Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Теоретические и практические аспекты франчайзинга
1.1. Сущность, виды и основные направления развития франчайзинга
В последние годы развитие бизнеса по франчайзингу приобретает в России все большую привлекательность и для франчайзеров, и для покупателей франшизы. Франчайзинг – специфическая форма предпринимательской деятельности и одновременно - метод расширения бизнеса, особый вид отношений между предприятиями. По договору франчайзинга одни хозяйствующие субъекты (франчайзеры) предоставляют другим хозяйствующим субъектам (франчайзи) право и возможность действуя под торговой маркой франчайзера, производить и/или продавать продукцию по технологии франчайзера или изготовленную им.1 Покупая франшизу, предприятие становится alter ego франчайзера, использует его технологию, ноу-хау, бизнес-формат, управленческие стандарты и прочие характеристики бизнеса.2
Рассмотр
им основные виды франчайзинга. (Рис. 1)
По объему используемой технологии выделяют следующие виды:
-
дистрибуция товара – франчайзи реализует товар франчайзера или использует его товарный знак; -
бизнес-формат – франчайзи не просто реализует товар, а делает это по определенной бизнес-схеме, предоставленной франчайзером.3
По типу организации бизнеса франчайзинг подразделяется на:
-
прямой – сотрудничество между сторонами напрямую для реализации определенного товара или услуги; -
последовательный – заключение следующего договора на открытие точки после того, как был поставлен бизнес в предыдущей (например, франчайзи обязуется в определенный срок на оговоренной территории открыть определенное количество торговых точек); -
субфранчайзинг – наделение франчайзи правами, которые позволят ему самому подписывать договоры с другими франчайзи, т.е. выступать по отношению к ним в роли франчайзера.4
Рис. 1. Основные виды франчайзинга
По виду деятельности франчайзинг делится на:
-
производственный – франчайзи получает технологию, инструкции и консультации по производству определенного продукта; -
торговый – франчайзи реализует товар партнера без организации производства; -
смешанный – сочетание описанных выше видов.
Поскольку договор субконцессии или субфранчайзинга сегодня используется довольно часто, рассмотрим его подробнее. (Рис. 2)
Рис. 2. Схема субфранчайзинга
Такое соглашение предусматривает наделение франчайзи правами, позволяющими ему заключать договоры на передачу установленного объема прав на торговую марку и иные параметры бизнеса другим предпринимателям. Случается, что головная компания обязует та
кого партнера заключить определенное количество подобных договоров на оговоренной территории. В соответствии со ст. 1029 ГК РФ такие субконцессионные соглашения должны отвечать следующим условиям:
-
срок их действия не должен превышать срок действия договора коммерческой концессии; -
они признаются недействительными, если таковым признается договор коммерческой концессии; -
если франчайзи, который заключал субконцессиональные договоры, выходит из отношений, его права и обязанности перенимает головная компания-франчайзер; -
франчайзи, заключающий субфранчайзинговый договор, несет ответственность перед головной компанией за действия партнеров, с которыми он заключает субфранчайзинговые договоры.5
Еще один особенный формат ведения бизнеса по франшизе, который сегодня занимает все большее место в данной бизнес-сфере – обратный франчайзинг. Организа
ция бизнес-процесса по этой схеме предусматривает все ту же передачу прав на использование торговой марки от головной компании компании-партнеру, однако все процессы становления, ведения и контроля предпринимательской деятельности ведет франчайзер самостоятельно.6 Он занимается поставкой товара, анализом и формированием ассортимента продукции, ее реализацией. Все полученные от этой деятельности доходы перечисляются на специальный счёт банке, который с определенной заранее очередностью перечисляет их в головной офис франчайзера. Тот вычитает из этой суммы стоимость поставленного франчайзи товара, а также оговоренную сумму своего агентского вознаграждения, а оставшиеся средства возвращает франчайзи. Считается, что это идеальная схема деятельности для предпринимателей, не имеющих соответствующего опыта, но желающих работать в сфере торго