Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.

2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).

3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.

4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.

5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.

Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.

Брачно-семейное право

Законы Ману: уголовное право и процесс.

9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.

10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

11. Основные черты афинского права.

12. Общественный и государственный строй Спарты.

13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)

14. Государственный строй Римской республики.

15. оСОБЕННОСТИ общественного строя и правовое положение групп населения Римской республики. Три статуса правоспособности и способы ее утраты.

Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.

16.Падение республики и переход к монархии в Древнем Риме: реформы Гракхов, военная реформа, триумвираты.

17.Общественный и государственный строй Римской империи (принципат и доминат). Причины падения Западной Римской империи.

18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.

19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву

20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву

21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право

22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву

23. Брак и семья по римскому праву

24. Наследование по римскому праву

25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме

26.Особенности возникновения государства у франков. Государственный строй раннефеодальной монархии франков

27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.

28.«Салическая, правда»: регулирование имущественных отношений, семейно-брачное и наследственное право.

30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX

Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.

31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.

32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.

Реформы Ришелье

Вопрос 33: Правовое регулирование поземельных отношений в феодальной Франции: феод, сезина, цензива, сделки с землей, наследование земли.

Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.

35 вопрос: Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.

Реформы Генриха II

36 вопрос: Сословно-представительная монархия в Англии. «Великая Хартия вольностей» 1215 г. Возникновение парламента.

Великая хартия вольностей. 

Возникновение парламента

37 вопрос: Общественный и государственный строй “Священной Римской империи германской нации» X-XV вв. «Золотая булла» 1356 г.

«Золотая булла» 1356 г.

38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.

39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.

40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.

41 вопрос: Своеобразие феодального права в Англии: «общее право», «право справедливости», статутное право. Классификация феодальных земельных держаний, доверительная собственность.

42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.

43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».

44 вопрос: Феодальное право Германии. «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». «Каролина». «Прусское земское уложение» 1794 г.

45. Уголовное право и процесс по «Каролине».

46.Общая характеристика Английской буржуазной революции XVII века: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

47. Конституционный период Английской буржуазной революции XVII века. «Петиция о праве» 1628 г., «Великая ремонстрация» 1641 г.

48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.

49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.

50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.

51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.

52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.

53. Образование США. «Декларация независимости» 1776 г. «Статьи конфедерации» 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации

Декларация независимости 1776 г.

54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.

55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.

56.Общая характеристика Великой французской революции XVIII в.: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.

58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.

59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.

60. Возникновение французского буржуазного гражданского права. Ликвидация феодальной собственности и феодальных повинностей в ходе революции 1789 – 1794 гг.

61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.

62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.

63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.

64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.

65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.

66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.

67.Создание государства диктатуры пролетариата и социально-экономическое законодательство Парижской коммуны.

68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г

69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

70.Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце XIXв.. Конституция 1871 г

71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.

72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г

73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.

74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.

75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.

76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.

77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.

78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.

79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.

80) Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая и Пятая республики. Конституция 1946 г. и 1958 г.

81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии

83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии

84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.

85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время

86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время

87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.

27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.



Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии не получили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.
Население Галлии под духовным воздействием священнослужителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все больше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного сознания внимание людей естественно концентрировалось на таких вопросах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад'и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть введен в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было окончательно закреплено право королей контролировать назначение епископов.



Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который приближенные короля становились местными правителями - графами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окружающими их сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.
Сами же епископы, владея большими церковными хозяйствами, стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные браки священников с мирянами, представителями феодальной верхушки.
Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI-VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государственного единства в условиях повсеместного неповиновения центральным властям стал церковный собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право гражданских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закладывая таким образом законодательную основу их иммунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь избираться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.


Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715- 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание - бенефиций (от лат.beneficium - благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.

Расширению феодального землевладения в VIII в. способствовали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая волна франкской колонизации. Причем если во франкской колонизации VI-VII вв. принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колонизации VII-IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов.
С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт - клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелкокрестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феодалов. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.

В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати — укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров.



Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора само закабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными.

Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precariadata ("прекарий данный") - своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору precariaremuniratoria ("прекарий возмещенный") прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precariaoblata ("прекарий подаренный") прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.

Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он приобретал над ними все большую власть.
Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом.

Поздние "варварские правды" свидетельствуют и о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происходящих в связи с развитием новых феодальных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.

Вестготы в V-VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Но остготы начали отходить от них. По ст. 121 Остготской правды, например, "если кто давал в долг деньги колону или рабу, без ведома господина, то он мог вернуть долг из пекулия", то есть из имущества, которым он владел.
Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колон ведет самостоятельно хозяйство, но должен платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю.
*Первой цифрой в "варварских правдах" обозначается титул, второй - статья.