Файл: Формы и методы организации производства технического обслуживания и ремонта автомобилей.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
мойка кузова, уборка салона; -
контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя; -
регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей); -
крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов; -
заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра); -
электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.
Второе техническое обслуживание
Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:
-
Охлаждающая жидкость, -
Тормозная жидкость, -
Масло в коробке передач, -
Масло в гидросистеме, -
Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).
При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:
-
Топливные фильтры, -
Воздушные фильтры, -
Фильтры салона, -
Фильтр коробки передач (если она автоматическая), -
Свечи зажигания, -
Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.
Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:
-
Головки блока цилиндров, -
Радиатора, -
Крышки ГРМ, -
Поддона картера двигателя, -
Впускного и выпускного коллекторов, -
Топливного бака, -
Крышки редуктора заднего моста, -
Замков и петлей дверей.
Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:
-
Клапанов двигателя, -
Натяжения усилия привода ГРМ, -
Зазора между тормозными колодками и дисками, -
Зазора подшипников ступиц передних колёс.
Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.
Сезонное техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.
Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.
Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).
-
Нормативные документы, регламентирующие показатели (параметры) СТО
Отношения в области оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
● Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. (в ред. от 07.02.2011г.);
● Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
● Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 г. № 290. «Об утверждении правил оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»;
● РД 37.009.026-92. Положение о техническом обслуживании автотранспортных средств принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора), утвержденное Приказом Департамента автомобильной промышленности Минпрома Российской Федерации от 1 ноября 1992 г. N 43, действующее в части не противоречащей Правилам оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 г. N 290;
● ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий» (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.1281 г., № 5619).
-
Основные характеристики современных СТО
- 1 2 3 4
Организация и технологический процесс при функционировании СТО
Технологический процесс технического обслуживания автомобилей представляет собой определенную последовательность выполнения работ, обеспечивающую их высокое качество при минимальной затрате рабочего времени.
Техническое обслуживание автомобиля подразделяется на следующие основные виды работ: уборочно-моечные и обтирочные, крепежные, контрольно-регулировочные, электротехнические, смазочно-очистительные, шинные и заправочные, каждый из которых состоит из определенных технологических операций.
Территория, предназначенная для выполнения одного из основных видов работ или отдельных операций технологического процесса технического обслуживания, оснащенная необходимым оборудованием, приборами, приспособлениями и инструментом, называется постом. На посту может быть одно или несколько рабочих мест.
Существуют два метода организации технологического процесса технического обслуживания автомобилей: на универсальных и на специализированных постах.
При обслуживании на универсальных постах весь комплекс работ данного вида технического обслуживания выполняется на одном посту, кроме операций по уборке и мойке, для которых при любой организации процесса обслуживания выделяется отдельный пост. На универсальном посту работы могут выполняться бригадой рабочих-универсалов высокой квалификации или комплексной бригадой, состоящей из рабочих различных специальностей.
При наличии в автохозяйстве нескольких универсальных постов обслуживание автомобилей организуют с помощью специализированных бригад, переходящих последовательно от одного поста к другому.
При таком методе организации обслуживания применяют преимущественно тупиковые параллельно расположенные посты (рис. 175). Въезд на пост автомобиля осуществляется передним ходом, а съезд - задним ходом. Проездные прямоточные посты применяют для уборки и мойки автомобилей. На каждом из параллельных универсальных постов возможно выполнение различного объема работ, что позволяет одовременно обслуживать разнотипные автомобили. В этом заключается преимущество данного метода обслуживания.
Недостатком тупикового расположения постов является загрязнение воздуха отработавшими газами в процессе маневрирования автомобиля при его установке на пост и съезде с него, а также затраты времени на маневрирование.
При обслуживании на специализированных постах на каждом из них выполняется часть всего комплекса работ данного вида технического обслуживания, требующих однородного оборудования и соответственной специализации рабочих.
При организации обслуживания на специализированных постах могут быть применены поточный или oпeрационно-постовой методы.
При поточном методе весь комплекс работ данного вида технического обслуживания выполняется одновременно на нескольких специализированных постах, расположенных в технологической последовательности выполнения обслуживания. При этом посты располагаются последовательно по направлению движения автомобиля (рис. 1, ж) прямоточно или в поперечном направлении и их совокупность образует поточную линию обслуживания. Специализация постов на поточной линии обслуживания производится либо по виду работ, либо по виду работ и агрегатам, механизмам и системам.
Рисунок 1- Типы и расположение постов: тупиковые посты - а - параллельное без проезда; б - параллельное с проездом; в - параллельное двустороннее (прямоугольное) с проездом; г - косоугольное; д - комбинированное; проездные посты - е - параллельное; ж - последовательное
Особенностью организации работ на поточной линии является необходимость обеспечения синхронизации производства, т. е. одновременного перемещения обслуживаемых автомобилей с поста на пост при одинаковой продолжительности работ на каждом посту с наиболее полным использованием во времени каждого рабочего места. Это достигается правильным определением объема работ для постов и рабочих мест и оснащением их специализированным оборудованием и инструментом, а также обеспечением равномерного и непрерывного поступления автомобилей для обслуживания.
Таким образом, на поточной линии должен быть обеспечен единый такт для всех постов, который представляет собой время простоя автомобиля на данном посту и определяется из выражения
(1),
где tоб - трудоемкость работ, выполняемых на данном посту, чел-мин;