Файл: I. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции при обучении рки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема экскурсии: «Исторические достопримечательности г. Ульяновска»
Цель: формирование у учащихся лингвосоциокультурной компетенции
Вопросы, на которые должны ответить учащиеся после экскурсии:
-
Как раньше называлась Соборная площадь? -
Самый высокий монумент в городе? -
В честь чего воздвигнут обелиск Вечной Славы? -
Кем являлся И. А. Гончаров? -
Из-за чего в 1864 году пострадал дом Гончаровых? -
В каком году состоялось открытие Ленинского мемориала? -
Где расположен памятник В. И. Ленину? -
Из чего состоит коллекция краеведческого музея? -
Что составляет уникальную часть фонда музея? -
Почему В. И. Ленина исключили из Казанского университета?
Упражнения для предэкскурсионного занятия:
Задание 1. Прочитайте слова данные ниже. Вспомните их значение. Составьте по одному словосочетанию с каждым словом. Памятник, купец, реконструкция, особняк, экспонат, революционер, исследователь, товар.
Задание 2. Постарайтесь понять значение перечисленных ниже слов без словаря. Каким способом они образованы? Земледелие, охотовед, сооружение, пристрой.
Текст экскурсии: Добрый день, дорогие студенты! Я рада приветствовать Вас на улицах Ульяновска. Вместе с Вами мы окунёмся в атмосферу города, в его историю и культуру. В ходе экскурсии вы познакомитесь с такими достопримечательностями как:
Перед нами Обелиск Вечной Славы. В 1975 году к 30-летию Великой Победы в Ульяновске был воздвигнут обелиск Вечной Славы – самый высокий монумент в городе, его высота составляет 47 метров. Это пятигранный памятник, увенчанный объемной пятиконечной звездой с лавровым венком. Обелиск был создан в память о воинах-ульяновцах, погибших в годы Второй мировой войны.
Дом Гончарова. Симбирск - не только родина Ленина. В этом городе 6 июня 1812 года родился писатель Иван Александрович Гончаров. Бывший дом семьи Гончаровых находится на пересечении современных улиц Гончарова и Ленина. Изначально он был намного меньше того, что можно увидеть сейчас. Во время пожара 1864 года дом сильно пострадал, и семья Гончаровых продала его. В 1898-1900 годах новый хозяин купец Юргенс провёл большую реконструкцию. С двух сторон были сделаны пристрои, надстроен третий этаж. Старый дом Гончаровых оказался в угловой части получившегося здания. Поэтому именно на углу в 1907 году и разместили памятную табличку с текстом «Здесь родился Иван Александрович Гончаров 6-го июня 1812 г.». В 1974 году в той же угловой части была надстроена башенка, в которой разместили часы с колокольни разрушенного Спасо-Вознесенского собора (находился напротив дома Гончаровых). Историко-литературный музей И. А. Гончарова был открыт на первом этаже в 1982 году.
Ленинский мемориал. 16 апреля 1970 г. в Ульяновске состоялось торжественное открытие Ленинского мемориала – памятника истории, культуры, архитектуры XX в., возведённого в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.
Уникальное здание Ленинского мемориала сооружено на месте бывшей Стрелецкой улицы, где в одном из домов родился В. Ульянов-Ленин. Здание спроектировано Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования (ЦНИИЭП) зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством доктора архитектуры Бориса Сергеевича Мезенцева.
Сооружение имеет форму квадрата со стороной 110 метров и высотой 34 метра. В составе Ленинского мемориала размещается музей В.И. Ленина, универсальный киноконцертный зал и учебные аудитории.
Музей расположен на трех этажах в южном крыле здания. Он был открыт 2 ноября 1941 г. и почти 30 лет располагался в старинном особняке на улице Льва Толстого. А в апреле 1970 г. музей был перемещен в здание Ленинского мемориала. Сегодня – это единственный в мире музей, имеющий экспозицию, отражающую весь жизненный путь В.И. Ленина как политического деятеля, ученого, человека в контексте политической истории России конца XIX-первой четверти ХХ вв. В экспозиции представлено около 4 тыс. экспонатов. Они размещены почти на 4 тыс. м² экспозиционной площади.
Памятник В. И. Ленину. Расположен на главной площади родного города вождя – Соборной, до недавнего времени носившей имя Ленина. Был установлен в 1940 году. Выполнен из бронзы и гранита. Изображает В. И. Ленина стоящим в полный рост и смотрящим вдаль.
Владимир Ильич Ленин – политический деятель и революционер. Был рожден в 1870 году, в Симбирске. За всю свою жизнь основал много партий Советского Союза. Он окончил Симбирскую гимназию, и поступил в Казанский университет. Там он проучился недолгое время. Его исключили из-за участия в студенческом движении. После здесь же в Казани он стал членом марксистского кружка. В 1983 году в Петербурге он занялся публицистикой, стал изучать социальную демократию и политическую экономику. В 1895 году отправился за границу, а через некоторое время основал партию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова
ведет свою историю с 1895 года, когда был создан историко-археологический музей Симбирской ученой архивной комиссии. Официальное открытие состоялось 1 января 1896 года, но прием посетителей начался с декабря 1895 года. Поэтому традиционной датой рождения музея считается декабрь 1895 года.
