимами, омонимами) вопросы по теме. Приведите примеры.

Минутка чистописания (каллиграфическая работа).

– Открыли свои тетрадочки. Записали число, классная работа.

– Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться, практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф. И девиз нашего урока» [1].

Фф

Работать засучив рукава.

Словарная работа.

«Составьте слово– добавьте к букве щ буквы слева и справа, которые отличаются только точками.

Какое слово получилось? Еще.

Пропишите это слово 2 раза и запомните написание этого слова. Это словарное слово. Подберите синоним к слову еще (снова, опять)» [1].

- «Вспомните начало стихотворения Ф.Тютчева с этим словарным словом.

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

-Запишите себе в тетрадь это предложение и сделайте разбор этого предложения. (Один ученик работает у доски)» [1].

-Молодцы! Оцените свою работу.

Итак, приступаем к работе.

Актуализация знаний и деятельности.

1. «Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.

2. Разгадывание загадок. (работа в паре)

– Отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока» [1].

Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

– Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?

– Какие цели мы поставим перед собой? На слайде слова:

Вспомнить

Узнать

Научиться

«Вспомнить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи» [1].

-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать?

«Зарубите себе на носу – запоминать;

Работать засучив рукава– стараться;

Не падать духом– не унывать;

Возьмите себя в руки– работать старательно, внимательно» [1].

Работа с учебником.

2. Послушайте отрывок из повести С.Черного «Дневник Фокса Микки», упр.74 на с.49.Нам его прочитает …… Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте» [1].

– Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал?

– Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.

Активизация познавательной деятельности учащихся. Развитие мышления.

Учителю удалось сформировать представления у учащихся о фразеологизмах.


4. Первичное осмысление и закрепление

Учитель:

Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?

– «Тогда я предлагаю вам поработать с информацией. Прочитайте текст, который находится у вас на столах. Читать будете с пометками: ! – новое, интересное; ? – возник вопрос; + – знал» [1]..

– Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что из текста вы узнали нового? Что было непонятно?

«В роли «словаря» заранее подготовленный ученик

Вступительное слово «Фразеологического словаря».

– Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.

Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову» и записать в тетрадь.

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.

Источники происхождения фразеологизмов.

– А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны» [1].

«Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);

другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);

третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет)» [1]..

3. Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.

Физминутка

-А сейчас отдохнём.

Игра «Покажи у себя»

– А сейчас выполним физминутку.

Физкультминутка.

У. «Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.

Задание: Найдите фразеологизмы.

– А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.

– Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?

-Запишите себе в тетрадь.

7. -Знакомство, как появились выражения спустя рукава и засучив рукава.

(Сообщение ученика)» [1]

«Спустя рукава – небрежно, кое– как делать что– либо.

– Знакомство, как появилось выражение «во весь опор» в учебнике на с.49

1. Первичное закрепление.

В) Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую.

– Проверим ваши ответы.

Г) Многие фразеологизмы встречаются в русских народных сказках. Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы…закончите фразеологизмы, взятые из сказок:

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, сказка будет впереди.

-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.

1. Работа в парах.

Задание. Соедини фразеологизмы и значения.

«Молодцы! Мы с вами должны дружить, ценить дружбой – ходить рука об руку. Фразеологизмов со словом рука более 50.

– Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

1. Что же это?

2. Конечно же, фразеологизмы!» [1].

Учащиеся развивали умения самостоятельной работы с учебником, рассуждать, делать необходимые выводы и обобщения


5. Итог урока

Подведём итог урока.

– В чём заключалась цель нашего урока?

– Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

– Чью работу на уроке хотите отметить?

Домашнее задание:

1. С. 50 упр. 75

2. Творческое задание: перечитать сказку П. Ершова «Конёк-горбунок» найти и выписать фразеологизмы.

Дети высказываются, что им больше всего понравилось на занятии.



Психолого-педагогический анализ проведённого урока
Цель урока: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов.

Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. В основе урока лежали программные требования по предмету в 4 классе, учтены государственные стандарты.

Тип урока – урок освоения новых знаний.

Урок был направлен на выполнение следующих задач:

  • углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний – устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;

  • упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи.

«Урок запланирован и проведён в соответствии с типовой программой. Познавательная деятельность разнообразна, использован индивидуальный и фронтальный метод организации учащихся для выполнения поставленных задач.

Этапы урока последовательны и правильно распределены по времени. Регулярная смена деятельности, смена методов организации учащихся способствовало соблюдение охранительного режима

Учебный материал соответствует возрасту и программным требованиям, прослеживается научная, воспитательная и развивающая направленность урока. Практической работе предшествовал поисково-исследовательский этап. Есть связь повторенного с новым материалом. Уровень знаний, умений, навыков учащихся оценён выше среднего и хороший.

Методы и приемы обучения подобраны правильно, способствуют усвоению темы. В течение урока методы обучения чередуются. Применены словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстрация, демонстрация), практический (эвристический). Учащиеся не получали готовых знаний, а активно участвовали в поиске решений.

На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей» [24].

Стиль общения с учащимися доброжелательный, позитивный. В конце урока проведена рефлексия. Учащиеся оценили полученные знания и умения на хорошо и отлично.