Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вли товарами повседневного спроса. Другие сферы торговли не подходят для такого типа отношений, по крайней мере, на сегодняшнем этапе развития.7 В случае обратной франшизы еще одной стороной соглашения должен выступать банк, который берет на себя организацию финансовых потоков между сторонами.
Отдельно выделяют также международный франчайзинг, участниками которого являются хозяйствующие субъекты разных стран.
Несмотря на высокие темпы развития франчайзинговых схем в российской бизнес-среде, детальное профильное законодательство пока отсутствует. Отношения франчайзинга регулируются в правовом плане статьей о коммерческих концессиях Гражданского Кодекса РФ.8
В договоре указывается наличие у франчайзера определенных прав:
Также в договоре указывается его вид:
Если договор не предусматривает иное, то он по умолчанию предполагается неисключительным. То есть франчайзер имеет право подписывать все новые договоры франчайзинга и выдавать такие же права другим предпринимателям на той же территории действия договора.
Если договор концессии не указывает на эксклюзивность территории франчайзи, то покупателю франшизы целесообразно согласовать с франчайзером предоставление «охранного радиуса» (зоны обслуживания франчайзи). В пределах этой охранной территории франчайзером не будет открыто анало
гичных сетевых собственных или франчайзинговых точек.10
Заметным условием договора коммерческой концессии всегда будет вознаграждение (ст. 1030 ГК РФ). Без согласования данного пункта договор франшизы считается незаключенным. Покупатель и продавец франшизы обязательно прописывают в договоре сумму вознаграждения или алгоритм его определения. Это может быть единоразовый платеж (паушальный взнос), или периодические выплаты (роялти), или комбинация того и другого. И роялти, и паушальный платеж могут быть фиксированными. Однако чаще используется расчет стоимости франшизы в процентах от оборота предприятия. Процент может зависеть от площади помещения, численности населения, количества предприятий у франчайзи или от других факторов. Иногда франчайзер устанавливает дополнительный взнос на проведения рекламных кампаний и реализацию маркетинговой политики. Обычно размер этого взноса не превыша
ет 2-3% от дохода франчайзи.11
Часто в договоре коммерческой концессии описаны ограничения прав сторон (ст. 1033 ГК РФ). Ограничения прав покупателя франшизы могут выглядеть следующим образом:
Кроме то
го, договором коммерческой концессии на покупателя франшизы могут накладываться дополнительные обязанности. Например, проведение ребрендинга, модернизация предприятия, прохождение обучения, участие в общесетевых рекламных и маркетинговых активностях, платежи в маркетинговый фонд и прочее. Выполнение данных обязательств может повлечь дополнительные расходы для франчайзи, порой довольно значительные.12
Говоря о сути франчайзинга, стоит рассмотреть его преимущества и недостатки. О преимуществах можно говорить с разных точек зрения. Считается, что при такой форме бизнеса всегда выигрывает покупатель. Он гарантировано получает предсказуемое качество товара или услуги, которое он привык получать непосредственно от правообладателя. Однако свои нюансы есть и для сторон, подписавших подобных договор.
Рассмотрим преимущества и недостатки франчайзинга
Отдельно выделяют также международный франчайзинг, участниками которого являются хозяйствующие субъекты разных стран.
Несмотря на высокие темпы развития франчайзинговых схем в российской бизнес-среде, детальное профильное законодательство пока отсутствует. Отношения франчайзинга регулируются в правовом плане статьей о коммерческих концессиях Гражданского Кодекса РФ.8
В договоре указывается наличие у франчайзера определенных прав:
-
права на товарный знак (знак обслуживания), который является неотъемлемым элементом комплекса исключительных прав, передаваемого по договору коммерческой концессии; -
права на прочие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, передаваемые по договору, объекты авторских прав, патенты и прочее).
Также в договоре указывается его вид:
-
неисключительный договор (с сохранением за франчайзером права заключения договора с другими лицами; -
исключительный договор (без сохранения за франчайзером права заключения договора с другими лицами).9
Если договор не предусматривает иное, то он по умолчанию предполагается неисключительным. То есть франчайзер имеет право подписывать все новые договоры франчайзинга и выдавать такие же права другим предпринимателям на той же территории действия договора.
Если договор концессии не указывает на эксклюзивность территории франчайзи, то покупателю франшизы целесообразно согласовать с франчайзером предоставление «охранного радиуса» (зоны обслуживания франчайзи). В пределах этой охранной территории франчайзером не будет открыто анало
гичных сетевых собственных или франчайзинговых точек.10
Заметным условием договора коммерческой концессии всегда будет вознаграждение (ст. 1030 ГК РФ). Без согласования данного пункта договор франшизы считается незаключенным. Покупатель и продавец франшизы обязательно прописывают в договоре сумму вознаграждения или алгоритм его определения. Это может быть единоразовый платеж (паушальный взнос), или периодические выплаты (роялти), или комбинация того и другого. И роялти, и паушальный платеж могут быть фиксированными. Однако чаще используется расчет стоимости франшизы в процентах от оборота предприятия. Процент может зависеть от площади помещения, численности населения, количества предприятий у франчайзи или от других факторов. Иногда франчайзер устанавливает дополнительный взнос на проведения рекламных кампаний и реализацию маркетинговой политики. Обычно размер этого взноса не превыша
ет 2-3% от дохода франчайзи.11
Часто в договоре коммерческой концессии описаны ограничения прав сторон (ст. 1033 ГК РФ). Ограничения прав покупателя франшизы могут выглядеть следующим образом:
-
не конкурировать с франчайзером на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга; -
отказ от получения аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) франчайзера – запрет на покупку похожих франшиз; -
обязательство реализовывать товары, выполнять работы или оказывать услуги под брендом франчайзера по единым ценам, которые установил для всей сети франчайзер; -
вести коммерческую деятельность исключительно в пределах обозначенной в договоре территории; -
согласовывать с франчайзером местоположение помещения под бизнес, а также внешнее и внутреннее оформление предприятия.
Кроме то
го, договором коммерческой концессии на покупателя франшизы могут накладываться дополнительные обязанности. Например, проведение ребрендинга, модернизация предприятия, прохождение обучения, участие в общесетевых рекламных и маркетинговых активностях, платежи в маркетинговый фонд и прочее. Выполнение данных обязательств может повлечь дополнительные расходы для франчайзи, порой довольно значительные.12
Говоря о сути франчайзинга, стоит рассмотреть его преимущества и недостатки. О преимуществах можно говорить с разных точек зрения. Считается, что при такой форме бизнеса всегда выигрывает покупатель. Он гарантировано получает предсказуемое качество товара или услуги, которое он привык получать непосредственно от правообладателя. Однако свои нюансы есть и для сторон, подписавших подобных договор.
Рассмотрим преимущества и недостатки франчайзинга