Файл: I. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции при обучении рки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но автор данной классификации Б. Х. Бгажноков утверждает, что «ни стандарты, ни атрибуты общения, ни тем более диалогемы, диалоги и тексты нельзя считать шаблонами общения или поведения в узком смысле этих понятий, целесообразно рассматривать стандарты и атрибуты общения, а также диалогемы и диалоги в виде социально заданных моделей, матриц взаимодействия» (Бгажноков 1991, с. 56).
Таким образом, можно сформулировать основные требования к отбору учебного материала для формирования лингвосоциокультурной компетенции, который должен:
-
максимально развернуто отражать российскую действительность, раскрывать специфику культуры, образа жизни и поведения носителей русской культуры; -
быть современным, должен отражать современные события, реалии, идеи; -
быть связан с будущей профессиональной деятельностью учащихся; -
соответствовать уровню владения русским языком; -
обращать внимание на интересы учащихся; -
давать возможность использования творческих видов заданий; -
изучаться на основе личностно-деятельностного подхода; -
быть представлен в большей степени аутентичными текстами; -
представлять культуру страны изучаемого языка в сопоставлении с национальной культурой учащихся, что предполагает наблюдение, анализ и сравнение; -
включать коммуникативные единицы, с помощью которых будет формироваться лингвосоциокультурная компетенция.
-
2. Анализ материала социокультурной направленности.
Цель анализа учебников по РКИ: выявить наличие материала социокультурной направленности
Материалами исследования послужили следующие пособия:
-
Малышев, Г.Г., Малышева, Н.Г. «О России и русских: пособие по чтению и страноведению для изучающих» -
Н. И. Гузарова, Г. В. Гребенькова, М. А. Штанько «Страноведение» -
Н. В. Кулибина «Читаем стихи русских поэтов. Пособие по обучению чтению художественной литературы» -
С. И. Чернышев «Поехали! Русский язык для взрослых».
Анализ пособия «О России и русских: пособие по чтению и страноведению для изучающих» (Малышев, Г.Г., Малышева, Н.Г.) показал, что в данном издании, состоящем из 126 страниц, имеется достаточное количество текстов, тем, заданий и т. д., которые направлены на развитие социокультурной компетенции учащихся при обучении РКИ. Практически все темы пособия богаты материалом социокультурной направленности. Ниже в таблице представлен анализ данного пособия.
Название разделов | Материал социокультурной направленности |
1. Россия на карте мира | Данная глава имеет очень богатое содержание материала социокультурной направленности, который отражает основную информацию о России: Россия на карте мира, административная карта, немного о географии России, природные ресурсы, природа и климат, времена года, население. Имеется информация о столице России и городе Санкт-Петербурге. Также огромным плюсом является то, что пособие содержит много иллюстраций, что повышает интерес учащихся к данному материалу. |
2. Из истории России | Данная глава содержит информацию о важных исторических событиях для России:
|
3. Cоветский и постсоветский период | В данной главе отражены следующие темы:
|
4. Государственное устройство |
|
5. Образование |
|
6. Культура и искусство |
|
7. Где жить? |
|
8. Магазины и рынки |
|
9. Средства передвижения |
|
10. Свободное время |
|
11. Русская кухня |
|
12. Праздники |
|
13. Русский национальный характер |
|
Далее нами было проанализировано следующее пособие по РКИ Н. И. Гузарова, Г. В. Гребенькова, М. А. Штанько «Страноведение». Данное издание состоит из 82 страниц и 30 уроков. Уроки структурированы следующим образом: сначала нужно прочитать термины и понять их значения без словаря. Далее идет текст, в котором данная лексика выделена жирным шрифтом, далее предлагается выполнить задания в рабочей тетради. Анализ отражен в таблице ниже.
Темы, отражающие информацию о России | Анализ |
| Данное учебное пособие включает в себя основные темы курса «Страноведение». В нем содержатся разделы о российской цивилизации, русском национальном характере, истории, географии, культуре народов России, а также материалы о Сибири, Томске и политехническом университете. Учебное пособие раскрывает теоретические вопросы курса и включает вопросы и задания для самостоятельной работы над текстами. |
Следующее пособие, которое было проанализировано, это - «Читаем стихи русских поэтов. Пособие по обучению чтению художественной литературы», которое состоит из 98 страниц.
В данном пособии представлены стихи великих русских авторов художественно литературы, таких как Г. Р. Державин , И. А. Крылов, А. С. Пушкин , Е. А. Баратынский , Ф. И. Тютчев , М. Ю. Лермонтов , А. К. Толстой , А. А. Фет , Н. А. Некрасов, А. А. Блок , Н. С. Гумилев , A. А. Ахматова , Б. Л. Пастернак , О. Э. Мандельштам , М. И. Цветаева , B. В. Маяковский , C. А. Есенин , А. Т. Твардовский , Б. Ш. Окуджава , Н. М. Рубцов , Б. А. Ахмадулина , И. А. Бродский.
