Файл: Материалы для подготовки к экзаменационной дисциплине История государства и права зарубежных стран Саратов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет, метод, периодизация и значение истории государства и права зарубежных стран.
2. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего Востока (Вавилон и Индия).
3. Законы Хаммурапи: общая характеристика, право собственности, обязательственное право.
4. Законы Хаммурапи: семейно-брачное и наследственное право.
5. Законы Хаммурапи: уголовное право и процесс.
Законы Ману: семейно-брачное и наследственное право.
Законы Ману: уголовное право и процесс.
9. Особенности возникновения государства в Афинах. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
10. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.
11. Основные черты афинского права.
12. Общественный и государственный строй Спарты.
13. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Туллия. (6 царя Древнего Мира)
14. Государственный строй Римской республики.
Правовое положение групп населения республики. Три статуса правоспособности и три способа ее утраты.
18.Этапы развития, системы, источники и систематизация римского права.
19.Классификация вещей, владение, держание, приобретательская давность по римскому праву
20.Содержание, виды, способы приобретения и защиты права собственности по римскому праву
21.Права на чужие вещи по римскому праву: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право
22.Понятие и виды обязательств. Договорные отношения и деликты по римскому праву
23. Брак и семья по римскому праву
24. Наследование по римскому праву
25.Легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс в Древнем Риме
27.Складывание феодальных отношений во франкском государстве (V-IX вв.). Реформы Карла Мартелла.
30.Сеньориальная монархия во Франции XI-XIII вв. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX
Сеньориальная монархия. Формирование правовых основ сословного строя.
31 вопрос: Сословно-представительная монархия во Франции. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г.
32 вопрос: Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье.
Вопрос 34: Уголовное право и процесс в феодальной Франции.
38 вопрос: Особенности абсолютизма в Англии и Германии.
39 вопрос: Источники и основные черты феодального права стран Западной Европы.
40 вопрос: Каноническое и городское право Западной Европы в период феодализма.
42 вопрос: Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных.
43 вопрос: Классификация преступлений в феодальной Англии. «Кровавое законодательство».
45. Уголовное право и процесс по «Каролине».
48. Гражданская война и буржуазно-демократический этап Английской буржуазной революции XVII в.
49. Индепендентская республика и протекторат О. Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г.
50. Реставрация монархии Стюартов. Виги и тори. «Хабеас корпус акт» 1679 г.
51. Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии.
52. Возникновение, особенности и эволюция англосаксонской и континентальной систем права.
Декларация независимости 1776 г.
54.Конституция США 1787 года. «Билль о правах» 1791 год.
55. Гражданская война 1861 – 1864 гг. в США и правовое закрепление ее результатов.
57. Развитие Великой французской революции при власти конституционалистов и жирондистов.
58. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Конституция Франции 1791 г. Закон Ле–Шапелье.
59. Система органов, политика, причины падения якобинской диктатуры.
61. Государственный строй Франции в период Директории, Консульства и Первой империи.
62.Кодекс Наполеона 1804 г., его структура. Брачно-семейное и наследственное право.
63. Вещное и обязательственное право по Кодексу Наполеона 1804 г.
64.Уголовный кодекс Франции 1791 г. и 1810 г.
65. Революция 1848 – 1851 гг. и Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.
66. Государственный переворот 1851 г. во Франции. Политический режим и падение Второй империи.
68.Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г
69.Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.
72.Субъекты права, вещное и обязательственное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г
73. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. Конституция 1889 г.
74. Изменения в политической системе и государственном строе Англии в XIX – XX вв.
75. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
76) Сущность и механизм фашистской диктатуры в Германии.
77) «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Закон Вагнера 1935 г.
78) Изменение государственного строя США после второй мировой войны. Реформы избирательного права.
79) Антидемократическое и антитрестовское законодательство США.
81) Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
82) Образование ФРГ. Основной закон 1949 г. Объединение германии
83) Конституция Японии 1946 г. Демократизация послевоенной Японии
84)Изменения в источниках и системе права в Новейшее время.
85) Основные Тенденции в развитии Уголовного Процесса в Новейшее Время
86) Основные Изменения в Уголовном праве в Новейшее Время
87) Основные черты социального законодательства в новейшее время.
70.Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце XIXв.. Конституция 1871 г
Борьба Пруссии за гегемонию в Германии началась задолго до династийных войн. Пруссия начала ее с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического пространства.
Образование Германского союзав 1815 г. не решило проблемы экономического и таможенного объединения Германии.
Пруссия в 1818 г. приняла новый таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями.
С 1819 по 1833 г. Пруссия добилась заключения целого ряда таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом объединительной политики Пруссии стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошли 20 членов Германского союза.
В 1847 г. на очередной конференции Таможенного союза, проходившей в Лейпциге, был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота - важнейшей части всего кредитно-денежного обращения. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения в политически раздробленной стране стало беспрецедентным событием. Оно окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии.
Впоследствии в Пруссия объединяет земли, присваивая их военными завоеваниями. Так были присоединены Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли Германии.
Победоносная война с Францией в 1871 г. привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд. франков в пользу Германии.
18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I.
Так, в Германии XIX в. была решена главная задача буржуазной революции - объединение страны, способствовавшее ее бурному развитию по пути экономического прогресса, развитию капиталистического предпринимательства, созданию множества акционерных компаний, банков, новых отраслей промышленности. Имперский банк с этого времени становится мощным рычагом осуществления экономической политики правительства. Вводятся единые мера и вес, таможенные тарифы, патентное законодательство и пр. В течение двух-трех десятилетий страна превращается в одну из самых передовых и индустриально развитых стран Европы и мира.
Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. Преобладающая роль в системе государственных органов у Бундесрата, который состоял из членов, назначаемых партиями отдельных государств, субъектов. Совет обладал законодательной властью, и имел права помимо Рейхстага издавать указы с силой законы.
Вместе с Императором Союзный совет мог распустить Рейхстаг. Бундесрат работал в закрытых заседаниях. Через него Пруссия могла проводить любые законы.
Председатель Бундесрата – Канцлер, назначался императором. Если у членов Бундесрата мнения по какому-либо вопросу разделялись, то его голос был решающий.
Рейхстаг – избирался путем всеобщих выборов тайным голосованием, на 5 лет.
Депутаты Рейхстага не получали жалование, в отличие от членов Бундесрата.
Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы, но почти им не пользовался. Его заседания носили гласный характер. Власть была незначительной.
Императорское правительство было представлено в единственном лице – канцлера Бисмарка. Кабинета министров нет, только начальники императорских ведомство - подчинение.
Форма государственного устройства – федерация.
Отличия германской федерации:
1. Члены федерации лишены суверенитета ( в США члены федерации имеют ограниченный суверенитет в законодательстве, исполнительной власти) . В Германии центры присваивали себе почти всю законодательную власть. Федеральная власть в Германии могла быть расширена, так что автономия государств не могла быть исчезнуть.
2. Не было правового формального равенства, частей федерации. Пруссия имела безусловный перевес над всеми вместе остальными частями, под видом федерации создавалось Прусско-германкое централизованное государство.
Конституция Германской империи 1871 г.
В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же “жесткую” модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что “имперские законы имеют преимущество перед законами земельными” (гл. II, ст. 2). В статьи третьей главы Конституции 1871 г. “Союзный совет” (Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название “союза неравных”. Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств. Конституция 1871 г. не знала принципа “ответственное правительство”, ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против “мнимого конституционализма” Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа «народного суверенитета», который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.
71.Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.
ГГУ составлено по так называемой пандектной системе. Уложение состояло из 2385 статей.
Оно состоит не из трех частей, как Кодекс Наполеона, а из пяти (общая часть и четыре специальных):
1. Общая часть (о лицах физических и юридических, сделках и вещах вообще, давности и т.д.);
2. Обязательственное право;
3. Вещное право (собственность, владение);
4. Семейное право;
5. Наследственное право.
Оно написано тяжелым слогом, доступным только специалистам, обилие ссылок одних статей на другие; характерна неопределенность формулировок.
Законодательно признаны права юридических лиц: подразделялись на общества (устав, наличие правления, полномочия) и учреждения (для создания акт учреждения и утверждение его тем союзным государством, в пределах которого учреждение должно иметь свое место жительства);
Структура ГГУ:
Общая часть, 7 разделов: лица; вещи и животные; сделки; сроки; исковая давность; осуществление прав, самозащита (самопомощь); обеспечение интересов
· Обязательственное право, 7 разделов: содержание обязательств; обязательства, вытекающие из договора; прекращение обязательств; уступка требования; перевод долга; множественность на сторонах должника и кредитора; отдельные виды обязательств
· Вещное право, 9 разделов: владение; общие предписания о правах на земельные участки; собственность; наследственное право застройки; сервитуты преимущественное право покупки; вещное обременение; ипотека, поземельный и рентный долги; залоговое право на движимые вещи и права.
· Семейное право, 3 раздела: гражданский брак, опека, родство
· Наследственное право, 9 разделов: порядок наследования, правовое положение наследника, завещание, договор о наследовании, обязательная доля, недостойный наследник, отказ от права наследования, свидетельство о праве на наследство, покупка наследства .
Семейное право
Брак являлся светским институтом. Моногамный характер. В ГГУ нет определения брака. Постановлялось, что:
Нельзя вступать в новый брак пока прежний не был расторжен или признан ничтожным.
Установлен брачный возраст: м =21 год, ж =16 лет.
Устанавливалось право родителей давать согласие на брак для несовершеннолетних детей.
Определялась процедура заключения брака: брак заключался по заявлению брачующихся перед чиновниками гражданского состояния лично.
Ничтожность брака:
1. не соблюдена процедура заключения брака.
2. если один из супругов во время заключения брака был недееспособным, находился в бессознательном состоянии, временное расстройство душевной деятельности.
3. если один из супругов состоял в действительном браке с 3м лицом.
4. если заключён между родственниками или свойственниками.
5. прелюбодеяние.
Основания развода.
1. виновное прелюбодеяние.
2. злонамеренное оставление.
3. нарушение одним из супругов своих обязанностей, в том числе жестокое обращение => невозможность продолжения брака.
Брак не может быть расторгнут по взаимному согласию.
Отношения между супругами:
ГГУ не знало легальной власти мужа над женой, но и не провозглашало равенства между ними.
Замужняя женщина имела имущественную дееспособность.
Жена должна была заведовать семейным хозяйством
ГГУ установил режим общности имущества с правом мужа управлять и пользоваться им. В рамках данного институт существовал институт внесённого имущества – имущество жены, принадлежащее ей до брака, приобретенное во время брака находилось в управлении и пользовании мужа.
Также существовал институт отдельного имущества – личное имущество жены, всё что получила по наследству, приобрела самостоятельным трудом. Не находилось в управлении и пользовании у мужа.
Отношения между родителями и детьми:
-
Несовершеннолетние дети находились под родительской властью (отца и матери) -
Обязанность заботиться о личности ребёнка равным образом возлагалась и на отца, и на мать. -
Отец имел право пользоваться имуществом детей. -
Отец обязан до 16 лет выплачивать определённую сумму для содержания своего незаконного ребёнка в соответствии с положением матери этого ребёнка.