Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.
2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).
3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.
4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.
5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.
Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.
Законы Ману: уголовное право и процесс.
9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.
11. Основные черты афинского права.
12. Общественный и государственный строй Спарты.
13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)
14. Государственный строй Римской республики.
Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.
18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.
19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву
20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву
21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право
22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву
23. Брак и семья по римскому праву
24. Наследование по римскому праву
25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме
27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.
30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX
Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.
31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.
32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.
Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.
38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.
39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.
40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.
42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.
43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».
45. Уголовное право и процесс по «Каролине».
48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.
49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.
51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.
52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.
Декларация независимости 1776 г.
54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.
55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.
57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.
58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.
61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.
62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.
63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.
64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.
65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.
66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.
68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г
69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.
72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г
73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.
74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.
75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.
77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.
79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.
81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии
83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии
84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.
85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время
86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время
87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.
Учредительное собрание и Веймарская конституция. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т. п.
На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 ᴦ., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) — 13,5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре — небольшом тогда культурном центре Германии.
В знак доверия к социал-демократам и признательности им Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта.
Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической и партии центра — составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и, самое главное, приняло новую Конституцию Германии, названную Веймарской.
Конституция 1919 ᴦ. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на базе всеобщего избирательного права (ст. 22, 23). Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (Имперский совет) состоял из представителей 18 земел. При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики
В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом. Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера. Президенту разрешалось распускать рейхстаг, в случае если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности точно так же находились в компетенции президента.
Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет ʼʼопасным для существующего порядкаʼʼ. При этом за чрезвычайным положением могли последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод, декретированных Конституцией, назначение правительства — и его главы и всех министров.
Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента͵ игнорируя рейхстаᴦ. Конституция подчеркивала особое положение главы правительства — канцлера республики, которому поручалось ʼʼформулирование базовых принципов политикиʼʼ . Декретировав существование выборных органов государственной власти, Конституция постановляла, что ʼʼчиновники назначаются пожизненноʼʼ, если они служат достаточно безупречно.
Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Но и в данном случае законодатель проявил явную осторожность. Отделив школу от церкви, Конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей, ʼʼнравственное попечение о душеʼʼ, т. е. противодействие атеизму было государственной политикой.
Конституция объявляла частную собственность социальной обязанностью и, в связи с этим обеспечивала должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться
только ʼʼдля блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждениеʼʼ (ст. 153).
76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.
Фашизм в Германии появился сразу же после окончания Первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.
В 1920 г. А. Гитлер выступил с программой из «25 пунктов», ставшей впоследствии программой Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Пронизанная националистическими, шовинистическими идеями превосходства германской нации, эта программа требовала реванша для восстановления «справедливости, попранной Версалем».
В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии - Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти.
В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изменить тактику борьбы за власть.
С 1925 г. начинается "битва за рейхстаг" путем создания широкой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана на привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.
30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. Он приходит к власти как глава коалиционного правительства, так как его партия даже с немногочисленными союзниками не обладала абсолютным большинством голосов в Рейхстаге.
За Гитлера голосовали самые разные соц. слои и группы населения.
С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалась провести в 2 этапа. На первом – ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором – превратить ее в «общность боевую».
Для сплочения немцев в единую «народную общность» необходимо было очистить арийскую расу от «чужой крови», преодолеть классовые, конфессиональные и идеологические противоречия, что предполагалась достигнуть путем устранения политических партий, роме НСДАП, подавления чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных «фюреру и Рейху».
Германский фашизм в первые же месяцы гитлеровского правления ликвидировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изданы чрезвычайные декреты:
1. Отменялись свобода личности, слова, печати, собраний;
2. Полиция наделялась неограниченными правами;
3. Запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все остальные партии, не исключая и буржуазные;
4. Ликвидировалось местное самоуправление.
77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Кризис привел к невиданным раннее выступлением рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.
Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат от Демократической партии Франклин Делано Рузвельт. Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила название «новый курс», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства.
Одной из важнейших задач первого периода «нового курса» в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США.
Экономическая политика «нового курса» этого времени была направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы. С этой целью был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии. После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков, что привело к притоку в них вкладов. Вслед за этим был издан приказ об установлении полного контроля за золотом. Экспорт золота был запрещен.
Закон 1933 г. предусмотрел страхование вкладов для всех банков – для федеральных банков это страхование стало обязательным, для банков штатов – добровольным.
В середине 1933 г. был принят Закон о восстановлении национальной промышленности, самый значительный в законодательстве «нового курса». Он был принят для обеспечения «всеобщего благосостояния»: решения проблем массовой нищеты, достижения сотрудничества между рабочими и работодателями, устранения и решения трудовых конфликтов.
Аграрная политика нашла воплощение в Законе о регулировании сельского хозяйства, предусматривающем создание специального административного органа, который был призван сбалансировать спроси и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены.
Вокруг экономической политики «нового курса» развернулась ожесточенная борьба уже в 1934 г. Против нее выступали правые силы, считавшие «новый курс» чрезмерно радикальным, и левые силы, которые считали его недостаточно решительным.
Во второй половине 30-х гг. меняется главное направление деятельности правительства Рузвельта, определяемое необходимостью проведения кардинальных социальных реформ.
Закон Вагнера («Акт о трудовых отношениях»), принятый в 1935 г. не только впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, но предусмотрел законодательные и судебные гарантии этих прав. В ст. 7 перечислялись права рабочих,нарушение которых входило в понятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей, которым запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций. Закон закреплял «правило большинства», согласно которому от имени рабочих в договорные отношения с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, то есть их профсоюз.
Закон закреплял право рабочих на забастовку. Но всем своих содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган – Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» предпринимателя. Другим направлением деятельности правительства «нового курса» стало создание разветвленной гос. системы социальной защиты населения. В 1935 г. был принят первый Закон о социальном обеспечении и другие законы помощи бедным. Закон о соц. обеспечении предусматривал федеральную соц. помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения.