Файл: Задание 2 Изучение системы планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Психология и педагогика начального образования
Практическое задание №2-6
по учебному курсу «Изучение особенностей деятельности образовательной организации, образовательной, организационно-методической, воспитательной работы учителя начальной школы. Представление договора об оргнизации практики»
Обучающегося | Е.Г Кузнецова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбд-1802б | |
| | |
Преподаватель | И.В Груздова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Задание 2: Изучение системы планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников
Календарно-тематическое планирование составлено учителем на весь учебный год в соответствии с программой.
Каждый раздел расписан по темам, где проставлено количество часов.
КТП отражает разделы и темы курса, порядок их изучения, организационные формы обучения и количество часов, отведенных на изучение всего курса и отдельных тем.
Каждый отчетный период (квартал, триместр, полугодие) КТП рабочей программы соотносится с журналом и отчетом преподавателя о распространении материалов программы
, с электронным журналом. В случае расхождений учитель обосновывает и изменяет календарь и тематический план, а также создает условия для выполнения полной программы за меньшее или большее количество часов.
Задачи КТП:
-
определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме; -
определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
Календарно-тематическое планирование содержит:
-
«титульный лист, на котором указаны: название ОУ; календарно-тематическое планирование занятий – название объединения, ФИО педагога, учебный год; информацию о том, кто проверял (фамилия, имя, отчество заместителя директора школы; председателя МО, № протокола заседания МО, место «Рассмотрено», «Согласовано», дата и т.д.) на соответствие программе, указанной в пояснительной записке;
-
пояснительную записку, в которой указываются сведения из программы, по которой работает педагог: год обучения (для группы, инд.занятий), количество часов в неделю/ в год; учебники, учебные комплекты, пособия с помощью, которых реализуется содержание программы объединения; разработки, рабочие тетради (автор, издательство); интеграция с другими предметами – курсами; ожидаемый результат: требования к знаниям, умениям и навыкам (из учебной программы педагога на конкретный год обучения); -
таблицу с календарно-тематическим планированием (календарно-тематическое планирование разбивается по полугодиям)» [1].
Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает:
-
наименование разделов и тем; -
количество часов; -
вид занятия; -
виды контроля или самостоятельной работы; -
дата проведения занятия.
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».
Изучение календарно – тематического плана отражает преемственность знаний, умений, навыков в каждом разделе. Изучение материала построено от простого к сложному.
Обязательным является указание в календарно-тематическом планировании – инструктажей по охране труда.
Задание 3: Разработать содержание и провести в начальной школе пробные (6-8 урока) и зачетные уроки (не менее 5 уроков по плану учителя начальных классов)
Пробные уроки (6)
Конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: «Фразеологизмы».
Цель: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов.
Задачи:
• углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний – устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов;
• упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Оборудование: учебник 4 класса (1 часть) В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | – «Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, ну, что готовы? Тогда вперёд!» [1]. – Начинаем наш урок. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех! | Настраиваются на урок, проверка готовности. |
2 Актуализация знаний и постановка учебной задачи. | 1. Актуализация опорных знаний. «Учитель: я расскажу вам маленькую историю, которая приключилась, когда-то давным-давно с двумя одноклассниками. Слушайте внимательно. Однажды два ученика опоздали на урок русского языка. учитель у них и спрашивает: «Почему вы опоздали на урок? Первый ученик: Олеся Васильевна, Антон бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы» [1].. «Другой учений со своего места говорит: да, не сносить тебе, Антон, головы. Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Антон, все как об стенку горох». – Ребята, а вам не кажется, что в этом диалоге употреблены какие– то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными? – Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться. – Итак, начинаем наш весёлый урок!» [1]. | Активизация познавательной деятельности учащихся. В микрогруппах ученики отвечают на вопросы. Это способствует появлению познавательного интереса, групповой сплоченности. |
3 «Открытие» новых знаний Физминутка | «Проверка домашнего задания. -С чем мы знакомились на прошлом уроке? (синонимами, антонимами, омонимами) вопросы по теме. Приведите примеры. Минутка чистописания (каллиграфическая работа). – Открыли свои тетрадочки. Записали число, классная работа. – Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Ф, так как она будет нам встречаться, практически на всем уроке. В этой цепочке заглавная Ф, строчная ф. И девиз нашего урока» [1]. Фф Работать засучив рукава. Словарная работа. «Составьте слово– добавьте к букве щ буквы слева и справа, которые отличаются только точками. Какое слово получилось? Еще. Пропишите это слово 2 раза и запомните написание этого слова. Это словарное слово. Подберите синоним к слову еще (снова, опять)» [1]. - «Вспомните начало стихотворения Ф.Тютчева с этим словарным словом. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. -Запишите себе в тетрадь это предложение и сделайте разбор этого предложения. (Один ученик работает у доски)» [1]. -Молодцы! Оцените свою работу. Итак, приступаем к работе. Актуализация знаний и деятельности. 