Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Департамент экономической теории
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Курсовая работа по дисциплине:
«Микроэкономика»
Долгов Александр Антонович
Факультет экономики и бизнеса
Бакалавриат, 1 курс, группа ЭиБ 20-11
Направление: «Экономика»
Очная форма обучения
e-mail: dolgovalexandra@gmail.com
Научный руководитель:
Алленых Марина Анатольевна
Кандидат экономических наук, доцент
Москва 2021
Содержание
Введение 3
1. Теоретические и практические аспекты франчайзинга 6
1.1. Сущность, виды и основные направления развития франчайзинга 6
1.2. Мировой опыт развития франчайзинга 18
1.3. Основные тенденции на мировом рынке франшиз 23
2. Франчайзинг в практике российской экономики 27
2.1. История и особенности развития франчайзинга в России 27
2.2. Проблемы развития рынка франчайзинга в РФ 31
2.3. Перспективы развития франчайзингового бизнеса в России 34
Заключение 36
Список литературы 38
Введение
Обоснование выбора темы и её актуальность. Современный рынок франшиз в России характеризуется присутствием большого количества как иностранных, так и российских игроков. По оценкам экспертов Международной Ассоциации франчайзинга (IFA) использование франчайзинга помогает развить предприятие в два раза быстрее. Франчайзинговые сети, функционирующие в настоящее время на рынке, находятся на различных стадиях жизненного цикла. Можно встретить как сети, существующие уже несколько десятков лет, так и образованные совсем недавно. Преимуществом давно
существующих сетей является широкий охват территории, известность бренда, отработанные технологии. Однако этим сетям присущ определенный консерватизм, что не позволяет им оперативно реагировать на изменения потребительских предпочтений. Напротив, молодые сети отвечают на новые запросы клиентов и открыты для экспериментов. Но при этом риски их провала сравнительно высоки из-за недостаточной отработки технологий, невозможности точного прогноза динамики потребительских предпочтений и т.п.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена слабой разработанностью теоретических и практических вопросов, связанных с франчайзингом, применительно к российской экономической среде. Интерес к франчайзингу со стороны предпринимателей устойчив и постоянно растет, так как эта форма дает возможность развивать бизнес с меньшими рисками и меньшими первоначальными вложениями. Покупая франшизу, предприниматель начинает работать на основе модели, уж доказавшей свою эффективность, используя отработанную методику ведения бизнеса и раскрученный бренд. Трудно переоценить перспективы, которые франчайзинг открывает для малого и среднего бизнеса.
Однако для российской экономики данный вид предпринимательства относительно нов, его законодательная основа пока слабо проработана, практика фрагментарна, а теоретическая база, хотя и обширна, но оставляет желать лучшего в плане фундаментальности исследований. Для многих же предприятий, особенно малых, грамотное использование франчайзинга – единственная возможность выжить. Они нуждаются как в теоретических знаниях в отношении возможностей и опасностей франчайзинга, так и в практических схемах участия в подобных союзах. Не меньшую важность теоретическое осмысление и совершенствование практических навыков в области франчайзинга имеют и для предприятий, предоставляющих франшизу.
Степень изученности проблемы. Актуальность и многоаспектный характер проблем франчайзинга обусловили интерес к нему со стороны ученых. Среди зарубежных авторов, проводивших исследования проблем франчайзинга, существенный вклад в ра
зработку названной тематики внесли Р. Крок, М.С. Мокий, Н. Микаелян. Разработка общих проблем франчайзинга отражена в трудах таких ученых, как Г.А. Бунич, С.В. Ватутин, Д.Н. Земляков, Р.Б. Кац, А.А. Юрицин, А.А. Еремин, Л. А. Чалдаева и др.
Целью исследования является анализ особенностей развития франчайзинга в современных условиях, изучение мирового опыта и российской практики.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
-
изучение теоретических и практических аспектов франчайзинга; -
анализ франчайзинга в практике российской экономики.
Объектом исследования является рынок франчайзинга.
Предметом исследования являются отношения в франчайзинговой сфере.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы и приемы исследования, такие как сравнение, анализ, синтез, обобщение, системный подход и др.
Теоретическую базу исследования составили труды ведущих экономистов по вопросам франчайзинга
, прежде всего А.А. Устюжанина, З.Д. Магомедова, В.М. Леонтьевой и др. В работе использованы нормативно-правовые источники, рабочие материалы Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), а также публикации в СМИ, в том числе внутрифирменных.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения (общий объём 40 с., 4 рисунка, 1 таблицы), списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи.
В первой главе «Теоретические и практические аспекты франчайзинга» изучена сущность, виды и основные направления развития франчайзинга, раскрыт мировой опыт развития франчайзинга и рассмотрены основные тенденции на мировом рынке франшиз.
Во второй главе «Франчайзинг в практике российской экономики» выявлены особенности развития франчайзинга в России и её история, сформированы пр
облемы развития рынка франчайзинга в РФ и определены перспективы развития франчайзингового бизнеса в России.
В заключении сформулированы основные выводы.