Основу коллекции музея заложили частные пожертвования, самыми крупными из которых были археологическая коллекция крупного симбирского помещика и мецената В.Н. Поливанова и нумизматическая — А.В. Толстого. В пополнении фондов музея в дальнейшем активно участвовали историк-краевед П.Л. Мартынов, А.К. Яхонтов, В.Э. Красовский и многие другие исследователи истории и природы Симбирского края.
В настоящее время фонды музея насчитывают более 142 000 единиц хранения. Уникальную часть фонда составляют археологическая и палеонтологическая коллекции; коллекции нумизматики, оружия, народного костюма, фотографий, документов, предметов материальной культуры; коллекции личных вещей И.А. Гончарова (1812–1896), ученого-орнитолога, охотоведа и исследователя Севера С.А. Бутурлина (1872–1938); дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина и других.
Послеэкскурсионная работа
Задание 5. Ответьте на вопросы:
-
Как раньше называлась Соборная площадь? -
Самый высокий монумент в городе? -
В честь чего воздвигнут обелиск Вечной Славы? -
Кем являлся И. А. Гончаров? -
Из-за чего в 1864 году пострадал дом Гончаровых? -
В каком году состоялось открытие Ленинского мемориала? -
Где расположен памятник В. И. Ленину? -
Из чего состоит коллекция краеведческого музея? -
Что составляет уникальную часть фонда музея? -
Почему В. И. Ленина исключили из Казанского университета?
Задание 6. Составьте рассказ об историческом памятнике, который вам понравился. Рассказ должен состоять из описания памятника и краткой истории его создания. Объясните, почему вы выбрали именно этот памятник.
Задание 7. Напишите эссе, ответив на следующие вопросы:
-
Какие исторические места и памятники вы посетили? -
Что нового вы узнали о городе и его истории? -
Какой памятник вам запомнился больше всего? -
Аргументируйте свой ответ. Поделитесь своими впечатлениями после экскурсии. -
Какие места города вы бы хотели посетить в следующий раз?
Посредством представленной экскурсии реализуются такие цели
, как применение на практике ранее изученной лексики, совершенствование речевых навыков учащихся, усвоение новых лингвистических, исторических и лингвострановедческих знаний, знакомство со страной, городом.
Основная цель экскурсии состоит в углублении лингвострановедческих, исторических знаний, введении новых слов. На наш взгляд, тематические экскурсии необходимо применять при организации внеаудиторной работы студентов с хорошим уровнем владения языком (выше базового уровня), т. к. участникам предстоит воспринимать большой объем информации на слух, давать оценку и выражать свое мнение по отношению к объекту показа, историческому факту, событию и т.д.
Выводы по 3-ей главе
Таким образом, экскурсия повышает мотивацию изучения языка, интерес к вопросам истории и культуры, расширяет страноведческие знания и представления иностранных учащихся о жизни нашего народа в далеком прошлом и в современном мире, подчеркивает параллели культурных, исторических и языковых явлений в родном языке и изучаемом русском языке.
Посредством экскурсии реализуются такие цели, как применение на практике ранее изученной лексики, совершенствование речевых навыков учащихся, усвоение новых лингвистических, исторических и лингвострановедческих знаний, знакомство со страной, городом.
Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что экскурсия способствует формированию основных компетенций: лингвострановедческой, языковой, коммуникативной.
Заключение
Основным направлением данного исследования является обоснование теоретической и практической значимости развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку применительно к среднему этапу обучения.
Итак, иностранный язык – это в первую очередь средство коммуникации между представителями разных культур, поэтому формирование социокультурной компетенции имеет столь значимую роль.
Социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, традиций, истории и культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе коммуникации.
Так как применение языка в практических целях не может быть осуществлено только при обладании коммуникативной компетенции, также должна быть сформирована лингвосоциокультурная компетенция, чтобы диалог культур состоялся успешно. Учащийся должен осознавать особенности менталитета, страны, традиций, обычаев представителя чужой культуры. Обучение социокультурной компетенции рекомендуется проводить на основе страноведческих текстов, так как это наиболее удачный способ предоставления информации. При этом коммуникативная и лингвосоциокультурная компетенция должны быть неразрывно связаны между собой.
Изучив теоретический материал, можно сделать вывод, что страноведческий материал в процессе обучения иностранному языку, оказывает положительное влияние и на развитие социокультурной компетенции к изучению языка, и на повышение мотивации учащихся. При этом для эффективного обучения учащихся иностранному языку с позиции страноведческого подхода необходимо определить содержательную сторону учебных материалов, содержание должно соответствовать определенным критериям, таким как: аутентичность, актуальность, содержательность и доступность для понимания учащихся, также отражать информацию о традициях, обычаях и жизни представителей культуры изучаемого языка.
Для разработки методических рекомендаций были отобраны тексты из следующих учебных пособий:
Также были разработаны урок и экскурсия, направленные на формирование лингвосоциокультурной компетенции.
Обобщая результаты данной работы можно сделать вывод, что формирование лингвосоциокультурной компетенции, несомненно, играет очень важную роль.
1
2
3
4