Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.
2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).
3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.
4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.
5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.
Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.
Законы Ману: уголовное право и процесс.
9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.
11. Основные черты афинского права.
12. Общественный и государственный строй Спарты.
13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)
14. Государственный строй Римской республики.
Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.
18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.
19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву
20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву
21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право
22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву
23. Брак и семья по римскому праву
24. Наследование по римскому праву
25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме
27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.
30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX
Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.
31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.
32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.
Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.
38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.
39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.
40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.
42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.
43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».
45. Уголовное право и процесс по «Каролине».
48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.
49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.
51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.
52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.
Декларация независимости 1776 г.
54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.
55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.
57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.
58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.
61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.
62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.
63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.
64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.
65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.
66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.
68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г
69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.
72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г
73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.
74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.
75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.
77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.
79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.
81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии
83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии
84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.
85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время
86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время
87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.
Великая хартия вольностей.
К началу XIII в. в Англии складываются объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства — монархии с сословным представительством. Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Напротив, при преемниках Генриха II, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливается административный и финансовый произвол короля и его чиновников. В связи с этим признание права сословий участвовать в решении важных политических и финансовых вопросов происходило в Англии в ходе острых социально-политических конфликтов. Они приняли форму движения за ограничение злоупотреблений центральной власти. Это движение возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников. Социальный характер антикоролевских выступлений являлся особенностью политических конфликтов XIII в. по сравнению с баронскими мятежами XI–XII вв. Не случайно эти мощные выступления в XIII в. сопровождались принятием документов, получивших большое историческое значение.Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258–1267 гг., которая привела к возникновению парламента.Великая хартия вольностей 1215 года была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом. Однако историческое значение Хартии может быть оценено лишь с учетом реальных условий развития Англии в конце XII — начале XIII вв. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия является противоречивым документом, не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции.Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т. п. (ст. 2-11 и др.). Так, ст. 2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст. 4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст. 44, 47, 48).Вместе с тем среди чисто "баронских" статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст. 61. В ней прослеживается стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Несмотря на целый ряд оговорок (о процедуре контроля, ссылки на "общину всей земли"), эта статья прямо санкционировала возможность баронской войны против центральной власти. Статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросов — взиманию "щитовых денег". Соответственно определялся и состав этого "общего" совета (ст. 14) только из непосредственных вассалов короля. Характерно, что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществования с г. Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов — талью, король мог по-прежнему взимать единолично. Статьи 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду "равных", изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных. Статья 34 запрещала применение одного из видов судебных приказов (приказа о немедленном восстановлении истца в правах или явке ответчика в королевский суд), тем самым, ограничивая вмешательство короля в споры крупных феодалов с их вассалами по поводу свободных держании. Это мотивировалось в Хартии заботой о сохранении у "свободных людей" их судебных курий. Однако термин "свободный человек" здесь явно употребляется в целях маскировки чисто баронского требования. Ведь в условиях Англии XIII в. обладателями судебной курии могли быть только немногие крупные иммунисты.Гораздо более скромное место занимают статьи, отражающие интересы других участников конфликта. Интересы рыцарства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60, где говорится о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами.Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов. Статья 13 подтверждает за городами древние вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавливает единство мер и весов, важное для развития торговли.Большое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст. 18–20, 38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах. Так, по ст. 38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверия. В ст. 45 король обещал не назначать на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст. 40 взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины. Особую известность получила ст. 39 Хартии. Она запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или "обездоливание каким-либо образом" свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны. В XIV в. ст. 39 Хартии неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных.
Таким образом, Великая хартия отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперспективность баронских претензий и необратимость процесса государственной централизации Англии. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и 61-я.Из политических институтов, предусмотренных "баронскими" статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался "парламентом". Однако такой "парламент" не был ни сословным, ни представительным учреждением.
Возникновение парламента
Более сложным и важным по своим политическим результатам был конфликт в 1258–1267 гг. В 1258 году на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Таким образом, это была новая попытка установления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году. Последовавшие затем в 1259 году Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников.
Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в 1263 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения — парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.
К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее — в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 года установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов". В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю