Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Трагедия жизни актрисы крепостного театра в повести А.И. Герцена «Сорока-воровка»
История создания и публикации повести
Публицистическое начало в повествовании
Художественная часть повести, история художника
Глава 2. Крепостной театр и судьба главных героев в рассказе «Тупейный художник» Н.С. Лескова
Образ рассказчика в произведениях Лескова
История создания рассказа «Тупейный художник»
Творчество Лескова в 80-ые годы
Название, эпиграф произведения
Образ театра, соотношение усадьбы и кладбища
Агиографическая традиция в рассказе
По мнению писателя, для русской натуры характерны такие качества, как смиренность, отсутствие враждебности, трудолюбие, патриархальность («Вы не поймете нашего семейного, отеческого распорядка ни в избе, где отец – глава, ни в целом селе, где глава общины – отец»), высокая нравственность, незлобивость. Русский человек в представлении А.И. Герцена – широкая, размашистая душа, для нее непривычно обуздываться, а расточительность в высшей степени в крови.
Герцен считает, что женщины в духовном плане стоят выше сильной половины человечества. Писатель обнаруживает в характере русской женщины возможность умственного роста и художественного творчества, ставящие ее на недосягаемую интеллектуальную и нравственную высоту. Его героиня не «сливается» со средой, она сопротивляется обстоятельствам, становится выше и сильнее всех остальных персонажей.
В рассматриваемой повести А. И. Герцен создает свой образ идеальной личности – человека, свободного во всех смыслах, – которая в «Сороке-воровке» представляет собой сложную систему разнообразных качеств, черт, обладающей пространственно-временной неисчерпаемостью, многомерностью. Именно через женский образ редкой духовной силы, находящийся в состоянии нравственно-онтологического поиска, – Анеты – раскрывается не только исторически и национально обусловленный тип поведения, но и авторские представления об идеальном человеке; она – «высший тип» с точки зрения социально-политических и исторических факторов времен крепостного права.
Глава 2. Крепостной театр и судьба главных героев в рассказе «Тупейный художник» Н.С. Лескова
На первый взгляд, имена Лескова и Герцена сопоставлять неоправданно, ведь велики личностные и биографические различия: «теоретик» Герцен, наследник дворянской культуры, погруженный в поиски решений глобальных проблем общества и человечества в целом, - и Лесков, выходец из провинции, не получивший достаточного образования , хотя и многое со временем наверставший самообразованием, а главное – человек «почвы», «изнутри» знающий русскую народную жизнь. Но проблема народа – вот точка пересечения сокровенных интересов двух писателей. Их объединяла бесспорная любовь к России и ее народу.
В 1840-е годы писатели «натуральной школы», проникшиеся духом «социальности» (Белинский), расширили сферу действительности, подлежащую художественному отражению в литературе. Подхватывая и обогащая эти новые тенденции, Лесков изображает Россию во всей пестроте ее социального состава: героями его произведений становятся столичные и провинциальные чиновники («Совместители»), провинциальное русское духовенство («Соборяне») и т.д. Нам же важна такая часть русского общества, как крепостные артисты в «Тупейном художнике».
В изображении высокого бесстрашия, до которого поднимаются люди, ведомые «совершенную любовью», появилась не только вера Лескова в возможности русского человека, но и его вера в человеческую природу вообще. С особым воодушевлением и нескрываемой симпатией Лесков пишет о тех, кто в самые неблагоприятные для служения идеалу времена реализует в своей жизни возможность победить в себе страх и инстинкт самосохранения, проникнуться духом деятельного добра, утвердить его в жизни хотя бы ценой своей гибели. «Маленькие великие люди» -так впоследствии назвал М. Горький героев рассказов Лескова.
Изучая природу человека в аспекте извечно противостоящих друг другу начал любви и страха, Лесков движется в направлении, очень родственном нравственной философии Н. Бердяева, который рассматривал страх как состояние «дрожащей, трепещущей падшей твари, которая находится в низинах бытия». «Великая духовная задача, стоящая перед человеком, - утверждает философ, - есть освобождение от страха, от суеверий, от терзания дьяволом и демонами, от рабьего страха перед могуществом и властью…» [4].