1. «Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь? (Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы) Учитель: вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке. А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним. 2. Разгадывание загадок. (работа в паре) – Отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока» [1]. Итак, у нас получилось – фразеологизмы. – Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ? – Какие цели мы поставим перед собой? На слайде слова: Вспомнить Узнать Научиться «Вспомнить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи» [1]. -А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать? «Зарубите себе на носу – запоминать; Работать засучив рукава– стараться; Не падать духом– не унывать; Возьмите себя в руки– работать старательно, внимательно» [1]. Работа с учебником. 2. Послушайте отрывок из повести С.Черного «Дневник Фокса Микки», упр.74 на с.49.Нам его прочитает …… Что вам показалось забавным? «Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте» [1]. – Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал? – Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён. | Активизация познавательной деятельности учащихся. Развитие мышления. Учителю удалось сформировать представления у учащихся о фразеологизмах. |
4. Первичное осмысление и закрепление | Учитель: Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы? – «Тогда я предлагаю вам поработать с информацией. Прочитайте текст, который находится у вас на столах. Читать будете с пометками: ! – новое, интересное; ? – возник вопрос; + – знал» [1].. – Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что из текста вы узнали нового? Что было непонятно? «В роли «словаря» заранее подготовленный ученик Вступительное слово «Фразеологического словаря». – Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение. Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову» и записать в тетрадь. Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике. Источники происхождения фразеологизмов. – А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны» [1]. «Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет)» [1].. 3. Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание. Физминутка -А сейчас отдохнём. Игра «Покажи у себя» – А сейчас выполним физминутку. Физкультминутка. У. «Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения. Задание: Найдите фразеологизмы. – А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста. – Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение? -Запишите себе в тетрадь. 7. -Знакомство, как появились выражения спустя рукава и засучив рукава. (Сообщение ученика)» [1] «Спустя рукава – небрежно, кое– как делать что– либо. – Знакомство, как появилось выражение «во весь опор» в учебнике на с.49 1. Первичное закрепление. В) Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую. – Проверим ваши ответы. Г) Многие фразеологизмы встречаются в русских народных сказках. Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы…закончите фразеологизмы, взятые из сказок: Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это всё присказка, сказка будет впереди. -А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради. 1. Работа в парах. Задание. Соедини фразеологизмы и значения. «Молодцы! Мы с вами должны дружить, ценить дружбой – ходить рука об руку. Фразеологизмов со словом рука более 50. – Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке 1. Что же это? 2. Конечно же, фразеологизмы!» [1]. | Учащиеся развивали умения самостоятельной работы с учебником, рассуждать, делать необходимые выводы и обобщения |
5. Итог урока | Подведём итог урока. – В чём заключалась цель нашего урока? – Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните. – Чью работу на уроке хотите отметить? Домашнее задание: 1. С. 50 упр. 75 2. Творческое задание: перечитать сказку П. Ершова «Конёк-горбунок» найти и выписать фразеологизмы. | Дети высказываются, что им больше всего понравилось на занятии. |
Психолого-педагогический анализ проведённого урока
Цель урока: ознакомление с устойчивыми сочетаниями слов.
Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. В основе урока лежали программные требования по предмету в 4 классе, учтены государственные стандарты.
Тип урока – урок освоения новых знаний.
Урок был направлен на выполнение следующих задач:
-
углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний – устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов; -
упражнять в установлении значений фразеологизмов, в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в употреблении фразеологизмов в речи.
«Урок запланирован и проведён в соответствии с типовой программой. Познавательная деятельность разнообразна, использован индивидуальный и фронтальный метод организации учащихся для выполнения поставленных задач.
Этапы урока последовательны и правильно распределены по времени. Регулярная смена деятельности, смена методов организации учащихся способствовало соблюдение охранительного режима
Учебный материал соответствует возрасту и программным требованиям, прослеживается научная, воспитательная и развивающая направленность урока. Практической работе предшествовал поисково-исследовательский этап. Есть связь повторенного с новым материалом. Уровень знаний, умений, навыков учащихся оценён выше среднего и хороший.
Методы и приемы обучения подобраны правильно, способствуют усвоению темы. В течение урока методы обучения чередуются. Применены словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстрация, демонстрация), практический (эвристический). Учащиеся не получали готовых знаний, а активно участвовали в поиске решений.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей» [24].
Стиль общения с учащимися доброжелательный, позитивный. В конце урока проведена рефлексия. Учащиеся оценили полученные знания и умения на хорошо и отлично.