Как известно, сложно органично ввести в учебный процесс прозаический художественный текст даже небольшого объема. Тексты, представленные в данном сборнике таким образом, что данную проблему можно избежать.
Отобранные тексты небольшого объема, от 4 до 6 строк. Все тексты отвечают требованию репрезентативности, большая часть облигаторны и прецедентны. Также тексты не требуют лингвострановедческого комментария. В содержательном плане представлены стихотворения, которые описывают ситуации, известные учащимся, например, И. А. Бродский «Рождество», либо такие, которые они могут представить, например, Б. Л. Пастернак «Зимняя ночь», С. А. Есенин «Собаке Качалова» и т. д. Тексты снабжены вопросами и заданиями для пред-, при- и послетекстовой работы, даны интонационная разметка и ключи. Прилагается аудиокассета. Пособие предназначено для изучающих русский язык (средний и продвинутый уровни) может быть использовано для аудиторной работы и самостоятельного изучения.
Анализ пособия С. И. Чернышев «Поехали! Русский язык для взрослых» показал, что лингвострановедческое содержание представлено формулами речевого этикета, разговорными выражениями, пословицами и поговорками, прозаическими и поэтическими текстами различных жанров (русская народная сказка " Три медведя", рассказы А.П. Чехова...); знакомством с историей России, ее народом, историей и культурой; репродукциями картин, фотографий, рисунков в юмористическом стиле. Иллюстрации и фотографии выполнены в черно-белом варианте, наличие цветных репродукций больше способствовало бы мотивации студентов при изучении русского языка.
Выводы по второй главе
Во второй главе были рассмотрены проблемы отбора учебного материала для формирования лингвосоциокультурной компетенции и проанализированы пособия по РКИ.
Выявлены следующие проблемы: сложность разработки пособий с лингвострановедческой направленностью заключается в том, что они должны быть написаны либо билингвом – носителем двух культур одновременно, либо коллективом специалистов по русской культуре, в создании которого должны принимать участие представители другой культуры; вторая сложность – отсутствие программы-минимум, в которой в соответствии с учебным планом предусматривалась бы работа по формированию лингвосоциокультурной компетенции; третья проблема – это ″срок годности″ информации, которая должна быть преподнесена учащимся. Со временем меняется отношение к историческим событиям, меняются и появляются новые жизненные стандарты, статусы (золотая молодежь, новые русские) и многое другое, что может касаться социокультурной стороны жизни российского общества.
При формировании мотивации необходимо приучить студентов к работе с лингвосоциокультурным материалом, который должен постоянно вызывать интерес. Не менее важно, чтобы учащийся ощущал постоянную потребность в самостоятельном освоении знаний.
Методисты выдвигают ряд положений об особенностях формирования мотивации у иностранного студента, которыми следует руководствоваться при подаче материала при обучении иностранному языку: значимость материала для будущей профессиональной деятельности; наличие благоприятной атмосферы на уроке и в коллективе; создание проблемной ситуации; применение коммуникативного метода; применение компьютерных технологий и интернет-источников; соответствие материала интересам учащихся; разнообразие используемых способов и приемов работы; соответствие материала языковому уровню учащегося; продуктивные, творческие виды заданий; создание ситуации свободного выбора в процессе обучения; актуальность содержания учебного материала; осуществление личностно-деятельностного подхода
Глава III.
3.1. Роль экскурсии в обучении РКИ
История возникновения и развития экскурсионного дела в России начинается с XIX века. В это время походы, путешествия и экскурсии стали использоваться в качестве способа обучения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора краеведческих и научно-географических сведений о различных областях и районах России. Возникновение организованных экскурсий и путешествий в России относится к концу XVIII века, когда под влиянием идей великих просветителей возникла потребность в коротких и непродолжительных экскурсий и походах для школьников. Целью таких мероприятий было обеспечение сознательности и наглядности в системе образования и воспитания.
Декабрист И. Д. Якушкин был основоположником школьных экскурсий. Будучи в ссылке в Тюменской области, он работал учителем в женской школе, где он и начал внедрять летние походы и экскурсии в образовательный процесс со своими воспитанницами с целью изучения растительного мира. Организация экскурсий для молодежи стала настолько популярной, что нашла свое отражение в школьных уставах. Экскурсионный опыт прогрессивных педагогов того времени нашел отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а спустя двадцать лет и в «Школьном уставе» (1804 г.). Эти уставы включали в число основных форм проведения занятий экскурсии (или прогулки) на природе – для детей младшего возраста, а экскурсии на мануфактуры, в ремесленные мастерские и на заводы – для старших учащихся.