Существует деление людей в произведениях Лескова на «героев» и «праведников», но оно достаточно условно. Однако герои-праведники воплощают собой лучшие нравственные силы народа.
Образ рассказчика в произведениях Лескова
Образ рассказчика у Лескова в известной мере воплощает художественный завет Гоголя, считавшего, что в новом роде повествовательных сочинений должно быть «частное и невидиное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой … дабы представить … вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени…».
Именно благодаря образу повествователя создается неведомая ранее литературе художественная действительность, картины которой преломлены в народном сознании, они воспринимаются через призму многовекового народного опыта. Герой-рассказчик в «Тупейном художнике» - незаурядная и талантливая личность.
Рассказывать, сказывать – одна из устойчивых особенностей фольклора и идущих от древности поэтических традиций. Передача происшествия так, как оно происходило в действительности, имевшая когда-то практическую цель, со временем становится в письменной литературе (особенно в XIX в.) художественным приемом. Сказывающей является Любовь Онисимовна, а тем, кто нам передает ее слова, становится брат ребенка, которому она приходилась няней.
Н. С. Лесков использует воспоминания бывшей крепостной актрисы, которая является главным свидетелем событий. Рассказ-воспоминание от лица главного героя – один из любимых композиционных приемов писателя. Эта форма позволяла свободно излагать материал, с легкостью переходить от одного эпизода к другому.
Величайшая заслуга Лескова перед отечественной и мировой литературой состоит в том, что устный сказ, бытовавший как явление народного творчества, он использовал для выражения личностного сознания рассказчика-повествователя и художественно утвердил этот обновленный сказ, придал ему устойчивые признаки литературного жанра [18].
В «Тупейном художнике» есть основные жанровые признаки литературного сказа: «ведение» повествования от лица героя-рассказчика; широкое использование как достоверного
, событийного материала, взятого из жизни или из запасников народной памяти, так и наличие элементов фольклора, в частности сказочности, восходящей к преданиям, легендам; четкая ориентация на разговорный народный язык и его стилистические нормы.
История создания рассказа «Тупейный художник»
«Тупейный художник» относится к позднему периоду творчества Лескова, орловскому тексту, и датируется 1883 годом. Реальный прототип помещика – граф Каменский, как и в «Сороке-воровке», написанной за 37 лет до этого.
Это история о крепостном парикмахере, который бежал со своей возлюбленной от жесткого помещика. По мнению Льва Аннинского, эта история несменяемо лежит в фундаменте начитанности пяти поколений, но сведений о том, как был написан рассказ, откуда взят и как преобразован автором материал, малоизвестно. В переписке Лескова и в его публицистике «Тупейный художник» обойден молчанием.
Литературовед Николай Чернов, автор книги о писателях-орловцах, в орловском архиве нашел списки актеров того времени, там оказалось имя Любовь Онисимовна.
В опубликованных в 87-м томе «Литературного наследства» набросках к роману «Соколий перелет», начатому и оставленному Лесковым в самом начале 80-х годов, присутствует «нянька Любовь Анисимовна… из отставных актрис Каменского театра».
В основе рассказа лежит предание о фактах. И суть в художественном соотношении фактов и преданий. Сам Лесков внушает это читателю в своей характерной лукавой манере. Он пишет: «При котором именно из графов Каменских» произошли события: то ли при генерал-фельдмаршале Михаиле Федотовиче, убитом крепостными за жестокость, то ли при его сыновьях, — «я с точностью указать не смею». «В каких именно было годах — точно не знаю»… Какой именно государь проезжал через Орел в ту пору: Александр Павлович или Николай Павлович, — «не могу сказать».
Борис Бухштаб, откомментировавший лесковский рассказ для шеститомника 70-х годов, считает, что Лесков намеренно путает лица и даты, сбивая точность, и это нежелание точности весьма необычно для писателя, который весьма точен в документальной основе своих картин.
История публикации в некоторой степени подтверждает отсутствие большой значимости рассказа для писателя: «Тупейный художник» отдан в «Художественный журнал с приложением художественного альбома», — издание